Эссэ Моя педагогическая философия
Моя педагогическая философия
Избавьте меня от мудрости, не знающей слез,
от философии, не знающей смеха, и от величия,
которое не склоняет голову перед детьми.
Х.Дж.Джебран.
Что такое педагогическая философия, как определить её для себя? Преломляя понятие о педагогической философии как системе идей и взглядов на воспитание и обучение человека в свете современного герменевтического направления в философии, мы придём к важности созидательного диалога. Диалог в философском понимании –общение культур с целью с целью взаимопонимания и обмена опытом. Философское содержание образовательно-воспитательной деятельности –это личность и её реализация. Образовательный процесс-это созидательный диалог, в котором получение собственного знания-не итог, а лишь необходимый момент формирования способности к преемственной связи преподавательско-ученических позиций в бесконечном смыслообразовании. Общей идеей философии образования является то, что субъектом деятельности является индивидуальная личность.
Философию и педагогику объединяет одна главная обязанность-обязанность Думать. С той лишь разницей, что философ думает о жизни и её категориях отстранённо, а преподаватель помнит, что это жизнь его учеников.
Основные задачи современного образовательного процесса подчинены цели создания культуро - и природосообразной школы, воспитывающей человека высокой духовности.
Определяя свою философскую концепцию педагогической деятельности, я опираюсь на учение великого мыслителя Конфуция. Его прежде всего интересовали сами ученики как личности. И это верно, что каждый преподаватель должен находить и видеть человека в человеке. Только после этого преподаватель сможет помочь обучающемуся понять свою природу, утвердиться и выполнить возложенную на него миссию. А миссия эта должна быть направлена только на доброе, на созидание, ибо природа не нуждается в силах, разрушающих её целостность, гармонию и красоту.
На рубеже тысячелетий, в процессе перехода цивилизации из биосферы в ноосферу, от человечества требуются не только новые научные знания, прогрессивные технологии, но и новые нормы поведения, новые нормы использования информации. Человек, его разум должны выступить в этих условиях с позиций, которые указывают: сохранение человека и его разума- это высшая мера наших действий в области экологии, которая выступает здесь как синтез всех наук, всех технологий, всех ценностей права, морали, этики, эстетики, социального и морального поведения людей.
Исходя из вышеуказанного выстраивается моё философское видение преподавателя химической науки, которое подчиняется природосообразности человеческой натуры.
1.Химические процессы, химические законы являются одним из компонентов живой и неживой природы, представляют собой кирпичики в общей картине мироздания. Изучая основы химии, её законы, познавая и ощущая красоту формул, логичность, целесообразность и внутреннюю поэзию химических реакций, человек ощущает самого себя как частицу природы, выстраивает в своём сознании целостную картину мира. Познав химию, он познаёт природу.
2.Человек в своём становлении с точки зрения биологической, с точки зрения социальной повторяет эволюционный путь себя как биологического вида, и путь развития цивилизации в целом. То есть формируется сознание неразрывности химии и человечества на всём протяжении макроэволюции. Это позволяет формировать химическую культуру как необходимый компонент культуры экологической, как компонент целостного экологического мировоззрения.
3.Управление процессом обучения немаловажно в преподавании любого предмета, химии в том числе. Важно регулировать процесс получения информации, учить ориентироваться в этом потоке, выбирать нужные сведения, анализировать, обобщать, то есть учить владеть информацией.
4.Из информационного фактора вытекает другой вопрос о вариативности содержания процесса обучения, его глубины и величины его объёма. Для себя я определила инвариантный объем как минимум, которым должны овладеть все обучающиеся. Вариативная часть определяется в зависимости от особенностей и потребностей обучающихся Здесь очень важны индивидуальный и дифференцированный подходы к каждой личности в отдельности. Опять же возникает природосообразность личности человека. Любая система, будь то химическая, биологическая или социальная, до поры до времени находится в равновесии, которое можно сместить в нужную сторону, меняя внешние условия. Создание условий для творчества обучающихся-также одна из задач, поставленных передо мною.
Сегодня, как никогда мы преподаватели получили возможность работать в духе творчества и академической свободы. Десятки альтернативных направлений противостоят рутинности массового образования. Каждое направление имеет свои особенности. Но доминирующая идея современного образования-подготовка свободных людей для жизни и труда в свободном обществе. Свою главную задачу, своё философское осмысление педагогического труда вижу в том, чтобы помочь обучающимся стать свободными, творческими и ответственными личностями.
Так продолжается диалог преподавателя и обучающихся, диалог науки и жизни, диалог практики и теории. Вот она жизнестойкость и мудрость педагогической философии!
Майзик Ольга Викторовна завуч ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса»