Литературно-музыкальное кафе «Свеча горела».9 класс


Литературно-музыкальное кафе «Свеча горела».
Цель: углубить знания о жизни и творчестве писателей и поэтов; развить интерес к способам действий в стандартной и несколько измененной ситуации.
Расход времени: 30-40 мин.
Оборудование: портреты, выставки, музыкальное сопровождение, оформление сцены и зала, альбом с фотографиями и жизненным описанием (работа выполнена учащимися).
Описание:
I. Вступительное слово с музыкальным сопровождением.II. Биография автора чередуется с чтением стихотворений, прозы и т.д.
III. Инсценировки (костюмированные).
IV. Выдающиеся деятели литературы, актеры, ученые об авторе.
V. Конкурсы, викторины по данной теме.VI. Заключительное слово.
Результативность:– вырабатывается у учащихся непринужденность в общении;
– создается атмосфера большой заинтересованности учащихся в работе;
– развивается потребность в чтении;
– вырабатывается эстетический вкус.



I. Вступительное слово учителя. Звучит песня В. Высоцкого «Кони привередливые».
1. Этого человека – поэта, артиста композитора и певца – представлять не надо. Его узнает каждый по фотографии, по роли в кино, по голосу в песне. Всенародная любовь и всеобщее поклонение таланту Высоцкого сделали его легендарным. Его поют, ему подражают. Тяга людская к правде жизни, к правде слова нашли своего кумира. Высоцкий опередил время, но то о чем рыдала гитара, и надрывно пел хриплый голос, не было понято, услышано теми, кто сверху. Ему почти не давали главных ролей, (это делали только отчаянные режиссеры) его не печатали, он прожил без званий и регалий. Только после смерти В. Высоцкому присудили государственную премию СССР за создание образа Жеглова в кинофильме «Место встречи изменить нельзя» и за авторское исполнение песен. Сегодня обличительный, зовущий, страстный голос Высоцкого нужен его стране, его бесконечно любимой Родине.
2. Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чем – не угадать?
Но лишь одно, наверное, я знаю!
Мне будет не хотеться умирать!
Эти строки из стихотворения Высоцкого говорят о том, что он очень любил жизнь. В. Высоцкий страшно спешил. Будто предчувствуя свою короткую жизнь, он непрерывно сочинял, успев написать что-то около шестисот песен. Биография каждого человека, в том числе и творческая, начинается с отчего дома. Личная судьба обязательно переплетается с судьбой близких и родных.
3. Родился В. Высоцкий 25 января 1938 г. в Москве. Первые годы своего детства жил с матерью – Ниной Максимовой. Родители Володи разошлись. Бывает так в жизни. Не сложилась судьба родителей – жить вместе. Какими были эти годы? Как у всех детей довоенного рождения! Коммунальная квартира с множеством соседей, а потом и массой впечатлений. Затем война. Два года Володя жил с матерью в эвакуации. Первые впечатления от жизни, конечно, Володя получил не очень радостные. Отличался Володя от других детей? Нет. Был непоседлив, становился заводилой и в играх, и в проказах.
Уже в детстве в его характере ярко проявляется доброта и понимание, сопереживание к окружающим.
Случаи из детства: велосипед, ботинки.
4. Книгу Володя полюбил очень рано. Читал днем, читал ночью, под одеялом светя себе фонариком. Любил пересказывать прочитанное. Память у него была блестящая. Мог с одного прочтения запомнить стихотворение. Тяга к сочинительству у Володи проявлялась в старших классах. В десятом классе начал посещать драматический кружок в Доме учителя. Тогда еще родители Володи не могли и предположить, что их сын станет артистом. Ведь они хотели, чтобы Владимир стал «простым советским инженером». Поддавшись родительскому влиянию, он поступает в Московский инженерно – строительный институт. Сдал первую экзаменационную сессию и … бросил учебу. Теперь ему предстояло самому выбрать свою дорогу, которая привела его в школу-студию МХАТ.
5. После окончания школы-студии В. С. Высоцкий не долгое время играл в Московском драматическом театре им. Пушкина и в Московском театре миниатюр, а с 1964 г. и до конца своих дней в театре драмы и комедии на Таганке. Здесь были созданы такие образы, как Галилео Галилей, Владимир Маяковский, Гамлет, Лопахин из пьесы «Вишневый сад» и многие другие.
Друзья считали, что в театре лучшая работа Высоцкого – это роль принца Датского в шекспировской трагедии «Гамлет», которую поставил прекрасный режиссер Юрий Любимов. О спектакле много и интересно писали. И о том, что сценическое решение его смело и неслыханно просто. И о том, что на представлениях актеры эмоционально слиты с залом. Нерв главной роли выявлял предпосланный спектаклю эпиграф – стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет», исполнявшееся под перебор струн. Без малого 10 лет играл актер принца Датского. К сожаленью, нам не когда не увидеть воочию, этот спектакль, так как его не записали на кинопленку.
Стихотворение «Татуировка».
6. Выступление в «Гамлете» повернуло судьбу актера. Вскоре после премьеры на Таганке он получил приглашение от Ленинградского режиссера Иосифа Хейфеца сыграть зоолога фон Корена в фильме «Плохой хороший человек» по повести А. П. Чехова «Дуэль». В первой чеховской роли Высоцкого тот прилив творческих сил, веры в себя которые дал ему успех в «Гамлете». Фон Корен – первая из «закрытых» ролей Высоцкого в кино. Вслед за ним подобное решение получил образ Ибрагима в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» и Дон Гуан в «Маленьких трагедиях». Много работ Высоцкого в кино было закрыто, но творческая личность не может стоять на месте. Он занимается любимым делом, пишет стихи и перекладывает их на музыку – авторская песня, его спасение, где он может раскрыться. Авторская песня для Высоцкого – это возможность, разговаривать с людьми на темы, которые его волнуют и беспокоят. Он верит, что и слушателей это так же беспокоит.
Авторская песня предполагает непринужденную атмосферу, атмосферу раскованности, дружественности, свободы. В ней нет показухи. Она требует зрителей, требует собеседника. Самое главное в авторской песне – текст, информация, поэзия. Это вообще не песня – это стихи, которые исполняются под гитару, чтобы усилить воздействие на слушателей.
7. В одной из статей о себе Владимира Высоцкого, статья так и называется «О песнях и о себе» он говорит о том, что театр для него – это хобби, а работа над песнями – это его жизнь, которая требует колоссальной работы.
8. Он серьезно увлекался искусством. Собрал много альбомов с репродукциями известных художников. Читал историческую литературу, русских, зарубежных классиков. Есть одна область истории страны, припав к которой его любопытство и фантазия уступили место чувству причастности. Он был действительно патриотом. Это область – Великая Отечественная война.
«Если путь, прорубая отцовским мечом,
ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал».
На большую войну он не успел. Эта ущербность собственной биографии никогда не давала ему покоя.
9. О войне написано много стихотворений.
10. Стихи о войне. Рассказ ученицы.
Стихотворения читают учащиеся:
«Братские могилы»,
«Сколько павших»,
«Сыновья уходят в бой»,
«Он не вернулся из боя».
11. Да, тема войны и судьба людей после войны очень волновала Высоцкого, и будучи однажды за границей в Германии, увидев как живут люди, как устроен их быт, какие магазины он поразился и был обижен за тех людей, которые выиграли войну и живут на много хуже.
12. В самом главном поэзия Высоцкого была близка есенинской поэзии – она проникнута большой любовью к Родине. Есенин жил, когда рушилась старая Россия и создавалась новая и он принимал новую, грустил о старой. Высоцкий жил в эпоху социализма и хотел, чтобы его страна была достойна этого строя. Оба боролись за «свою» Россию активной лирикой.
Темы песен и стихотворений Высоцкого очень разнообразные. Он писал: о спорте, о любви, о дружбе, много посвящал песни альпинистам, так как очень любил горы.
13. Люди в горах ведут себя совершенно иначе, чем на равнине. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка на восхождении приближена к военной, и поэтому люди ведут себя – правда, как в бою. Это очень редко увидишь! Вот есть слово «дружба». Мы его затрепли, а в горах оно существует в чистом таком, очищенном виде. В альпинизме это просто манера поведения, иначе там люди себя не ведут.
«Песня о друге» была написана буквально через несколько дней после того, как Высоцкий вместе с друзьями, готовившими фильм «Вертикаль» и им пришлось полазить по горам и походить по льду.
Звучит песня о друге.
14. У Владимира Высоцкого было свое жизненное кредо, и как мне кажется, он выразил его в стихотворении «Я не люблю».
Стихотворение «Я не люблю».
15. Тема любви звучит в стихах Высоцкого по-своему красиво. О своей личной жизни он никогда не давал интервью. Но, прочитав много о нем, прочитав его стихи, становится понятно, что любовь для него играла большую роль.
Стихотворение «Баллада о любви».
16. Еще одну область он не проходил стороной – это область сатира. Веселой шуткой, едкой сатирой поэт боролся с карьеризмом, бюрократизмом, современным мещанством. Диапазон его сатиры огромен.
Инсценировка «Пародия на плохой детектив».
17. Особая тема – голос Высоцкого. Много раз на сцене и на экране он доказал, что может говорить тихо, нежно, без тени надрыва. А в песнях, казалось, тот же самый голос становится зычным и гулким, способным умолять, угрожать, стонать, вопить, призывать, создавая ощущения напряжения, тревоги, беспокойства. Голос Высоцкого выполняет некую важную социальную роль, которую еще предстоит определить и раскрыть.
18. Много после смерти Высоцкого вышло изданий его стихов, воспоминаний его друзей, родных, коллег, знакомых. И везде звучит вопрос: «Кто же на самом деле Высоцкий? Актер? Поэт? Композитор? Певец?» Трудно сказать, все это подходит ему. Но самое главное – это творческая натура, личность, которая заставляет и после смерти обращаться к себе.
19. В. С. Высоцкий прожил трудную, но в то же время короткую, счастливую жизнь. Он умер в 42 года. Когда он умер, в Москве шла Олимпиада, был прекрасный солнечный день, на стадионах во всю раздавали медали, и, казалось, всем было не до того.
20. Через несколько часов после смерти вышла «Вечерка» с рамкой. Она была одна, кто сообщал о смерти Высоцкого, всего несколько строк «с глубоким прискорбием…» артист театра на Таганке.
21. Результат его короткой, но не простой жизни, его одержимого труда – его наследие.
У Владимира Высоцкого выросли два сына.
Они тоже люди творческих профессий. Старший Аркадий – окончил сценарный факультет ВГИКА, младший – Никита, пошел по стопам отца: окончил театральную студию МХАТа. У них растут дети: у Аркадия – дочь Наташа и сын Владимир, у Никиты – сын Семен. И мы верим, что все они будут достойны памяти Владимира Семеновича Высоцкого – отца и деда.
Так что жизнь продолжается…