Исследовательская работа ученицы 9 класса Филиппенковой МарииКлиросное пение в православном богослужении
МАОУ «Видновский художественно-технический лицей»
Московская область, Ленинский муниципальный район
Клиросное пение в православном богослужении
Автор: Филиппенкова Мария Викторовна,
9 «В» класс.
Руководитель: Кулешова Светлана Николаевна,
учитель истории и обществознания.
Оглавление.
Введение.2
Страницы истории храма Святого великомученика
Георгия Победоносца2
Детская Воскресная школа «Победоносец»3
История клироса в православном храме..5
1. Начало церковного пения на Руси.
2. Сочетание народной и церковной музыки.
3. Этапы развития церковного пения.
4. Киевский, болгарский и греческий напевы
в богослужебной практике середины XVII в.
V. Служение на клиросе в храме Георгия Победоносца.10
VI. Заключение..11
VII. Литература и источники.12 I. Введение.
В синем небе, голубом
Слышу я церковный хор
Он прекрасен и чудесен,
А душе ещё полезен!
Чтоб душа была спокойна,
Надо душу согревать,
Приходить почаще в храм,
Свечи ставить тут и там.
Слушать мамочку и папу,
И в душе мы будем рады!
Филиппенкова Мария
В своей работе я хочу рассказать о своем любимом деле, об участии в жизни Георгиевского храма г. Видное. Целью моего исследования является раскрытие значения храма Георгия Победоносца в сохранении православных традиций родного города и в моем личном духовном развитии. В течение нескольких лет я занимаюсь в Воскресной школе при храме и пою на клиросе, поэтому задачами моего исследования являются раскрытие страниц истории храма Георгия Победоносца, объяснение назначения детской Воскресной школы при храме. Особое место в моей работе занимает исследование об истории и значении клироса как особого вида церковного пения.
Собирая материал об истории храма и клироса, я использовала самые разные источники: информацию из интернета, с Православного сайта Видновского благочиния, из Православной энциклопедии «Азбука веры», из газеты «Видновские вести», из книги Гарина Г.Ф., Зименкова А.П. Видновский край с древнейших времён до наших дней. Использовала интервью с регентом Георгиевского храма, рассказы мамы и свои собственные впечатления.
Надеюсь, что представленная мною информация будет не только интересной, но и полезной для людей, позволит мне лучше изучить и понять смысл событий, связанных с деятельностью Георгиевского храма, в которых я принимала непосредственное участие. Материалы этого исследования могут быть использованы на занятиях по духовному краеведению в лицее, на внеклассных мероприятиях, посвященных православным событиям в истории России.
II. Страницы истории Храма Святого великомученика Георгия Победоносца.
Храм Святого великомученика Георгия Победоносца - один из самых красивых храмов в подмосковном Видном посвящен 60-летию Великой Победы. Этот храм является центром Видновского благочиния. Священники храма совместно с другими приходами проводят миссионерскую работу, участвуют в социальных программах, таких как борьба с детской беспризорностью и избавление от наркотической зависимости. Более 20 семей находятся под опекой священнослужителей, которые помогают нуждающимся и словом, и хлебом насущным.
Этапы строительства Храма.
Видное как город существует всего сорок восемь лет, это центр Ленинского района Московской области, где располагаются известнейшие усадебные ансамбли с древними храмами. Но молодой город ранее никогда не имел собственного приходского храма...
7 декабря 2004 г. - богослужение в Екатерининской обители города Видное совершал митрополит Ювеналий. Владыка высказал пожелание именно в этот престольный день небесной покровительницы Видновской земли совершить чин основания центрального городского храма.
В марте 2005 г. начались первые непростые труды по проектированию. Архитекторам предстояло создать небесную музыку, застывшую в камне...
6 мая 2005 г. - в день памяти великомученика Георгия Победоносца на будущем месте строительства был совершен первый молебен.
23 апреля 2006 года, в ночь Светлого Христова Воскресения, по благословению Владыки Ювеналия, настоятель Георгиевской церкви священник Михаил Егоров совершил в храме первую Божественную литургию.
9 сентября 2006 года, в День города Видное, митрополит Ювеналий совершил в Георгиевской церкви Божественную литургию и чин освящения крестов. Кресты были торжественно водружены на купола, и здание храма приобрело свой законченный вид.
Февраль 2007 г. - приступила к работе художественная бригада под руководством Льва Галактионовича Калинникова и Нателлы Тенгизовны Азаровой (преподавателя живописи Видновского художественно-технического лицея).
8 сентября 2007 г. Храм был торжественно открыт.
Новый храм получил имя святого Георгия Победоносца – одного из самых прославленных и почитаемых святых в истории нашего Отечества, воина – защитника и Победителя. Этот соборный труд - дань нашей памяти героям, павшим в Великую Отечественную войну.
III. Детская Воскресная школа «Победоносец».
С 2007 года я посещаю Воскресную школу «Победоносец» при Георгиевском храме. Здесь обучаются 115 детей, которые поделены на шесть возрастных групп от 6 до 12 лет, а также создан подростковый клуб «Победоносец» для детей в возрасте от 13 до 15 лет, которым руководит священник Николай Берсенев.
Воскресная школа является самой начальной ступенью религиозного образования, помогающая человеку лучше понять смысл и значение веры, церковных обрядов и таинств. Её цель - дать определенное, хотя бы самое элементарное знание о православной вере, о церкви, ее учении и истории, о языке, на котором совершается богослужение. Воспитанники воскресной школы получают знания, которые призваны, в первую очередь, способствовать их воцерковлению, поэтому школа немыслима без самого храма.
В программу обучения детской воскресной школы входят следующие дисциплины: Закон Божий, Основы Православной Культуры, церковное пение, изобразительная деятельность (рукоделие, прикладное творчество), школа церковного служения (подготавливает мальчиков помогать священнослужителям на богослужении в алтаре).
Паломнические поездки по храмам и святым местам являются логическим продолжением уроков, позволяя детям приобретать новые знания. Воскресная школа «Победоносец» тесно сотрудничает с оборонно-спортивным клубом «Ратник», совместно с которым проходят тренировки по рукопашному бою. В 2012 году организован еще один военно-спортивный клуб «Витязь», где детей обучают правильному обращению с оружием, боевым искусствам, оказанию первой медицинской помощи, проходят спортивные и военные соревнования. Старшие дети участвуют в раскопках на местах боёв Великой Отечественной войны. «Победоносец» и «Ратник» два года совместно выезжают в летний полевой лагерь при Николо - Радовицком мужском монастыре, где активно занимаются раскопками и восстановлением взорванного монастыря. [1]
7 января 2010 г. в истории города и нашей школы произошло знаменательное событие. В рождественских торжествах в Видном принял участие Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Визит в город Видное начался с минуты молчания. Первое, что сделал президент в этот рождественский день, возложил цветы к Вечному огню и почтил память погибших в годы Великой Отечественной войны. Только из наших мест на фронт ушли 33 тысячи человек, и каждый третий остался на поле боя.
Открытие храма Святого Великомученика Георгия Победоносца, в котором после посещения Аллеи Славы побывал президент Медведев, тоже связано с событиями той войны. Перед входом в Георгиевский храм гостей встречал его настоятель, благочинный церквей Видновского округа, протоиерей Михаил Егоров, который рассказал президенту о том, как усилиями местных благотворителей строилась церковь.
Самыми активными участниками этого праздничного, торжественного дня были воспитанники воскресной школы «Победоносец», которой руководит священник Николай Берсенёв. Ребята рассказали президенту о своей жизни в храме, показали настоящий мастер-класс по рисованию и вышиванию. Они прочитали стихотворение, посвященное Рождеству Христову, и подарили Дмитрию Анатольевичу Медведеву картину «Ангел с иконкой Рождества Христова», написанную собственными руками. Президент в свою очередь подарил ребятам икону «Рождество Христово».
За чаепитием в трапезной храма дети порадовали Дмитрия Анатольевича Медведева и всех присутствующих рассказом о том, как в летнем православном патриотическом лагере, организованном при финансовой поддержке администрации района, помогали восстанавливать Николо - Радовицкий мужской монастырь, в Егорьевском районе Подмосковья. [2]
«Участие детей в восстановлении храмов для нашей страны - это чрезвычайно важное событие», - сказал на это президент.
В заключении Д.А. Медведев отметил: «В храме вашем побывал, красивый храм и школа прекрасная воскресная, и дети чудесные просто. Так что очень хорошее настроение. Я даже узнал, что ваш город основан в тот год, когда я родился»...
13 января 2013 года Воскресная школа «Победоносец» провела традиционный Рождественский праздник, который из-за большого количества детей и родителей проходил в Видновском художественно-техническом лицее. В течение всего полугодия дети готовили спектакль к Рождеству Христову и в день праздника порадовали гостей прекрасным театрализованным выступлением, которое учило добру, нравственности, христианскому отношению к людям. После спектакля были представлены несколько рождественских песен и танцевальных композиций, прочитаны стихи о Рождестве Христовом.
Воспитанники нашей воскресной школы участвуют в областных и городских мероприятиях, таких как День Православной молодежи, Вахты памяти, Веснушка, Рождество Христово, День славянской письменности. [3]
IV. История клироса в православном храме.
«Если прекрасно море во время прибоя, то не гораздо ли прекраснее собрание такой церкви, в которой, подобно волне, ударяющей о берег, совокупный глас мужей и жен и детей воссылается к Богу в наших к Нему молитвах?»
(св. Василий Великий).
Богослужебное пение – это форма совместной молитвы участвующих в богослужении.
В отличие от светского искусства, его задача – не воздействовать на эмоции, а помочь прихожанину присоединить свой голос к общему голосу Церкви.
Кли
·рос ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
· часть земли, которая досталась по жребию) в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ви место, на котором во время богослужения находятся певчие и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Клиросы и поющие на них представляют хоры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], воспевающие славу Божию.
Почти в каждом храме имеются два клироса – правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], либо в храмовой части церкви по углам. В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие.
Певчий - это участник церковного хора. Хор помогает вести богослужение. [4]
Основными видами православного пения являются знаменное и партесное пение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одногласное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также в виду каноничности его внутреннего устройства.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции.
Начало церковного пения на Руси.
Русь восприняла христианскую веру практически без ее постепенного возрастания “снизу”, а сразу, “сверху”, минуя стадию тайных и гонимых общин первохристианства, поэтому и все формы церковной жизни тоже без прохождения первых этапов развития были получены Русью в готовом виде. Соответственно и богослужебное пение на Руси сразу же с момента принятия христианства становится делом специально подготовленных профессионалов по византийскому образцу. Это подтверждает и постановление Собора 1274 г., чтобы церковное чтение и пение отправлялись исключительно людьми на то посвященными. По указанию Кормчей, посвященный мог читать и петь на амвоне не иначе, как в малых белых ризицах (риза - церковная одежда, одеянье, платье вообще). Процесс освоения русскими певцами византийской певческой премудрости можно проследить по древнейшим певческим книгам, которые написаны частью на греческом, частью на славянском языках. Греческий текст, как правило, писался славянскими буквами. При равноапостольном Владимире и позже богослужение нередко совершалось на обоих языках попеременно, один клирос пел на греческом, другой - на славянском языке. От того времени и осталось в практике Русской Церкви пение при архиерейском служении “кирие элеисон”, “ис полла...”, “аксиос” и т.д.
В книгах X - XI вв. тексты песнопений не сопровождаются никакими музыкальными знаками, но указание на глас и простановка точек-разделителей музыкальных строк говорят о том, что эти книги предназначались для пения; такой тип ненотированных певческих книг остается распространенным и позже, когда знаменное письмо было уже освоено. Из этого ясно, что в первые века развития русского церковного пения преобладала устная традиция, мелодии заучивались по слуху, передаваясь от учителя к ученику.
Просветительская деятельность равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников среди южных славян (Моравия, Болгария) и крещение князя Бориса (865 г.) привели к расцвету древней болгарской культуры, называемому в науке “золотым веком болгарской литературы”, что, несомненно, можно отнести и ко всем видам искусства, в том числе и к церковной музыке. В византийских и западноевропейских нотных рукописях того времени нередко встречаются песнопения с надписаниями, указывающими на болгарское происхождение мелодий. При принятии христианства Русью были использованы болгарские переводы Святого Писания и богослужебных книг и, очевидно, учтен опыт творческого освоения византийской певческой системы родственным народом. Скорее всего, первыми учителями церковного пения на Руси были именно болгары.
Летопись сообщает, что после крещения князь Владимир привез с собой в Киев “первого митрополита Михаила болгарина суща и иных епископов, иереев и певцов”. Митрополит Михаил отправился в Ростов “крестити людей множество, и многие церкви воздвиже, и пресвитеры и диаконы постави, крылос устроив и уставы благочестия предложи”.
Много было учителей - греков, которые вскоре начинают преобладать: с царицей Анной приехал в Киев целый клир греческих певцов. Деятельность всех этих учителей привела к быстрому появлению и профессиональному росту собственных русских мастеров пения. Из киевских доместиков известен Стефан, ученик преподобного Феодосия (тоже хорошо знавшего певческую премудрость), и его преемник в качестве игумена Киево-Печерской лавры. Замечательна личность новгородского доместика иеродиакона Кирика, не только мастера пения, но и ученого математика, - ему принадлежит первый дошедший до нас русский математический трактат “Учение, имже ведати человеку числа всех лет”. В XII в. известен владимирский доместик и педагог Лука.
Церковная музыкальная культура формировалась в среде русских певцов, владеющих родной музыкальной стихией, поэтому склад музыкального языка церковного пения не мог быть принципиально новым. Невозможно целому народу сразу заговорить на неродном языке.
Первоначальное развитие русского церковно-певческого искусства происходило в постоянном взаимодействии византийского начала с исконно русской певческой природой. Этот сплав и породил русский знаменный распев.
Сочетание народной и церковной музыки.
Бытование народной и церковной музыки было принципиально различным. Народные песни, которые впитывались "с молоком матери", не встречаются в записи вплоть до XVIII в. книга стоила слишком дорого, чтобы записывать в нее то, что хранилось в народной памяти, что не требовало буквального сохранения текста, как в малознакомых церковных песнопениях.
Освоение церковной музыки в самого начала было книжным, оно требовало специальных школ. Запись церковных песнопений была необходимой, так как она ограждала их от произвольных изменений и т.п. Надо учесть и отношение к осмогласию и прочим напевам как к святым, ангелогласным и Богоданным. Перед церковью стояла задача всеобщего христианского просвещения, которое, в частности, нуждалось в достаточно элементарных формах богослужебного пения. Таким образом, возникло два яруса музыкальной культуры - верхний и нижний.
Первый представлял собой изысканное пение, например, кондакарное, которое предполагало наличие профессионально подготовленных певцов; это пение было максимально приближено к византийскому, или вообще от него не отличалось.
Второй, напротив, базировался на элементарных певческих формах, и здесь в гораздо большей степени допускалось приспособление к местным условиям. Дальнейшая эволюция русского церковного пения во многом определяется взаимодействием певческих форм верхнего и нижнего ярусов.
Все древнерусские распевы восходят к интонационным формам торжественного чтения.
О связи народного и храмового искусства свидетельствует сходство их простейших напевов. Мелодии речитативных жанров фольклора повествовательного содержания, особенно таких, как былины, духовные стихи и плачи, очень близки к чтению нараспев священных текстов и к древним речитативным напевам. По-видимому, эти простые напевы-формулы относятся к древнейшим слоям русской музыкальной культуры, и их мало изменило время.
В основе народного и церковного пения лежит похожий принцип музыкального строения, основанный на попевках, но их интонационное содержание совершенно различно. В народных песнях попевки имеют открытый эмоциональный характер, чему способствуют широкие интервальные ходы, своеобразие и нередко острота ритмических фигур. Песни основываются на повторности строф, куплетности, их ритм часто связан с танцем, движением. В мелодике церковных напевов отвергается любой намек на танцевальность ритма, в нем преобладает слитность мелодического движения, создается ощущение непрерывного потока, плавности, парения. Этому способствует прозаический церковнославянский язык, в отличие от стихотворных и чаще всего рифмованных текстов песен.
В оригинале на греческом языке большинство богослужебных текстов писаны именно стихами, имеющими четкий размер. Славянский язык находился в стадии формирования, многовековой литературной традиции в нем не существовало, поэтому переводили только по смыслу, и это привело к тому, что, во-первых, адаптация напевов легко избегала искушения песенности, во-вторых, потеря точного соответствия образцу стимулировала творческий тонковариационный подход при приспособлении напева-образца к разным текстам. Греческая мелодика носила взволнованный, экспрессивный характер, но при пересадке на славянскую почву она обретала более плавный, спокойный характер.
Стихиры, посвященные памяти мчч. Бориса и Глеба и преп. Феодосия Печерского, составленные и нотированные на рубеже XI - XII вв., представляют собой уже самостоятельный национальный вариант восточнохристианской певческой системы и могут считаться первыми известными нам примерами русского богослужебного творчества.
Этапы развития церковного пения.
Первый период истории русского церковного пения - от крещения Руси до монгольского нашествия. От этого времени до нас дошло около сорока певческих рукописей, практически не поддающихся расшифровке. Центрами были прежде всего Киево-Печерская Лавра и киевский Софийский собор, отчасти Новгород. Монгольское нашествие вызвало длительную задержку в культурном развитии Руси.
Некоторый подъем и оживление наблюдаются с XIV в. вместе с возвышением Москвы как нового центра.
Второй период - от XIV до XVII в. можно назвать “московским”. При преподобном Сергии и святителе Алексии осуществляется монастырская реформа с переходом на общежительный устав, происходит монастырская колонизация слабо освоенных районов Севера, Заволжья и т.д. Это приводит к замене в XV в. Студийского устава на Иерусалимский, что повлекло и реформу пения, центром которой стала Троице-Сергиева Лавра.
В это время возникает путевой и демественный распевы (греч. – домашнее), а несколько позже - большой знаменный. Эти распевы представляли собой образцы мелизматического пения, предназначенного для особо праздничных служб. Путевой и демественный имели собственные системы попевок и особые виды нотации.
В XVI-XVII вв. получило распространение строчное пение - явление во многом таинственное и малоизученное. Главный средний голос - путь, собственно напев. Каждой путевой попевке соответствовала определенная мелодическая формула “верха” и “низа”, которые образовывали с ней попевочный многоголосный “блок”, совершенно непривычный сегодняшнему слуху.
С завершением объединения русских земель вокруг Москвы процесс общегосударственной канонизации ярко проявился в решениях Соборов 1547 и 1549 годов, возведших в ранг общерусских сразу около сорока святых. Грамотами митрополита Макария предписывалось "новым чудотворцам... пети и праздновати повсюду". В древнерусском певческом искусстве это повлекло за собой широкое создание новых циклов песнопений, а также признание местных вариантов распевов полноправными для репертуара центральных хоров. Вместе с тем сохранялись и местночтимые подвижники, которым надлежало "пети и праздновати на Москве", что определяло своеобразие части этого репертуара.
В последующее время число русских праздников увеличивалось. К середине XVII в. российские гимнографы и распевщики создали для них более 150 певческих циклов.
Укрепление государственного единства и централизация власти вызвали интеграцию Москвой культурных достижений местных центров. В певческих сборниках конца XVI - начала XVII вв. появляются всевозможные распевы с указаниями на местность, традицию, автора. Наличие всех этих распевов в репертуаре главных хоров подчеркивало роль Москвы как общегосударственного политического и культурного центра.
Киевский, болгарский и греческий напевы в богослужебной практике середины XVII в.
Концепция Москвы как "третьего Рима", как центра всего православного мира, расширяя понятие национальных рамок, вызвала подключение следующих мелодических систем:
Киевский распев можно рассматривать как национальный украинский вариант знаменного распева (относительно великорусского - несколько упрощенный и с меньшим фондом попевок). В Москве киевский распев стал особенно быстро распространяться после воссоединения Украины с Московским государством. Занесенная киевскими певчими квадратная линейная нотация, которой в основном и фиксировался киевский распев, получила название "киевского знамени". Характерным для киевского распева является не столько попевочное, сколько ладовое мышление, тяготеющее к ясному минору и мажору, и ритм, часто тяготеющий к симметричности и квадратности.
От юго-западных православных народов пришел "болгарский" распев, отличающийся от киевского большей развернутостью мелодий и не столь выраженным тональным складом. Его ладовая основа богаче и разнообразнее, напев развивается более широко и свободно, причем ему совершенно не свойственна речитативность, очень характерная для киевского распева.
В отличие от киевского и болгарского распевов, имеющих бесспорное юго-западное происхождение, греческий распев возник в Москве, что часто связывают с приездом греческого певца дьякона Мелетия, приглашенного царем Алексеем Михайловичем, для обучения государевых и патриарших певчих. Мелодии греческого распева также свойственна ладовая определенность, постоянное подчеркивание четвертой ступени, что придает многим мелодиям особый характер торжественности и радостности.
Итак, общими для киевского, болгарского и греческого распевов являются более или менее ясная ладовая основа с тяготением к мажору и минору, все более четкое вырисовывание тонико-доминантовых отношений и периодически возникающая ритмическая квадратность
В настоящее время в церковном пении сохраняются традиции старинных распевов, сохраняются правила партесного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое пение.
До сих пор по знаменным нотам поют в Старообрядческой Церкви. Есть отдельные энтузиасты, пытающиеся возродить знаменные распевы и в Русской Православной Церкви.
Святой Иоанн Златоуст писал: «Земная музыка - лишь подражание небесной, а ее гармония - результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа». [5]
V. Служение на клиросе в храме Георгия Победоносца.
Православная музыка это просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в большей части с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.
Православная музыка делится на несколько видов:
древняя распевы, возникшие во времена Византии на Кавказе, например, грузинский распев; на Западе, а также в Древней Руси - знаменные, столповые и другие распевы;
партесная (многоголосная) зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали разные композиторы, например, Д. Бортнянский, С. Рахманинов и многие другие.
духовные стихи и псалмы - это песни на духовные темы. [6]
В течение пяти лет я пою на клиросе в Георгиевском храме и без этого не представляю свою жизнь. Кроме этого, я занимаюсь вокалом в Видновской школе искусств, что приносит мне настоящую радость и удовлетворение. История хора неразрывно связана с историей прихода. Певчие в Георгиевском храме были с самого начала его открытия, их голоса придавали особую красоту церковным богослужениям.
Клирос состоит из правого – профессионального хора: Татьяна Алексеевна, её дочь Марина, Нина Анатольевна, Елена Павловна и другие.
Народный хор (левый клирос), в котором я пою, – непрофессиональный, состоит из подростков и взрослых, всего – двенадцать человек. Надежда и Анна – мои ровесники, учатся в православной школе Видного и поют на клиросе второй год.
Мне очень нравится петь, для меня это душевная потребность, но быть певчей – тяжёлый труд. Я пою на ранней службе каждое воскресенье и в дальнейшем хочу продолжать петь на клиросе.
Из интервью с регентом (руководителем) Георгиевского храма Воеводкиной Еленой Павловной:
- Что для Вас значит быть певчей в храме?
- Это часть моей жизни, служение Богу. Мне нравится домашняя атмосфера в хоре.
- Что для Вас значит пение в жизни?
- Когда я пою, у меня, как будто, вырастают крылья, и я чувствую лёгкость и полёт души...
В Георгиевском храме много прихожан. Богослужения совершаются ежедневно, но клирос всегда участвует в службе. Православный храм не может существовать без клироса. Священнослужитель вместе с хором ведут «беседу» с Богом, помогая вовлечь в молитву прихожан.
VI. Заключение.
Закончить свою работу я хочу словами из статьи протоиерея Геннадия Нефедова «Принципы богослужебного пения и их воспитательное значение»: « Принципы богослужебного пения – это слово, сопровождаемое мелодией, и это традиция, дающая ориентиры, как через пение сделать богослужебное слово новым способом жизни... Истинное богослужебное пение, как и истинная молитва, дарует свободу нашим глубинным, подлинным чувствам, чтобы они поднялись изнутри нашего сердца на поверхность, чтобы от избытка сердца запели уста, чтобы эти чувства вошли в сознание и стали частью нашего религиозного опыта.
Тогда они принесут не наслаждение только, они принесут покаяние, обращение к Богу и, главным образом, чувство глубокой и мужественной ответственности за все, вложенное нами в жизнь общества»[7].
Жизнь храма Георгия Победоносца неотделима от жизни нашего города, имеет огромное значение в сохранении православных традиций. Участие в занятиях детской Воскресной школы, в пении на клиросе стало для меня душевной потребностью, без этого я не представляю свою жизнь и в будущем. Надеюсь, что представленный мною материал поможет и другим детям по-новому взглянуть на православные храмы родного города, подвигнет их больше узнать их прошлое и настоящее и найти свою собственную «дорогу к Храму».
[1] Георгиевский храм г. Видное | Официальный приходской сайт -http://georgyvidnoe.cerkov.ru/
[2] Газета «Видновские вести», № 1 от 12 января 2010 г.
[3] Георгиевский храм г. Видное | Официальный приходской сайт -http://georgyvidnoe.cerkov.ru/
[4] ru.wikipedia.orgwiki/Клирос - Википедия.
[5].azbyka.ru - Православная энциклопедия Азбука веры// Протоиерей Геннадий Нефедов. Принципы богослужебного пения и их воспитательное значение. [6] http://www.tvoyhram.ru/Православное церковное пение. [7].azbyka.ru - Православная энциклопедия Азбука веры// Протоиерей Геннадий Нефедов. Принципы богослужебного пения и их воспитательное значение.
VII. Литература и источники.
Гарин Г.Ф., Зименков А.П. Ленинский район. Моя малая родина. Видновский край с древнейших времён до наших дней. Видное, 2008.
Лозовая И.Е., Шевчук Е.Ю. Церковное пение // Православная энциклопедия, Русская Православная Церковь, М. 2000.
Материалы районной газеты «Видновские вести», № 1 от 12 января 2010 г.
Интервью с регентом Георгиевского храма г. Видное Воеводкиной Е.П.
Рассказы мамы Филиппенковой Т.Н.
Интернет - сайты:
ru.wikipedia.orgwiki/Клирос - Википедия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Георгиевский храм г. Видное | Официальный приходской сайт
georgy.hramvidnoe.ru - Георгиевский храм.
azbyka.ru - Православная энциклопедия Азбука веры | православный сайт.
http://www.tvoyhram.ru/Православное церковное пение.
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
Президент России Д.А. Медведев
и Филиппенкова Мария.
Н. К. Зацепин «Монастырки на клиросе», 1852 г.
Заголовок 1Заголовок 215