Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»выполнила студентка 2-курса Сошникова Г.В.
Актуальность проблемы речевого развитияПроблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Условия успешного речевого развития.1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.2. Владение педагогом правильной литературной речью.3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.10. Поощрение детского словотворчества.
Современные образовательные технологии
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
Мнемотехника(греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:1. Развитие связной речи;2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);3. Развитие мелкой моторики рук;4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
МНЕМОТАБЛИЦЫНа дворезвениткапель,по полямбежитручей,на дорогахлужи.Скоро выйдутмуравьипослезимней стужи.Пробираетсямедведьсквозьлеснойвалежник.Стали птицыпеснипеть,и зацвёл подснежник.«Весна»
«Новый Год»
Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема)Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память.Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия.Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное - наречие -
Рассказ «Зима» (по методике В.К. Воробьевой)
Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченкоwww.themegallery.comСхема описания и сравнения посуды
Методика коллаж Т.В. Большеваwww.themegallery.com
Мнемотехника
Практическая частьЗадание: игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей1. Назовите формы речи. 2. Какие умения развиваются в диалоге.3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. 4. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией.5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.6. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. 7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? 8.Ведущий прием для активизации речи и мышления.
Синквейн Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Примеры синквейнаНа тему любви:Любовь.Сказочная, фантастическая.Приходит, окрыляет, убегает.Удержать ее умеют единицы.Мечта.На тему жизни:Жизнь.Активная, бурная.Воспитывает, развивает, учит.Дает возможность реализовать себя.Искусство.
Правила для смелых и упорных педагоговЕсли вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.www.themegallery.com
Спасибо за внимание!