План-конспект литературного вечера «Свеча горела…», посвященного роману «Доктор Живаго»
План-конспект литературного вечера «Свеча горела…», посвященного роману «Доктор Живаго»Цели литературного вечера:
создать необходимый эмоциональный настрой;
помочь ученикам почувствовать и осознать жизнь поэта и его реализацию в творческом замысле романа;
помочь уловить жизненную ценность романа, выраженную в таких категориях как: любящее сердце, благородство души, прямодушие, доброжелательство, «жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья» по-пастернаковски; помочь прийти к утверждению мысли о том, что с помощью романа «Доктор Живаго» возможно прокладывание жизненного пути каждого духовно развитого человека;
сформировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры писателя;
воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование вечера:
фотовыставка,
стенд «Б.Л.Пастернак и его творчество»;
репродукции картин художников на тему романа «Доктор Живаго»,
DVD-записи произведений П.Чайковского, Н.Скрябина;
Роман «Доктор Живаго» и другие книги Б.Л. Пастернака.
Слово учителя:
Добрый вечер, дорогие друзья, гости, позвольте мне, по традиции, зажечь свечу как символ Вечности, связывающий нас с тем временем, когда Б.Л.Пастернак жил в нашей стране, “пробовал выражать себя в разных направлениях, но всякий раз с той долей (может быть, воображаемой и ошибочной) правды и дельности”, которую считал для себя обязательной, “привез с собой чувство предвиденности и знаковости всего случившегося и личную ноту недовольства собой...”.
Наш вечер посвящен роману Борис Пастернака «Доктор Живаго». Давайте
Попробуем сегодня попробуем почувствовать и понять творческий замысел этого романа, окунуться в его живительную силу духовности и поэтичности.
Для этого обратимся к истории создания романа, архивным документам, воспоминаниям тех, кто общался с Пастернаком, знал его, переписывался с ним.
Звучит запись романса на музыку Л.Кулибиной “Свеча горела на столе...” на слова Б.Л.Пастернака.
Выразительное чтение стихотворения учителем:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Слово учителя:
Эти стихи известны всем. 10 февраля 2013 г. исполнится 123 года со дня рождения выдающегося русского писателя, поэта, философа, переводчика Бориса Леонидовича Пастернака. На этом вечере нам предстоит познакомиться с удивительной судьбой и художественным замыслом романа Пастернака «Доктор Живаго».
Обращение к портрету поэта:
«Гамлет ХХ века», «Рыцарь русской поэзии», «Заложник вечности», «Лучезарная душа», «Один на всех и у каждого свой». Обратите внимание на портрет Бориса Пастернака, рассмотрите его внимательно.
Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив: огромные лучистые глаза, смирное удлинённое лицо, пухлые губы, высокий рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол. Взгляд горделивый и мечтательный. Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек. Существовала какая-то таинственная глубинная связь между обликом, духовным миром и характером его стихов. Он имел незаурядные живописные и музыкальные способности (мог стать философом, замечательным художником, великим композитором, но выбор был сделан - человечество приобрело великого поэта).
История романа:
Ребята, прослушайте выступление о том, как создавался роман, какие препятствия пришлось преодолеть его автору для того, чтобы это произведение дошло до широкого круга читателей.
Слово выступающего (одного из учащихся):
«Доктор Живаго» - вершинное произведение писателя, по его собственной оценке, подготовленное всем его предшествующим творчеством, интенсивными духовными и художественными поисками. По сути, вся проза и в большей степени поэзия Пастернака с самых первых опытов были подготовкой к итоговому роману, на который автор возлагал особую роль как в собственной судьбе, так и в широком контексте литературы XX в.
Первой значительной вехой в движении к большой прозаической форме была повесть «Детство Люверс» (1921), часть незавершенного романа с предположительным названием «Три имени».
Роман в стихах «Спекторский» (1929) и связанная с ним «Повесть» (1929) явились своеобразной дилогией, где Пастернак сделал попытку объединить две стихии – поэзию и прозу – в едином сюжетном целом.
В начале 30-х ХХ в. Пастернак вновь принимается за роман о судьбе своего поколения. Работа не была завершена. Сохранившиеся отрывки под названием «Начало прозы 36 года» содержали некоторые моменты, позднее перешедшие в роман.
С точки зрения воплощения автобиографических мотивов к роману также примыкают очерки «Охранная грамота»(1930) и «Люди и положения» (1957).
Зимой 1945\46 был начат роман «Доктор Живаго», а закончен он был лишь в 1956 году. Первоначально вариантами заглавия романа были: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», взятое из стихотворения А.Блока «Вербная суббота», «Рыньва», «Опыт русского Фауста», «Из неопубликованных бумаг семьи Живаго», «Нормы русского благородства», «Зимний воздух», «Живые, мертвые и воскресающие», «Свеча горела». В 1948 появилось окончательное название «Доктор Живаго» с подзаголовком «Картины полувекового обихода», позднее снятого.
Пастернак предложил рукопись в Гослитиздат, журналы «Знамя» и «Новый мир». Сам автор считал «Доктор Живаго» самым важным и итоговым произведением своего творчества. Он говорил, что создал эпическое полотно, своего рода «Войну и мир» своего столетия.
Однако, «Новый мир» и «Знамя» отвергли роман как антисоветский пасквиль. Романом заинтересовался крупнейший издатель Италии Фильтринелли. Передавая ему свой роман, Пастернак осознавал, что могут быть серьезные последствия, но опубликование романа было целью его жизни.
В ноябре 1957 вышел роман в Италии и за 2 года был переведен на 24 языка. 24 августа 1958 в Голландии вышло первое «пиратское» (выпущенное без ведома автора) издание «ДЖ» на русском языке. Мнения о романе были разные (большей частью негативные). Одни говорили, что это уникальное соединение драмы и лирики, «бестселлер в Европе», другие – «в романе неуклюжие переходы, многословные диалоги, читатель постоянно теряет нить разговора, у книги нет конца».
23 октября 1958 г. Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе «за значительный вклад в современную лирику и в область великих традиций русских прозаиков».
До смерти Пастернака оставался год и семь месяцев. События помчались с ошеломительной быстротой. 24 окт. у дачи Пастернака прошла демонстрация с лозунгами: «предатель», «отщепенец», «предательство, оплаченное Нобелевской премией». Пастернак был предан «всенародному проклятию», объявлен «Иудой, человеконенавистником, клеветником, озлобленной шавкой».
27 окт. 1958 г. на заседании президиума правления Союза писателей СССР П. был исключен из Союза писателей.
Пастернак послал телеграмму секретарю Шведской Академии наук: «В связи со значением, которое придает Вашей награде то обстоятельство, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ».
С.С.Смирнов обратился с призывом лишить Пастернака советского гражданства. Пастернак обратился с письмом к Хрущеву: «Выезд за пределы моей Родины для меня = смерти, прошу не принимать ко мне этой крайней меры. Положа руку на сердце, я кое-что сделал для советской литературы и могу еще быть ей полезен».
От него потребовали написать обращение к народу, что он горд за время, в котором живет и верит в советское будущее. Все эти испытания сильно подорвали его здоровье.
Пастернак пишет стихотворение «Нобелевская премия»:
«Я проспал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей»
Спустя три десятилетия, в 1987 году, секретариат Союза писателей отменил решение об исключении Пастернака из Союза писателей СССР. Через год «Новый мир» с романом «Доктор Живаго» вышел миллионным тиражом.
Слово учителя:
А теперь давайте окунёмся в лирику самого романа, рассмотрим его сюжетные линии.
Сообщение учеников о романе «Доктор Живаго»:
1-й. Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. После смерти родителей Юрий Андреевич рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом. Наряду с этим он с гимназических лет мечтал написать большую по объему и по значению прозу.
Пастернак делает важное автобиографическое признание: «Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине».
Врач и писатель – сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Андреевич в романе показан как гениальный поэт.
Юрий Андреевич имеет и третью область деятельности, он – религиозный философ. Образ оказывается сильно перегружен: автор отдал своему герою духовный опыт всей жизни и, более того поставил под угрозу художественное единство его личности. Он остается, верен себе в браке с Тоней Громеко, на войне, потом в попытках спасти свою семью в годы революции и гражданской войны в Москве и на Урале, наконец, в любовной связи с Ларой и в отношениях с Мариной.
А рядом разворачивается жизнь «девочки из другого круга» Лары Гишар. Дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца, она видит мир с изнанки и мучается этим. Против воли она гимназисткой становится, как и ее мать, любовницей Комаровского, пытается застрелить его – и подчиняется ему. Девушка с чистой душой мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова, сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым.
При всей разнице социального положения жизнь с самого начала как бы подталкивает Юрия Андреевича и Лару друг к другу. Гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью лары. Тут же впервые видит Лару. Тогда же замечает, какой абсолютной властью обладает над нею Комаровский. И в этот же вечер узнает, что адвокат Комаровский, овладевший душой и телом Лары, -это тот самый человек, который содействовал разорению, спаивал и погубил его отца. Над Юрием и Ларой отяготил один и тот же рок.
Через несколько лет соединяет их снова. Лара приходит к своему жениху Антипову, он зажигает свечку – она любит разговаривать в полумраке, при одной единственной свече – и ставит подсвечник на подоконник. А в это время Юрий уже студент, проезжает в санях мимо этого дома.
Здесь автор рассказывает, как зарождается одно из самых пронзительных и знаменитых стихотворений Юрия Живаго – Пастернака «Зимняя ночь». Таким образом, он подчеркивает таинственную значительность этой встречи Юрия Андреевича и Лары, скрытой от них самих.
И вслед за этим в тот же вечер судьба сводит их в третий раз: Юрий Андреевич становится свидетелем неудавшегося покушения Лары на Комаровского.
2-й. Во время мировой войны Юрий Андреевич врачом попадает на Юго – Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене, и на первый взгляд в припадке болезненной беспричинной ревности, а в действительности пророчески проницая будущее, в ответном письме, «в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути».
Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялась неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Просто автор еще раз – в который раз – осторожно подтолкнул их навстречу друг другу.
Сразу же Лара возникает вновь, чтобы постепенно оттеснить, мягко и властно, всех остальных персонажей. Однажды в Варыкине Юрий просыпается от женского голоса, услышанного во сне, - грудного, тихого от тяжести, влажного – и никак не может вспомнить, кому он принадлежит. Вскоре он встречается с Ларисой Федоровной в библиотеке Юрятина и сразу вспоминает: ее это был голос.
3-й. Юрий Андреевич в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его все равно охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство. Он бежит от партизан к своей Ларе, в Юрятин, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье.
Пока Юрий находился в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими деятелями старой либеральной интеллигенции – носителями религиозного сознания была выслана из Советской России. Антипов – Стрельников, как это постоянно случалось, попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Юрий и Лариса остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они ощущают себя на земле, последним воспоминанием обо всей тысячелетней деятельности человечества. В память о многих тысячах лет чудес, порожденных бесконечными тысячами людей и поколений, Юрий Андреевич и Лариса дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь.
4-й. В Юрятине над Юрием и Ларисой нависла смертельная опасность: новая власть готовилась их арестовать. И тут в который раз появляется старый искуситель Комаровский. В Приморье возникла Дальневосточная республика, призванная служить буфером между Советской Россией и внешним миром. Комаровский едет туда, чтобы занять пост министра юстиции, и зовет Юрия Андреевича и Ларису Федоровну с собой. Оба они относятся к Комаровскому настороженно – враждебно и предложение его отвергают. Вместо этого они решают спрятаться в Варыкине, и здесь начинается последний эпизод скорбного пути их любви.
Им страшно было уезжать с Комаровским, а теперь страшно в Варыкине, в заброшенном, полуразрушенном, заметенном снегами доме. Лариса страдает, мысли ее мечутся в поисках несуществующего выхода из ловушки, в которую загнала жизнь и ее, и ее маленькую дочь, и ее любимого.
Лариса находит в себе силы просить Юрия записать те стихи, которые он прежде читал ей на память. И на краю гибели, посреди евразийских снегов, Юрий записывает старые и создает новые стихотворения – «Сказку», «Рождественскую звезду», «Зимнюю ночь» и много других. Он чувствует, что в такие минуты им говорит то, что выше его, находится над ним и им управляет, традиция мировой поэзии, звеном которой он ощущает свои стихи, из которых в свою очередь произойдет поэзия завтрашняя. А себя он ощущает только точкой приложения сил исторического развития поэзии.
5-й. Творчество Юрия трудноуловимым образом связано с его чувством к Ларе и ее дочери Катеньке, к природе и Богу. Он работает ночами. Все совершается на самом краю вечной разлуки, под угрозой гибели от волков и людей и оттого становится неразрешимо мучительным.
Появляется Комаровский. Муж Лары схвачен и расстрелян, сообщает он, арест Лары – вопрос дней, если она немедленно не уедет с ним на Дальний Восток. Правительственный поезд, наполовину состоящий из международных стальных вагонов, вчера пришел в Юрятин из Москвы и завтра отправляется дальше.
И вот уже Юрий в накинутой на одно плечо шубе, сам себя не помня, стоит на крыльце, всматривается в даль и шепчет: «Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!»
Это прощание все длится и длится, переплескивает через границы прозаического текста романа и отзывается в рвущем сердце стихотворении «Разлука».
В Варыкино вдруг явился Стрельников. Комаровский в который раз солгал, обманул Лару, чтобы запугать и увезти ее. Двое мужчин, любивших ее больше всего в жизни, говорят о ней и не могут наговориться. А потом Стрельников, разочаровавшийся в революции и потерявший жену и дочь, кончает свою жизнь, ставшую вполне бессмысленной, самоубийством.
6-й. Юрий все больше опускается, ходит в обмотках, обросший многодневной щетиной и грязный. Таким он появляется в Москве и неожиданно обретает новое лицо. Он пишет тоненькие книжки философского и религиозного содержания, они расходятся среди знатоков. Юрий Андреевич как – то по инерции соединяет свою жизнь с дочерью дворника Мариной, доброй и любящей женщиной. У них родилось 2 детей. Юрий с Мариной ходили по зажиточным домам, пилили и кололи дрова. Однажды они вносили дрова в кабинет хозяина, который оскорбительно их словно не замечал, погруженный в чтение и изучение какой – то книжки. Обходя с дровами письменный стол, Юрий увидел, что это его книжечка лежит перед хозяином дома.
Лара родила еще одну дочь, дочь Юрия, и при неясных обстоятельствах ее с этой дочерью навсегда разлучили. Когда развалилась Дальневосточная республика, вырвалась, наконец, Лара из – под власти Комаровского. Через несколько лет она вернулась в Москву.
Юрию Андреевичу и Ларе суждена была еще одна встреча на земле. В 1929 году Юрий Андреевич скоропостижно скончался прямо на московской улице. А в день его похорон из далекой Сибири приехала в Москву Лариса. Судьба привела ее – или автор привел, Пастернак любил такие совпадения – в ту самую комнату, в которой стоял гроб с телом Юрия Андреевича. Их страстная любовь заслуживала еще одной, самой последней, такой трагической встречи.
Не на этой лирической, пусть трагической ноте кончается тема Лары в «Докторе Живаго». Читателя поДоктор Живагоидает трагедия иного рода. В отстраненной, почти протокольной манере автор сообщает: «Однажды Лариса Федоровна ушла из дома и больше не возвращалась. Видимо, ее арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под каким–нибудь безымянными номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».Звучит музыка на стихи Б. Пастернака «Свеча горела на столе».
Учитель читает:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
В этих словах сконцентрировано то главное, что составляет основу мировосприятия замечательного художника слова: бесценность и красота человеческой личности, брошенной в этот жестокий и прекрасный мир, где равных уживаются добро и зло, любовь и ненависть, метель и свеча…
Наш творческий вечер окончен. Спасибо Вам за то, что пришли сюда, для того чтобы проникнуться атмосферой произведения Пастернака «Доктор Живаго», которое можно поистине назвать бессмертным, ибо в содержаться те человеческие ценности, которые никогда не уйдут в забытие.
До новых встреч!