Статья на конкурс Педагог года Моя педагогическая философия


«Моя педагогическая философия».
Т.Н.Солопова
учитель русского языка и литературы
школы №4 города Видное.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить
А.Дистервег.
Я пришла работать в школу, когда мне было 19 лет, сразу после окончания педагогического училища имени К.Д.Ушинского.
С первых дней работы в школе я поняла, что педагогика – это образ жизни. Я не могла уже разделить школу и личные интересы. Сначала я работала в начальной школе, но после окончания института, стала преподавать в среднем звене. В данный момент я учитель русского языка и литературы.
Мне очень хочется показать своим ученикам, насколько увлекательны эти предметы. Хочется, чтобы дети полюбили читать, размышлять над художественными произведениями.
Сделать так, чтобы дети полюбили твой предмет – задача архисложная. В наше время, к сожалению, падает интерес детей к классической литературе. Ребята часто не проявляют особой тяги к книгам. Упал престиж образования. А ведь знание- это сила. И давать эту силу – значит бороться за государство, семью и духовное здоровье нации. Учитель, по моему мнению, не только должен давать знание, но и должен воспитывать такие чувства как человечность, дружбу, сострадание.
«Где только возможно, учение должно стать переживанием»,- писал А. Эйнштейн.
На своих уроках мне хочется дать ребёнку не только знания, но и научить его думать, размышлять. Хорошо, когда каждый ученик может свободно высказать своё мнение и главное – отстоять его. Это очень важно для дальнейшей жизни ребёнка.
Я знаю, что процесс обучения и воспитания невозможно осуществить только на уроках, поэтому стараюсь ходить с детьми в театры, в музеи. Считаю, что очень важно не только прочитать драматическое произведение, но и посмотреть игру актёров на сцене. Некоторые дети не любят театр или музеи, но когда всё -таки удаётся привести класс на спектакль, то настроение ребят меняется. Глаза загораются любопытством и восхищением! А сколько потом впечатлений, восторгов! И я радуюсь, что мне удалось приобщить детей к прекрасному.
Цель моей работы я вижу в том, чтобы зажечь учеников стремлением как можно больше понять, узнать и осмыслить. Хочется раздвинуть для учеников границы учебника. Пусть мои ученики каждый день совершают какое -то своё открытие. Для этого в начале урока стараюсь создать проблемную ситуацию. Детям очень нравится играть, искать правильный ответ, наблюдать и делать выводы вместе с учителем. Такое взаимное сотрудничество ученика и учителя делает урок насыщенным, интересным и познавательным. Каждый урок- это своеобразный спектакль, где актёрами могут быть и ученики, и учитель. Вместе мы ищем истину и одерживаем победу над скукой и рутиной. Задача учителя показать детям, что учёба может быть очень увлекательным делом. А. Герцен писал: «Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть непериваримые.»
И ещё важно, с каким настроением учитель входит в класс. Обязательно нужно, чтобы на уроках нашлось место юмору и доброй шутке. Хмурое лицо учителя отталкивает, наводит на скуку. А скука-враг познания! Мой девиз: «Входя в класс к детям, оставь все плохое за дверью!»
Мне особенно близки слова В.А. Сухомлинского: « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний.»Итак, миссия учителя заключается не только в том, чтобы давать детям знания, а в том, чтобы научить ребят видеть Истину, Красоту, Справедливость. А для этого надо непрерывно совершенствоваться самому.