Конспект урока по географии — Равнинные и горные реки 6 класс


Тема урока - Равнинные и горные реки
в 6 классе специальной коррекционной школе

Задачи: 1образовательны:
Систематизировать знания об основных частях реки.
Познакомить учащихся с равнинными и горными реками.
2 коррекционно – развивающие:
Способствовать развитию логического мышления через приёмы сравнения горных, равнинных рек.
Способствовать развитию пространственных представлений через работу с картой и схемой; объёмной моделью горы.
Развивать память, внимания, через прослушивание музыки.
Развивать связную речь и пополнять словарный запас.
Способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, познавательного интереса к природе; способствовать развитию навыков самостоятельности в работе с карточками, с учебником.
3 воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к природе.
Основные понятия: равнинные и горные реки; половодье; водопад; ущелье.
Оборудование: физическая карта России, схема рек с карточками (исток, приток, устье, правый и левый берег, русло); конверты с разрезными буквами; объёмная модель горы; картины с изображением равнинной и горной рек; звукозапись горной и равнинной рек; карточки с описанием рек; перфокарты с индивидуальным заданием.
Тип урока: комбинированный.





Деятельность учителя
Деятельность учащихся.
Коррекционно – развивающая работа.

1. Орг. момент. Приветствие.
Психологический настрой.
2. Повторение пройденного материала.
а) Беседа по вопросам.
1. Какую большую тему проходим?
2. Где встречается вода на земле?

3. Как можно назвать одним словом?
б) Вспомним части реки, которые на прошлом уроке.
1. Как называется место, где берет свое начало река?

2. Как называется место куда впадает река?
3. Что такое русло?

4. Что такое приток?


5. Как определить правый и левый берег реки.

6. Какая река протекает в нашем городе?
7.Покажите все части реки на примере р. Волга.

в) Самостоятельная работа со схемой реки. Задание – определить части реки.
г) Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте правильно ли выполнено задание.
д) Поставьте оценки.
3. Актуализация знаний. Объяснение темы урока.
а) Вводное слово учителя:
Продолжаем изучать большую тему – «Вода на Земле», а тему сегодняшнего урока, узнаете, прослушав фрагмент записи музыки.
Беседа после прослушивания музыки.
1. Какие звуки вы услышали кроме музыки?
2.Что может издавать такие звуки?
3. Рассмотрите картины и скажите, к какой картине подходят эти звуки?
4. Релаксация.
А сейчас закройте глаза и послушайте, как звучит музыка легко, плавно, спокойно, ровно, так течёт равнинная река.
б) Объявление темы урока: «Равнинные и горные реки», запись на доске.
в) Постановка задач урока. Сегодня мы узнаем какие бывают реки и почему они так называются.
4. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником. Найдём в учебнике ответы на вопрос.
- Где обычно текут равнинные реки?
- Какое течение равнинной реки?
2. Введение нового понятия половодье.
- Как называется явление, когда равнинная река разливается и выходит из берегов, затопляя низкие места?
- Выставляется табличка со словом половодье.
- Как по другому можно назвать половодье?
- В каком литературном произведении вы читали про половодье?
- Техника безопасности на воде
3. Работа с картиной. Посмотрите на картину и скажите:
- Где берут начало горные реки?
- Какое течение горной реки?
4. Работа с учебником. Введение новых понятий – ледник, ущелье, водопад.
- Как называется масса льда, медленно сползающая по склонам гор?
Выставляется табличка «ледник».
- Какое углубление между скалами прорывает горная река за много лет?
Выставляется табличка «ущелье».
- Что образует горная река, если на своем пути встречает крутой обрыв?
- Из каких двух слов образовано слово водопад?
Выставляется табличка со словом «водопад». Показывается иллюстрация водопада.
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа с объёмной моделью горы. Задание: определить по объемной модели, где течет равнинная река, а где горная.
2. Работа с определением понятий горная и равнинная реки.
- Какие бывают реки?
Выставляется схема горные и равнинные реки.
Задание: найти карточки с признаком реки и определить, к какой реке они относятся.
3.Беседа по вопросам.
- Чем отличаются равнинные реки от горных.
- Почему равнинные реки текут медленно, а горные быстро?
- Равнинная или горная река протекает в нашей местности?

- Что общего у равнинных и горных рек?
4. Проверим себя. Подведём итог урока.
Задание:
Работа с перфокартами (для сильных учащихся).
Работа с картинками для слабых учащихся. Задание: выбрать по картинке горные и равнинные реки.
6. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
7. Д/з. Читать с. 48-49, отвечать на вопросы.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.


Ответы учащихся.
Вода на Земле.

В морях, океанах, реках, ручьях, озерах.
Водоемы.



Находят карточку с ответом исток и прикрепляют к схеме.
Находят с ответом устье и прикрепляют к схеме.
Углубление, по которому течет река, показывают на схеме.
Реки, которые впадают в большую реку. Показывают на схеме.
Объясняют и определяют правый и левый берег по схеме и выставляют карточки
Волга.

Подготовленный ученик показывает по карте все части р. Волга.
Самостоятельно определяют все части реки на схеме.

Сверяют работу со схемой на доске.

Выставляют оценки.










Шум воды – бурление, журчание.
Река.

К картине, где изображена горная река.

Слушают звуки и расслабляются.



Записывают тему урока.









Читают 1й абзац учебника.

Медленное, спокойное, тихое
Читают 2й абзац.

Половодье.





Разлив реки, полая вода.

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»


Рассматривают картину и отвечают.
Высоко в горах.
Быстрое, шумное, стремительное.
Читают 3й абзац.

Ледник.



Ущелье.




Водопад.


Вода падает.






С закрытыми глазами. Несколько учащихся определяют по модели, где равнинная и горная река.



Горные и равнинные.


Ходят по классу и находят карточки с признаками рек и определяют, выставляют на схеме.
Читают карточки со словами, делают вывод.
Равнинная река течет по равнине, а горная с высоты гор.
Равнинная, т.к. ровная поверхность, нет гор.
Части реки, перечисляют их еще раз.



Выполняют задание.




Развитие речи, учатся отвечать полным ответом. Развитие памяти.





Развитие памяти, пространственного представления, мышления.









Краеведение.




Развитие мышления. Анализ и синтез.




Развитие самостоятельности и ответственности








Развитие внимания, слухового и зрительного анализаторов.











Установка на запоминание.




Развитие речи, умение отвечать полным ответом, умение работать с учебником – выборочное чтение.
Установка на запоминание, обогащение словаря.





Связь с уроком развитие речи.




























Развитие тактильных ощущений.








Здоровье – сберегающие технологии. Сравнительный анализ рек по их признакам.
Учатся отвечать полным ответом, делать выводы.
Краеведение.