Классный час на тему Дети — герои Великой Отечественной Войны


Классный час на тему
«Дети - герои Великой Отечественной войны»
Среди большой войны жестокой,С чего - ума не приложу,Мне жалко той судьбы далекой,Как будто мертвый, одинокий,Как будто это я лежу,Примерзший, маленький, убитыйНа той войне незнаменитой,Забытый, маленький, лежу.
(Александр Твардовский)
Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне; формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны; воспитывать активную жизненную позицию; способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; побуждать детей к изучению истории страны, к участию в патриотических мероприятиях.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: распределить среди детей (7 учеников) материалы информационного блока.
Оформление: рисунки о войне, фото ребят ВОВ
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Война — какое беспощадное и тяжелое время, которое уносит жизни многих ни в чем не повинных людей. Те, кто затевают войны, думают только о себе и видят только себя главным во всем мире. Они не любят мир вокруг, не ценят его богатства и уважают только себя. А на самом деле все люди равны. Я живу, радуюсь, печалюсь как и все. Но только жизненный путь у каждого свой. Трагические события проявляют личные качества человека. Если у человека добрые душа и сердце, он заступится за слабого, не пожалеет своей жизни ради чужой. Таких людей называют героями. Медсестры вытаскивали раненых с поля боя, летчики и танкисты, расстреливая боезапас, шли на таран, партизаны подрывали вражеские эшелоны... Люди отдавали свои жизни за родину, за свободу, за мирную жизнь, за будущее. Именно им мы обязаны своей победе над фашизмом. Даже сегодня, спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, которая научила многие поколения ценить мир и мирную жизнь, гремят взрывы и гибнут люди. Но сегодня войну ведет невидимый враг, и тем он опаснее и страшнее. Этот враг- терроризм.
Я передаю слово нашей группе.
II. Информационный блок «Детский фронт»
Галя Комлева
Ученик 1. Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной. Можно сказать, что на территории нашей страны действовал в годы войны самый настоящий детский фронт. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо.
Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна.
Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1
степени.
Володя Казначеев
Ученик 2. … 1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в
партизанский отряд. Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя
ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. Володя
на вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник - совсем еще мальчик. Володя
Казначеев награжден орденом Ленина, медалью "Партизану Отечественной
войны" 1 степени.
Витя Хоменко
Ученик 3. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои.
Вася Коробко
Ученик 4. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. В 1944 году погиб смертью героя. Василию Коробко тогда едва исполнилось шестнадцать. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны".
Александр Матросов
Ученик 5. 5 февраля 1924 г . – 27 февраля 1943 Стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В. Сталина 6-го Сталинского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса 22-й армии Калининского фронта, рядовой. Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.
Тихон Баран
Ученик 6. А о подвиге этого 12-летнего белорусского мальчишки узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Этого мальчика звали Тихон Баран. Вся его семья - 6 детей и родители - ушла в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тихона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в свою деревню. Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую фашисты решили стереть с лица земли как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестер. Один из гестаповцев догадался, что Тихон связан с партизанами. Через час все 957 жителей Деревни были расстреляны, а Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны.
Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах.
Ваня Федоров
Ученик 7. Он родился за тысячи километров от Сталинграда, в Смоленской деревне. Родители его погибли в первые же месяцы войны, родная деревня была сожжена. В свои 14 лет он решил пробраться на фронт. Часто во время боев он помогал бойцам: то заменит заряжающего, то наводчика, то обеспечит доставку боеприпасов. В самые трудные дни обороны Сталинграда Ване пришлось заменить убитого наводчика. Он один вел стрельбу по немецким танкам. Когда ему перебили левую руку, он правой рукой стал швырять гранаты в танки. Когда осколком ему оторвало кисть правой руки, он обрубками рук прижал гранату к груди и, выпрямившись во весь рост, пошел навстречу танкам. Фашисты были ошеломлены. Вырвав зубами чеку, Ваня бросился под головной танк, который загородил путь остальным. Фашисты в этот день к Волге не прорвались.
III. Интерактивная беседа
Перед началом беседы звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала».
Классный руководитель. Вы знаете, ребята, очень страшно было всем – и взрослым, и детям, - когда начинались обстрелы. Людям приходилось скрываться в подвалах или в специально сделанных бомбоубежищах. Все внимательно прислушивались: не летят ли самолёты, или начинала завывать сирена, и по её звуку все быстрее бежали прятаться.
Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, конечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше. Вот как пишет об этом уже знакомый нам мальчик:
«После окончания учёбы детей направляли целыми отрядами на полевые работы – на прополку и окучивание. Это было самое тяжёлое время, особенно в жаркие летние дни. Бывало, пропалываешь грядку, а конца её не видно, весь обливаешься потом. При этом товарищи тебя подгоняли, если ты отстаёшь от «цепи». Надо было не только успевать идти в линии, но и обращали внимание на чистоту прополки. Всем хотелось, чтобы по окончании работы воспитатель похвалила не только за быстроту, но и за качество».
Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодёжь воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребёнок или подросток не вызывал подозрения у немцев;  кто-то жил вместе с солдатами, и тогда его называли «сын полка». Вот о таком мальчике даже написана книга писателем В. Катаевым. Послушаем песню о юном герое, которая называется «Орлёнок».
Педагог включает аудиозапись песни «Орлёнок» (муз. Я. Шведова, сл. В.Белова). После прослушивания проводится беседа.
Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.
Звучит аудиозапись песни «Орлята учатся летать» (муз. А. Пахмутовой, сл. В Добронравова)IV. Заключительное слово
Классный руководитель. На этом наше мероприятие заканчивается. Я надеюсь, что Вы запомните имена подростков – героев, Ваших ровесников. Которые, глядя в глаза самой смерти, совершили геройские поступки. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне. Мы всегда будем помнить всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю. Если наша сегодняшняя встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро! Желаем всем крепкого здоровья и большого человеческого счастья!
V. Музыкальный финал «Споемте, друзья!»
(Включается музыка, дети поют песни, о которых узнали в ходе классного часа.)