Вокально-хоровая работа с детьми школьного возраста
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
г. Дзержинска Нижегородской области
«ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: учитель музыки и МХК
МБОУ СШ № 23 с углубленным изучением отдельных предметов
Пащенко Марина Олеговна,
высшая квалификационная категория
Дзержинск
1. Вокально-хоровая работа с детьми младшего школьного возраста
Детская вокальная педагогика обладает целым рядом особенностей по сравнению с обучением пению взрослых. Особенности эти определяются тем, что детский организм ещё окончательно не сформирован и находится в определённой стадии своего анатомо-физиологического развития (в зависимости от возраста). Это период накопления растущим организмом сил, необходимых навыков и знаний. Поэтому совершенно не случайно опытные учителя, работающие над вокальным развитием детей, стараются прежде всего, избежать перегрузок детской психики и голосового аппарата, приводящих в дальнейшем к отрицательным последствиям.
Сложность вокального обучения детей состоит в том, что каждый возраст требует особых методических подходов: методы вокального воспитания одиннадцатилетних детей во много оказываются непригодными для обучения семилетних малышей или детей, находящихся в стадии «мутации». Учитывая, что все эти стадии довольно быстро сменяют друг друга (в течение 5-6 лет), становится понятным, что претворение в жизнь рациональной программы вокального воспитания детей является далеко не лёгкой задачей.
С самого начала своих занятий музыкой с детьми я ищу такие пути, такие приёмы, которые дали бы возможность детям почувствовать радость от переживания музыкальных впечатлений, развить детский вкус и понимание для восприятия музыки и побудить детей, таким образом к тому, чтобы они сами пожелали работать, добиваться более серьёзного удовлетворения для себя. Хоровые занятия проводятся систематически. Работая с детьми на д вокалом в течение нескольких лет, я создала свою программу вокального воспитания детей школьного возраста.
Хоровые занятия с детьми 7-8 лет требуют особенного внимания, т.к., по сути, объединяют в себе все направления музыкально-эстетического развития детей. Главная задача, которая стоит перед учителем, это создание благоприятных условий для знакомства детей с миром музыки и максимального развития их способностей. На занятиях в хоре с такими детьми я на первое место ставлю заинтересованность и увлечённость. Для этого необходимо создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, настраивать учащихся на творческий процесс. Постоянно чувствуешь, что необходимо поддерживать познавательную игровую активность, а на фоне этого решать вокально-хоровые задачи. Когда идёт подготовка к концерту или празднику, это само по себе создаёт благоприятную почву для большей увлечённости и заинтересованности. Но есть моменты текущей, повседневной работы, которая требует от учителя большой изобретательности и творческой активности.
При знакомстве с новым произведением в каких-то случаях я обращаюсь к живописи – начинаю с показа иллюстраций, затем подвожу к музыкальному произведению. В других случаях подбираю соответствующее литературное произведение, зачитываю стихотворение или рассказ, сказку, а новая песня выступает в роли музыкального оформления. Даже в самые простые упражнения я стремлюсь включать игровые моменты. Например, в распевании в одном из упражнений мы «качаемся на качелях», в другом – «поднимаемся по лесенке, затем спускаемся, прыгаем через ступеньки».
Довольно часто я использую момент соревнования между отдельными группами детей, между мальчиками и девочками. Ощущение соперничества побуждает, как правило, к лучшему выполнению поставленной задачи. широко применяются игровые моменты в работе над ритмом: ритмический рисунок песни прохлопывается поочерёдно (по одному хлопку – каждый), используется различная последовательность движений. В процессе игры усвоение новых понятий, знаний, способов действий осуществляется косвенным путём, преломляясь в игровой ситуации. В результате этого познание ребёнком осуществляется непреднамеренно, попутно с игрой. Это обусловливает высокий эмоциональный тонус обучения. Например, во всех 1 классах дети любят игру «Угадайка». Водящий поёт попевку «Спой мне, кукушечка» («кошечка» или «петушок» и т.д.), а кто-то из детей, на которого укажет учитель, отвечает: «ку-ку» («мяу-мяу» и т.д.). В конце водящий угадывает, кто пел. В результате повторяются одни и те же попевки, но момент игры придаёт им особую привлекательность. С помощью этой игры я имею возможность услышать каждого ребёнка, внести, если нужно, поправки в плане интонации или ритма. Эта простая игра помогает развивать и эмоциональную сферу ребёнка, его артистичность и слуховые данные, умение различать тембровую окраску.
Используя музыкальную игру, можно решать множество задач, которые учитель ставит в процессе вокально-хоровой работы. С самых первых шагов внимание ребят обращается на отработку качества звука и на формирование основных певческих свойств голоса: полётность, звонкость, округлость.
Особое внимание я уделяю вокально-певческой установке. Например, у нас есть специальная песенка про то, как нужно сидеть, стоять и как ведут себя руки и ноги во время пения. Я объясняю детям, что правильное положение корпуса поможет правильному пению. Певческая установка приучает к красивой осанке, необходимой не только при пении, но и в повседневной жизни каждого человека.
На уроках мы делаем несколько дыхательных упражнений: начиная с самого простого – набрать в лёгкие воздух через нос, затем выпустить. Далее переходим к более трудным, например, к упражнению «Надуваем шарики», выполняя которое дети учатся дышать не только грудной клеткой, но и животом. Живот надуваем, как шарик, а потом втягиваем в себя и выпускаем воздух медленно и постепенно, затем, не просто выдыхаем воздух, а тянем звук ровно и спокойно, без толчков.
Очень важно развивать у детей способность управлять своим голосом, делать звук то более плотным, упругим, то – совсем лёгким и полётным. Для этого я стараюсь научить ребят беречь свой голос от перенапряжения, крикливых интонаций. В статье М. Нозадзе «Высокое назначение человеческого голоса» встречается высказывание, с которым нельзя не согласиться : «Музыкальный звук должен с самого начала иметь для ребёнка не только высоту, но и определённую окраску и силу, быть светлым или тревожным, но только не «никаким»». Добиваться одной чистоты воспроизведения, пренебрегая интонационной выразительностью, значит остановить художественной развитие ребёнка, что скажется при работе с цельным произведением, со словом.
В работе мне очень помогают образные сравнения: «Спой, как дует лёгкий ветерок», «Спой звонко, как птичка», «Начни петь мягко, ласково, как будто кошечку гладишь».
При выравнивании хорового звучания важно научить ребят тянуть звук на разные слоги негромко, округло, держась на одной заданной высоте. В работе над качеством звука я часто применяю метод контрастного сопоставления и анализа качества звучания. Воспитание навыков звучного наполнения пения помогает расширению динамической палитры звуковых красок, необходимых для выразительного исполнения.
С самого начала работы с детьми я слежу за дикцией и чёткой артикуляцией. У ребят часто наблюдается отсутствие ясной, чёткой дикции не только в пении, но и в разговоре. Для выработки хорошей дикции я пользуюсь целым рядом дикционных упражнений-скороговорок.
Важнейшим условием, обеспечивающим хоровой строй, является тщательно выстроенный унисон отдельной партии и всего хора. Этому помогает единая вокальная манера формирования гласных и согласных звуков, чуткая реакция на указания дирижёрского жеста.
На своих уроках я сразу знакомлю ребят с четырьмя основными указаниями руки: внимание, дыхание, начало и окончание пения. Затем они постепенно начинают понимать жесты, указывающие на определённый характер звуковедения, на усиление или ослабление звучности, на смену темпа.
В 1 классе преобладает одноголосное пение. Со 2 класса я постепенно ввожу упражнения с элементами двухголосия, каноны. В это время целесообразно проводить ансамблевую работу, т.е. слушать детей по несколько человек, а затем уже исполнять упражнение хором. Также при разучивании песни полезно каждому ребёнку побывать в роли солиста (поёт запев) и в роли участника хоровой партии ()все исполняют припев).
Индивидуальная работа с каждым учеником необходима, т.к. это служит быстрейшему преодолению недостатков у отдельных участников, при этом выявляются лучшие, наиболее чисто и эмоционально поющие дети. Их исполнение оказывает положительное влияние на остальных, заставляет подтянуться. Индивидуальный опрос значительно повышает ответственность каждого участника хора.
Одна из основных задач первоначального этапа обучения – воспитание у ребят умения слушать самих себя, контролировать воспроизводимый звук. Услышав заданный звук, дети постепенно подстраиваются в общем унисоне. Подвижность и неусидчивость ребят младшего школьного возраста заставляет искать разные формы работы с хором. Восприятие распеваний и упражнений через игру, через знакомые, близкие образы и понятия помогает поддерживать интерес к предлагаемому материалу.
На хоровых занятиях я много внимания уделяю развитию творческих навыков, умению импровизировать. Здесь очень важно научить детей самостоятельно мыслить, фантазировать, придумывать. Связь с живописью, литературой, хореографией помогает в наибольшей мере раскрыть творческие способности детей. У нас с ребятами выработалась такая традиция: к каждой песне, с которой мы знакомимся, они приносят рисунки, а иногда даже интересные поделки. Из рисунков устраиваются выставки в классе, и ребята могут познакомиться с творчеством друг друга, а при исполнении песен вдохновляться зрительными образами.
Момент импровизации я использую в вокально-хоровых упражнениях, например, даю следующие задания: привести мелодию в тонику, допеть мелодию, используя какой-нибудь интервал. Есть и другие задания: при чтении стихотворения я распределяю между детьми по две строчки, и каждый исполняет свои строчки на придуманную им на ходу мелодию.
Разучивая новую песню, мы иногда придумываем к ней движения и стараемся пластикой передать музыкальный рисунок песни. Каждый ребёнок имеет возможность глубже почувствовать содержание песни через движение.
Большое значение я придаю первому ознакомлению коллектива с новой песней. В младшем хоре разучивание песни предваряется показом-исполнением её учителем. После первого прослушивания дети высказывают своё впечатление о песне, о её содержании, мелодии, у них появляется интерес, который создаёт благоприятные условия для успешного разучивания. При разучиванни я использую наглядный материал (картины, репродукции) и соответствующие литературные примеры.
Вот как я провожу работу над русской народной песней «Вот уж зимушка проходит». Эта песня относится к разряду календарных народных песен из цикла «Масленичных песен». Во время знакомства с ней я показываю репродукции картин Кустодиева с изображением праздничных гуляний на Масленицу. Таким образом у детей складывается впечатление о песне в целом как о художественном произведении. После этого я перехожу к разучиванию песни.
Необходимо отметить, что особенно велико значение русских народных песен с распевами именно для младших школьников, т.к. на гласных звуках вырабатываются все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техника пения. Данная песня написана в куплетной форме, где и запев и припев имеют двухтактовое строение. Мелодия запева построена на распевании мажорного трезвучия. В вокально-хоровой работе над песней я прошу детей исполнить мелодию на слоги (лё, лю, мо, ми), чтобы, не отвлекаясь на слова, добиться звонкости и полётности звучания. Над ритмическим рисунком песни я работаю отдельно, прохлопывая и проговаривая его помощью ритмослогов. Дальше перехожу к работе над стихотворным текстом песни, чётко и выразительно читаю слова, если среди них встречаются непонятные, то останавливаюсь и дополнительно разъясняю смысл этого слова. При пении с текстом необходимо следить за вокально-определённым пропеванием каждого звука с утрированным произношением текста. Особое внимание я обращаю на согласные, которые должны произноситься особенно чётко и ясно, как бы с удвоением и даже утроением. При этом полезно специально поработать над чётким произнесением согласных в конце слов: снег, холод, проходит, уводит. При этом я использую различные варианты исполнения: я пою запев, а дети – припев и наоборот.
Исполнение песни можно украсить звучанием инструментов шумового оркестра. танцевальный характер песни «Вот уж зимушка проходит» можно подчеркнуть с помощью ложек, трещёток, а также используя танцевальные движения (хоровод, приседание, хлопки с притопами). Для выполнения такого задания я делю ребят на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая танцует, потом наоборот. Можно также предложить разыграть сценку, связанную с праздником Масленицы.
Работа над хоровым репертуаром должна способствовать раскрытию эмоционально-творческих возможностей личности каждого ребёнка, воспитывать и формировать у него художественный взгляд на мир и высокий эстетический вкус.
Важное место занимает репертуар, освоение которого расширяет вокальные и художественные возможности детей. Главный критерий подбора произведений заключается в том, чтобы он содействовал не столько приобретению чисто музыкальных навыков и умений, сколько общему художественному развитию, эмоциональному обогащению, пробуждению творческого мышления ребёнка. Желательно выбирать произведения разнохарактерные, контрастные, динамичные. За 5 лет работы в школе № 23 в нашем репертуаре были народные песни, произведения отечественных и зарубежных классиков, детские песни современных композиторов.
Для хорового коллектива огромное значение имеет концертная деятельность. Когда маленькие дети находятся в процессе подготовки к выступлению, повышается их заинтересованность, увлечённость. они видят цель, к которой их подводит каждое занятие, и, следовательно, прикладывают максимум усилий для её достижения. Каждое выступление способствует большей сплочённости, объединяет коллектив. Во время конкурсных выступлений наиболее ярко раскрываются возможности участников хора, их способности, сценичность, эмоциональность и т.д.
Так в 2001 году на городском конкурсе среди общеобразовательных школ ученица 1 класс Наташа Гречина заняла третье место среди вокалистов, а в 2002 году младшая группа хора заняла первое место с песней «Моя Россия» среди вокальных ансамблей младшей возрастной группы. Весной 2004 года дети активно принимали участие в городском фестивале «Музыка и театр» и были отмечены дипломом «За лучшее вокально-театральное представление».
При работе с коллективом, состоящим из младших школьников, не следует допускать перегруженности в концертной деятельности. Оптимальным вариантом для хора является 2-3 крупных концерта в год (расширенный состав) и несколько выступлений с малым составом (ансамбль из 7-8 человек).
Все перечисленные выше положения характеризуют единый, целенаправленный творческий процесс, где учитель и ученики в равной степени активные участники. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. тот факт, что в хоровом искусстве соединяются музыка и слово, даёт возможность оказывать более глубокое воздействие на духовную сферу ребёнка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. В любой работе с маленькими детьми необходимо найти золотую середину: сочетать требовательность в решении образовательных задач с игровыми моментами. Заложенные в этом возрасте основы музыкальной культуры, учебно-творческие навыки являются базой для дальнейшего развития детей.
2. Вокально-хоровая работа с детьми среднего школьного возраста
Разговор о вокальном исполнении в средних классах я начну со ссылки на распространённое сетование по поводу того, что дети к 6-7 классу теряют интерес к пению. «Их уже не заставишь, - говорят учителя, - и чем их занять на уроках – непонятно, разве что разговорами о музыке». Возразить тут хочется на каждое слово. В нашей школе дети среднего возраста поют с превеликим удовольствием и на уроках, и на школьных праздниках. При систематической певческой работе, начавшейся в начальной школе, ребята к 7-8 классу многое умеют и многое хотят. это позволяет формировать интересный разнообразный певческий репертуар, а не развлекать их песнями лёгкого характера.
Выделение проблемы вокального воспитания в подростковом возрасте в самостоятельную проблему считается в достаточной степени условной, т.к. вся вокально-хоровая работа с детьми является единым неразрывным процессом. Разумеется, мутация, кажущаяся некоторым учителям препятствием непреодолимым, осложняет певческую деятельность на уроке, но не делает её невыполнимой.
До сих пор нет единого мнения о том, следует ли петь во время мутации. Бесспорно и общепризнанно, что при мутации надо беречь голос, т.к. голосовой аппарат претерпевает серьёзные изменения. Естественный вопрос: «Когда начинать петь и что можно петь?» Отвечая на первую часть вопроса, следует сказать, что лучше не прерывать пение вовсе (за исключением встречи с резкими формами мутации, когда необходимо прерваться на 2-3 недели). Что касается вопроса – что можно петь? – то мой опыт работы с подростками показывает, что петь можно то, что не вызывает у ребят болезненных ощущений и серьёзных вокальных затруднений. Пение в годы мутации благотворно отражается на развитии голоса.
Классы, с которыми я работаю в школе № 23 пять лет, уже к четвёртому году имели устойчивые вокально-хоровые навыки, пели двухголосие.
Учителя, работающие по программе, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, и не находившие в ней рекомендаций по вокально-хоровой работе, были озадачены: как же сделать, чтобы каждый класс был хором? Это цель, при достижении которой необходимо учитывать, что все классы разные, есть – более музыкальные, есть – менее, есть – более поющие, есть – менее. Но в любом случае надо петь – систематически, грамотно, стабильно, увлечённо. И очень верить в безграничные возможности детей.
Если на протяжении всех лет обучения в школе заниматься вокально-хоровой работой со всеми детьми, многие из них обязательно полюбят пение и слушание музыки. Пусть действительно музыкантами станут лишь одиночки, зато многие другие будут музицировать ради своего удовольствия – каждый на том уровне, который ему доступен и кажется привлекательным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы вокальной педагогики. – М.: Новости, 1991.
Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991.
Коловский О.П. Анализ вокальных произведений. – М.: Музыка, 1968.
Кравченко А. Секреты бельканто. – М.: АО «Софт-Эрго», 1993.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.: Наука, 1967.
Назаренко И.К. Искусство пения. – М. Музыка, 1968.
Огороднов Д.В. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания. – М.: Главное управление учебных заведений, 1994.
Развитие личности. – М.: Московский департамент образования, 1994.
Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельникова, 1999.
13PAGE 15
13PAGE 14215