Занятия аквааэробикой как форма организации третьего часа урока физической культуры в школе первой ступени.
Наименование педагогической концепции
Занятия аквааэробикой как форма организации третьего часа урока физической культуры в школе первой ступени.
Условия возникновения и становления опыта.
В 2011 году, в МБОУ «Средней общеобразовательной школе №6» в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений введен третий час физической культуры.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Тогда возник вопрос: как мне, учителю физической культуры, реализовывать третий час урока физической культурыв школе первой ступени? Так чтобы урок был интересный, продуктивный, который релизовал был цель введения третьего часа в общеобразовательных учреждений.
Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
В основу стандарта положены новые принципы построения, выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека - является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
В 2011 году педагогический совет «Ветер перемен, или Как подготовить современный урок?» заставил задуматься о новых требованиях ФГОС, предъявляемых к современному уроку. Это способствовало изучению нетрадиционных средств и методов построения и проведения третьго часа урока физической культуры.
Актуальность и перспективность опыта.
Современное общество выдвигает новые требования к образованию, учитывающие государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Определенный набор знаний и умений теперь не может быть результатом обучения. Мобильность, креативность, способность к саморазвитию и самореализации наиболее ценны и востребованы современным обществом.
В связи с этим по-новому понимается результат образования.
Предметный результат
Метапредметный результат (УУД)
Личностный результат
Основы системы научных знаний
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД Познавательные УУД
Самоопределение
Смыслообразование
Морально-этическая ориентация
Всем кто занимается физическим воспитанием молодежи, хорошо известны проблемы работы со школьниками:
Увеличение с каждым годом численности специальных медицинских групп вследствие ухудшения состояния здоровья детей;
Большая подверженность усталости, стрессовым ситуациям в связи с большой нагрузкой;
Наличие подгрупп, различных по заболеваниям;
Частые пропуски занятий из-за болезни.
Уменьшение мотивации для занятия физической культурой и спортом.
Все это заставило меня более внимательно посмотреть на процесс физического воспитания учащихся начальной школы. На современном этапе развития школьного физкультурного образования многими исследователями - В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон, Л.Е.Любомирский, Е.Н.Литвинова, показана важность научного обоснования вариативного компонента программы по физическому воспитанию. Однако должного отражения в научно - методических изданиях, исследованиях по возможности использования в вариативной части программы занятий акваэробикой, места их в уроках физической культуры и рациональной последовательности их освоения при планировании педагогического процесса физического воспитания в школе нет.
Основной задачей школьных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся начальной школы является применение оздоровительных технологий. Повышение эффективности процесса физического воспитания школьников, обеспечивается реализацией содержания модели оздоровительных технологий, которые направлены на улучшение качества физического воспитания и включают сочетание интеллектуальной и двигательной деятельности как фактор здоровъесбережения обучающихся. Для повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся начальной школы была проведена диагностика физического состояния здоровья. В результате проведенного исследования по данным анализа медицинских карт получены следующие данные: у 10% выявлены заболевания глаз, 12% - заболевания опорно – двигательного аппарата, 8% - заболевания дыхательной системы, 7% заболевания желудочно - кишечного тракта, 5% -заболевания эндокринной системы (приложение №1). Анализ полученных данных показал, что учащиеся нуждаются в дополнительных формах физкультурно - оздоровительной работы, направленной на укрепление здоровья. Недостаточное количество федеральных директивных документов по данному вопросу еще больше затрудняет эту работу. Проблема в том, что общепринятая система физического воспитания и многие другие авторские программы:
- не учитывают конкретных условий учебных учреждений;
- не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и уровнем здоровья.
В последние десятилетия актуальной проблемой физического воспитания в школе остается поиск нетрадиционных средств и методов построения и проведения занятий. Необходима грамотная высокоэффективная организация педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего здоровьесберегающие технологии. В настоящее время существует большое количество нетрадиционных средств оздоровительной культуры: гимнастика йогов, парадоксальная дыхательная гимнастика, хатка - йога, каланетика, стретчинг. В каждой из них есть свое рациональное зерно. Но все они достаточно сложны для освоения школьниками. Поэтому моей задачей было подобрать и внедрить те нетрадиционные средства оздоровительной направленности, которые были бы максимально просты и не требовали особых усилий – специальной одежды, инвентаря, а также вызывали у школьников интерес и имели максимально выраженный оздоровительный эффект.
Система моей работы складывалась в процессе поиска способов преодоления противоречия между необходимостью гармоничного физического развития школьников и острым дефицитом учебного времени.
В 2011 учебном году совместными усилиями администрации школы и учителей физической культуры удалось оборудовать бассейн, предназначенный для занятий оздоровительной физической культурой. Вот тогда - то и началось воплощение идеи использования нетрадиционных средств оздоровительной направленности с применением музыки, что постепенно способствовало изменению отношения у учащихся начальной школы к занятиям физической культурой.
Для решения данной проблемы мною была скорректирована и апробирована программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008). Программой определены основные направления практической деятельности по оздоровлению детей, одним из которых является использование плавания. Мною была скорректирована данная программа и дополнена упражнениями аквааэробики. В вариативную часть программы по физической культуре мною включена аквааэробика, что продиктовано большим интересом учащихся к этому виду деятельности.
Эта программа позволяет ввести инновации на уроках физической культуры, внедрять нетрадиционные формы плавания, использовать нестандартный инвентарь. Основу программы составляют упражнения с элементами аквааэробики.
Не всегда легко убедить ребенка в том, что о своем здоровье нужно начинать заботиться уже сейчас. Совсем другое дело, если занятия физической культурой приносят положительные эмоции. Наверное, нет такого ребенка, которому бы не нравилась вода, она способна не только повысить настроение, но и общую работоспособность организма. Поэтому занятия аквааэробикой – это хорошая альтернатива обычным тренировкам в зале, они помогают укрепить мускулатуру и обеспечивают хорошую осанку. К тому же одно только присутствие в воде – это хорошая закаливающая процедура, ведь в водной среде тело охлаждается в 1,5 раза быстрее, чем на воздухе. Это так же хорошо действует на сердечно-сосудистую систему ребенка. К тому же было подмечено, что дети, которые занимаются аквааэробикой, болеют простудными заболеваниями намного реже.
Занятия авкааэробикой очень полезны для детей, ведь во время исполнения упражнений основная нагрузка приходится на мускулатуру, в то время как суставы и позвоночник отдыхают. Это очень важно для детского организма, так как неправильная нагрузка на суставы может впоследствии привести к серьезным проблемам. Это особенно актуально для детей с лишним весом. Занятия аквааэробикой для них – это прекрасная возможность нормализовать свой вес. Когда ребенок занимается аквааэробикой, у него работают мышцы, которые мало задействованы в повседневной жизни, к тому же во время таких занятий растягиваются связки, развивается гибкость, и детский организм получает все необходимое для гармоничного развития.
Для того чтобы занятия аквааэробикой проходили как можно веселее и увлекательнее, применяется различное оборудование, которое очень нравится детям. Нудлсы отлично держатся на воде, поэтому их используют не только для обучения плаванию, но и в различных играх; из них можно соорудить различные лодки, стулья, плоты, после чего обычная тренировка превратится в увлекательное занятие. Нудлсы просто незаменимы для занятий аквааэробикой (приложение №4).
После первого года внедрения в учебный процесс занятий аквааэробикой совместно с медицинским работником школы провели диагностику уровня физической подготовленности по тестам и оценку состояния здоровья, тестируя учащихся 2 раза в год: в октябре и мае. Занимаясь аквааэробикой на уроках физической культуры, учащиеся стали реже болеть, у них улучшились показатели в состоянии здоровья (приложение №2).
Решить задачу воспитания нового человека применяя нестандартные средства оздоровительной направленности на занятиях физической культурой с учащимися начальной школы стало возможным благодаря:
Наличие и оснащение плавательного бассейна в МБОУ «СОШ №6»;
Функционированию на базе школы курса «Аквааэробики»;
Наличие спортинвентаря для занятий (плавательные доски, специальные гимнастические палки для аквааэробики «нудл», мячи), что позволило активно применять оздоровительные технологии в сочетании с музыкой или в игровой форме. (Приложение №4,5,6).
Поиск решения данной проблемы привел меня к необходимости осмыслить собственный педагогический опыт.
Актуальность и перспективность представленного опыта в том, что применение занятий аквааэробики на уроках физической культуры – перспективная форма проведения занятий и является на практике методическим пособием для работы в данном направлении с учащимися начальной школы.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в поиске нетрадиционных средств и методов оздоровительной направленности, которые могут оказать положительное влияние на здоровье учащихся и создать условия для преподавателя, которые позволят не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и помогут раскрыть детям свои потенциальные способности.
Теоретическая база опыта.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке.
Методическим основанием опыта явились ключевые положения следующих теоретических концепций: сохранение и укрепление состояния здоровья средствами физического воспитания (А.Г. Сухарев, Л.М. Лебедева).
Изучив научно – методическую литературу по данному вопросу выяснила.
Аквааэробика - разновидность аэробики, когда тренировки проходят в бассейне. Сегодня это самое эффективное и популярное средство для тех, кто хочет восстановить здоровье, похудеть и поддерживать себя в тонусе, отчасти потому, что при этом виде физической активности одновременно работает вся мускулатура тела.
О занятиях в воде впервые упоминается в манускриптах Древнего Китая. Тогда, во время обучения восточным единоборствам, ученики китайских монахов отрабатывали резкость и точность ударов в воде. В 20-30-е годы XX века в целях пропагандирования плавания было распространено так называемое хороводное плавание, или фигурная маршировка в воде, под музыкальное сопровождение, как правило, это был духовой оркестр.
Аквааэробика же активно начала использоваться в качестве тренировки для спортсменов. Глен Макуотерз, известный в США легкоатлет, стал использовать этот вид спорта. Около 50% членов сборной команды США по легкой атлетике применяли бег и различные упражнения в воде как одно из эффективных средств подготовки к Олимпийским играм и другим соревнованиям. И только в последние десятилетия этот вид физической активности стал необыкновенно популярен среди населения.
Сегодня аквааэробика - это комплекс упражнений под музыкальный ритм, дарящий многим людям с различными физическими возможностями радость и возможность быть в форме и продлевать свое здоровье.
Аквааэробика это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений в воде (игры, аттракционы в аквапарках) до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность. В отличие от других видов физических упражнений аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект. Для понимания воздействия аквааэробики на человеческий организм и правильного ее применения необходимо знать специфические особенности выполнения физических упражнений в воде.
На тело занимающегося действуют сила тяжести и выталкивающая сила, равная весу вытесненной им воды. В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела; создает условия для корригирования нарушений осанки, восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения последствий травм. Выталкивающая сила создает благоприятные условия для людей с избыточным весом, передвижение которых по суше (и особенно выполнение упражнений) связано с очень большими трудностями. Поэтому большинство «рекордсменов» по снижению веса тела (согласно Книге рекордов Гиннесса) применяли упражнения в воде. На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление. Вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, обеспечивая на весь день ощущение бодрости и повышая работоспособность.
Одним из следствий гидростатического давления является большая нагрузка на грудную клетку при вдохе и на дыхательные мышцы при форсированном выдохе в воду. Это стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ), вырабатывает правильный ритм дыхания. Большая плотность воды (по сравнению с воздухом) требует больших усилий для преодоления ее сопротивления при движениях. У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ.
При организации здоровьесберегающего образовательного процесса, по мнению М.В. Антроповой необходимо уделять большое внимание трем основным группам факторов, влияющих на степень работоспособности учащихся: факторам физиологического характера (пол, возраст, состояние здоровья), физического характера (освещение помещения, температура воздуха, шум и т.д), психического характера (самочувствие, настроение, порицание, поощрение).
Ученые В.Ф. Лахтман, Н.К. Смирнов считают, что кроме стремления защитить школьников от воздействия негативных факторов образовательного процесса, необходимо последовательно и планомерно обучать их ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. Причем делать это не в традиционных формах проведения большинства уроков, а в режиме активных методов обучения, с использованием игр, тренингов, анализом реальных жизненных ситуаций.
Анализ программ по физическому воспитанию показал, что каждая программа отражает, прежде всего, социальный заказ того времени, к которому она относится. Но при этом содержание большинства программ не учитывает широкие возможности физической культуры в деле всестороннего гармоничного развития личности и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению, как показывает практика, далеко не всегда заявленные программы были реализованы в полной мере.
Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов под редакцией
(авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008); направлена на формирование у школьников мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также знаний, умений, навыков, необходимых для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Учебный материал распределен по разделам программы: легкая атлетика, гимнастика, лыжные гонки, плавание, подвижные игры и спортивные игры.
В программе предусмотрена базовая и вариативная часть. Базовая часть - это основа Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Ею должны овладеть все школьники, независимо от того, в каком регионе они живут, каковы их индивидуальные отличия. Освоение базовых основ позволяет удовлетворить потребности в достижении оптимального уровня физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В педагогическом плане базовый компонент необходим для организации развивающего непрерывного обучения. Нельзя, конечно, забывать и того, что базовая физическая культура - это хотя и главная, но только одна составная часть физической культуры.
Вариативная часть обусловлена необходимостью развития индивидуальных и национальных особенностей работы школ, интересам и запросам учеников.
Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных возможностей организма школьников и эффективного развития основных двигательных качеств.
Известно, что одним из эффективных средств физического воспитания являются оздоровительные виды гимнастики, а именно аквааэробика выполняемая под музыкальное сопровождение. Такое сочетание разнохарактерных движений позволяет развивать общую культуру движений школьников, ориентировку в музыкальных ритмах, комплексно воздействовать на двигательные качества.
Однако, на мой взгляд, нуждается в дальнейшей разработке воздействия занятий акааэробикой на развитие двигательных способностей учащихся; изучение аспектов обучения элементам акупрессуры, построенных с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого учащегося. Данные вопросы в научно-методической литературе освещены недостаточно. В этой связи особую значимость приобретает поиск решений, обеспечивающих результативность обучения школьников, и построение системы обучения с учетом индивидуального дифференцированного подхода, определение соотношения организованного обучения сложно-координационным видам двигательной деятельности и самостоятельных занятий, а также выделения методов нравственно-волевого развития учащихся и методов мотивации.
Актуально стоит вопрос о логичном и рациональном внедрении нетрадиционных средств, в проведении уроков физической культуры, каждый из которых должен нести разнообразный характер на основе определенной тематики занятий. Одним из путей решения данного вопроса является рациональное применения нетрадиционных средств физической активности. В аквааэробика, которая вносит новизну и разнообразие в двигательную деятельность учащихся, на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением и разнообразным применением предметов.
Новизна опыта
Новизна опыта обусловлена тем, что разработан методический подход к использованию нетрадиционных средств оздоровительной направленности на уроках физической культуры с учащимися начальной школы.
Нововведения в содержательном аспекте опыта связаны с разработкой системы уроков с элементов аквааэробики на занятиях физической культуры с учащимися начальной школы
Технология опыта
Цель педагогической деятельности – организация уроков физической культуры с учащимися начальной школы таким образом, чтобы они обеспечивали каждому ребенку гармоничное развитие, формирование учебных универсальных действий, помогали ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня.
Задачи:
- разработать содержание вариативной части программы в виде комплексов аквааэробики и их применения на уроках физической культуры;
- выявить эффективность использования комплексов аквааэробики по показателям физической нагрузки на учащихся;
- формировать у учащихся знания о физкультурной деятельности, о бережном отношении к своему здоровью;
- использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни;
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создавать условия для предупреждения заболеваний ребенка.
Рабочая программа по курсу внеурочной физкультурно – оздоровительной направленности «Аквааэробика» составлена на основе нормативных документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);
- Концепции модернизации Российского образования;
- Концепции содержания непрерывного образования;
-Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008). Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка.
Отличительной чертой данной программы является включение курса аквааэробики как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством аквааэробики открывают для учащихся начальной школы новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.
Основное содержание программы.
Для учащихся 1-4 классов - это упражнения аквааэробики, при посещении занятий один раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. В основу курса положена методика проведения физических упражнений под музыку, выполняемые в воде без предмета и с предметами (мячи, «нудл», доска для плавания). Основными средствами занятий яляются физические упражнения:
- для освоения с водой;
- для освоения и совершенствования навыка плавания;
- игры на воде;
- учебные подскоки, прыжки, бег.
- на силовые способности;
- на гибкость;
- на аэробную направленность;
- на расслабление.
Содержание программы для 1-4 классов
Цель: формирование учебных универсальных действий.
Задачи:
Личностные ууд.
Развитие рефлексивной самооценки действия за счёт:
- сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки, умения ребёнка фиксировать свои изменения и понимать их
- создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недалёком прошлом
- создание на мотивационном этапе учебно-проблемной ситуации.
2 .Познавательные ууд.
- самостоятельное выделение и формулировка учебной цели
- поиск и выделение необходимой информации
- Учить:
- пониманию сути двигательного действия
- учитывать личностные характеристики и показатели (от физиологических до психологических, личностных характеристик ).
3. Регулятивные ууд.
-воспитание потребности к регулярным занятиям плаванием.
4. Коммуникативные ууд.
- общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности.
- комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий.
- учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач.
- создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему.
- учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения, усилению коллективной позиции за счёт суммирования плюсов и устранения минусов.
- учить работе в группах, парах, соперничающих командах.
- создавать условия для решения задач формирования коммуникативных умений в процессе групповой работы.
- проговаривание возникающих чувств, мыслей, побуждений, состояний.
- поощрение попыток делать обобщения и выводы.
Примерное распределение программного материала при занятиях один час в неделю.
№
Разделы и темы
Количество часов
класс
1
2
3
4
Знания*
1.
Правила поведения и нормы безопасности при проведении занятий по плаванию
+
+
+
+
2.
Значение занятий плаванием и их влияние на организм занимающихся
+
+
+
+
3.
Сведения о своем организме, уровнях развития физических и плавательных качеств
+
+
+
+
4.
Личная гигиена, гигиена до, во время и после занятий; способы закаливания, режим дня
+
+
+
+
5.
Простейшие сведения из истории плавания
+
+
6.
Способы плавания, их особенности; старты, повороты при плавании разными способами
+
+
+
+
7.
Правила безопасности на воде: при плавании в открытых водоемах, катании на лодках, передвижении по льду и др.
+
+
+
+
8.
Простейшие способы транспортировки пострадавшего на воде
+
+
9.
Требования и контрольные нормативы, которые должны выполнять занимающиеся во время и после прохождения программы обучения
+
+
+
+
Итого:
1
1
1
1
Умения и навыки
1.
Упражнения на суше:
- общеразвивающие упражнения для развития основных физических качеств
+
+
+
+
- специальные, имитационные плавательные упражнения для освоения движений руками, ногами различными способами плавания с вариантами дыхания
+
+
+
+
Итого:
1
1
1
1
2.
Упражнения для освоения с водой:
- «медуза», «поплавок», «звездочка» на груди и на спине
+
+
+
+
- «стрела» скольжения на груди и на спине, «торпеда»
+
+
+
+
- кувырки вперед, назад, на месте и с продвижением
+
+
+
+
- игры в воде
+
+
+
+
Итого:
2
2
1
1
3.
Упражнения в воде:
- комплекс упражнений без предмета
20
20
11
11
- комплекс упражнений с мячами
9-10
10
10
- комплекс упражнений с «нудл»
-
-
10-12
10-12
- выполнение отдельных элементов прикладного плавания:
10
2
2
2
спады в воду
прыжки в воду, стартовые прыжки
повороты при плавании на груди и на спине
ныряние в длину и глубину
игры и эстафеты
Контрольные занятия
2
2
2
2
Всего:
37-40
37-40
38-41
38-41
Требования к подготовке обучающихся.
№
Требования
Классы
1
2
3
4
1.
Знать:
Правила поведения и нормы безопасности на занятиях плаванием
+
+
+
+
2.
Значение занятий плаванием и их влияние на организм
+
+
+
+
3.
Сведения о своем организме, развитии физических и плавательных качеств
+
+
+
+
4.
О личной гигиене до и после занятий
+
+
+
+
5.
Способы закаливания, режим дня
+
+
+
+
6.
Простейшие сведения из истории плавания
+
+
7.
Особенности всех способов плавания
+
+
+
+
8.
Старты, повороты при плавании разными способами
+
+
+
+
9.
Правила безопасности на воде: при плавании в открытых водоемах, катании на лодках, передвижении по льду и др.
+
+
10.
Простейшие способы транспортировки пострадавшего на воде
+
+
11.
Требования и контрольные нормативы, которые должны выполнять обучающиеся после прохождения программы
+
+
+
+
1.
Уметь:
Выполнять общеразвивающие упражнения на суше
+
+
+
+
2.
Выполнять специальные имитационные плавательные упражнения на суше для освоения движений руками, ногами разными способами с вариантами дыхания
+
+
+
+
3.
Выполнять в воде упражнения для освоения с водой: «медуза», «поплавок», «звездочка» на груди и на спине, скольжения, кувырки
+
+
+
+
4.
Плавать по элементам с движениями руками, ногами всеми спортивными способами с вариантами дыхания
+
+
+
+
5.
Выполнять комплекс упражнений без предмета
+
+
+
+
6.
Выполнять комплекс упражнения с мячами
+
+
+
7.
Выполнять комплекс упражнений с «нудл»
+
+
+
8.
Выполнять спады, прыжки в воду
+
+
+
+
9
Нырять в длину и глубину
+
+
+
+
*На темы, указанные в разделе «Знания», на каждом занятии вводится 5 мин при прохождении раздела «Умения и навыки».
Контрольные нормативы (метры без учета времени)
Классы
Оценка
«5»
«4»
«3»
1
25
20
15
2
50
25
20
3
100
50
25
4
150
50
25
Результативность.
Практическая работа по применению занятий аквааэробикой позволяет сделать следующие выводы:
Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, сотрудничество с медицинскими работниками и психологом , а также при наличии программно – методической и материальной базы. Нетрадиционное применение средств оздоровительной направленности с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:
происходит укрепление опорно - двигательного аппарата;
совершенствуется сердечно - сосудистая и дыхательная системы;
развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
улучшаются процессы саморегуляции и контроля;
сократились простудные заболевания;
сократилось число пропусков уроков по болезни;
наблюдается улучшение состояния здоровья школьников.
Анализ показателей деятельности свидетельствует о положительной динамике состояния здоровья учащихся и повышению мотивации обучения.
Составляя и анализируя усилия, направленные на здоровье детей, мы получили следующую картину. На начало 2014/2015 учебного года в сравнении с 2013-2014 учебным годом уменьшилось количество детей имеющих следующие заболевания на 2% заболевания глаз, на 2% - заболевания опорно – двигательного аппарата, на 2% - заболевания дыхательной системы, на 2% заболевания желудочно - кишечного тракта, на 2% -заболевания эндокринной системы. Сравнительная диаграмма до применения занятий аквааэробикой и после (приложение №3).
Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка школьников: ребенок оценивает свое «я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость. Также наблюдается повышение успеваемости школьников, как на уроках физического воспитания, так и по остальным предметам, возрастает адаптивная способность учащихся к воздействию окружающей среды.
Анализируя опыт своей работы, я могу сделать вывод, что система работы с учащимися начальной школы является оптимальной в условиях школы, благоприятно влияет на личность учащихся и дает стабильно положительные результаты. По мнению родителей и учителей у детей состояние здоровья выравнивается поведение в семье и школе, повышается мотивация к занятию физической культурой и спортом. Учащиеся отличаются сформированными положительными личностными качествами: целеустремленностью, способностью самостоятельно мыслить и принимать решения, силой воли, умением преодолевать трудности, ответственностью, уважением к окружающим.
Резюмируя, следует отметить перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: всё больше объединяя действия учителей физической культуры, медиков, родителей и преподавателей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьников.
Адресная направленность опыта.
Описанный опыт может быть адресован учителям физической культуры, студентам педагогических институтов и всем, кто следит за своим здоровьем, здоровьем своих детей и их уровнем физического развития.
Список литературы
Аквааэробика / авт.-сост. Е.А. Яных, В.А. Захаркина. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.- 127 с. ил.
Аквааэробика. 120 упражнений. / Э. Профит, П. Лопез. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 128 с., ил.
Аквафитнес / И. Тихомирова. – М.: Питер, 2005.- 125 с.
Белая Н.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников. – М.: Советский спорт, 2001. – 272 с., ил.
Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание / Н.Ж.Булгакова. - М.: АСТ- Астрель, 2002. – 160 с.
Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 184с., ил. – (Азбука спорта).
Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.н. Маринич и др.; Под ред Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с., ил.
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 608 с., ил.
Кардамонова Н.Н. Плавание. – М., 2001.
Карпенко Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М., 2006.
Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов.– М., 2007.
Мрыхин Р.П. Я учусь плавать. – Ростов, 2001.
Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию. – М., «Высшая школа», 1990.
Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 2001.
Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде. – М.: Физкультура и спорт,2000.
Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: ФКиС, 2001.
Заголовок 1Заголовок 215