Эссэ Моя педагогическая философия


Эссе «Моя педагогическая философия»
Саранчина Наталья Алексеевна, учитель математики
МКОУ Подгоренской СОШ №1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
«Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу, то
счастье само вас отыщет»
К. Д. Ушинский

Какая из профессий – самая трудная и самая главная? Обычно взрослые люди не задумываются над этим вопросом. Да и можно ли определить такую профессию? Но мудрецы не побоялись дать ответ на этот вопрос, сказав о том, что главной и трудной профессией является профессия родителя…. Я часто задавала себе вопрос: «Но разве «родитель» - профессия?». Шли годы, я сама стала матерью и пришла к выводу, что всё-таки «родитель» - это профессия, если под ней понимать дело, которому служишь всю жизнь. Значит, согласно древним мнениям, большинство взрослых людей владеют, по крайней мере, двумя профессиями – родительской и той, которая в обычной жизни считается профессией.
Наверное, буду дерзкой, но всё-таки позволю себе продолжить мысль древних. Ведь, если родительская профессия – самая главная и самая трудная на всём белом свете, то профессия учителя в этом ряду занимает, безусловно, почётное второе место, являясь почти самой трудной из всех известных человеку профессий.
Стать учителем я решила не сразу. Много факторов повлияло на мой выбор. Среди них – огромное везение. Мне повезло. Придя в школу ученицей, я нашла «своего учителя», и не одного. Мои преподаватели были прирождёнными педагогами, что называется, от бога. Поэтому где-то с шестого класса я абсолютно чётко знала – это моё дело, моя профессия.
Что для меня значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, с радостью общается с ними, умеет дружить с детьми и искренне верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком.
Хороший учитель – это человек, который хорошо знает свой предмет, влюблён в него, способен привлечь к нему внимание каждого ребёнка.
Хороший учитель – это человек, знающий психологию и педагогику.
Хороший учитель – это мастер своего дела.
Я – учитель математики. Испокон веков, математика считалась «сухим», лишённым эмоций предметом. Но я убеждена, что мой предмет прекрасен. Его научная система лежит в основе многих других дисциплин. Это и музыка, и искусство, и литература…. А помочь детям увидеть математику в окружающем мире – это моя первоочередная задача на каждом уроке. Что помогает мне в этом? Чтение, чтение и ещё раз чтение. Когда кругозор учителя неизмеримо шире школьной программы, лишь тогда он – подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса. Учащиеся по-другому смотрят на такого учителя. Поэтому, на мой взгляд, каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен быть преподавателем словесности. Слово – вот первый шаг к мысли ученика. Грамотно выстроенный учителем на уроке диалог способен заставить мыслить каждого ребёнка.
Мой успех – это успех моего ученика! На уроке я обучаю, воспитываю и развиваю. Но обучение, воспитание и развитие невозможны, если я не вызову страсть к учению на каждом уроке. Эти требования для меня взаимосвязаны. Чтобы ребёнок хотел учиться, он должен уметь учиться. Интерес поддерживается успехом. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет развития способностей, нет обучения, нет знания. На своих уроках не даю почувствовать ребёнку, будто он хуже других, не способен, отстаёт.
Что для меня хороший урок? Ответ на этот вопрос я нашла в книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». «…Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…. Такова духовная и философская основа нашей профессии и технология нашего труда: чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света. Поэтому хороший учитель не знает, как будет развиваться урок; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что подлинное творчество учителя создаётся на самом уроке…»
И вот уже более двадцати лет я вхожу в класс. Мой учительский путь отнюдь не усыпан розами. Случаются разочарования, отчаяние, но каждую свою ошибку стараюсь исправить. Ищу ответы в книгах, прислушиваюсь к советам старших коллег. Каждый день продолжаю работать над собой и снова и снова учусь, показывая пример своим ученикам. Мне кажется, что я познала великое счастье профессиональной удовлетворённости и абсолютно убеждена, что всё начинается с учителя! А значит – с меня!..