Конспект урока по литературе на тему : «Поэт и поэзия в лирике В.В.Маяковского»
Конспект урока литературы по теме
«Поэт и поэзия в лирике В.В.Маяковского»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательная: познакомиться с личностью В.Маяковского, с особенностями его лирики; показать роль поэта в литературе революционной поры; раскрыть поэтическое кредо поэта; выработать умение работать с литературой.
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения и развивать умение анализировать лирическое произведение, совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после изучения темы.
Воспитательная: воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике В. Маяковского.
Оборудование: портрет В. Маяковского, медиапроектор, аудиозапись стихотворений поэта.
Методы и приемы: беседа, слово учителя, анализ литературного произведения, чтение наизусть, составление кластеров и создание синквейна.
План урока:
1.Организационный момент (5 мин.)
2.Работа по теме (30 мин.)
3. Итоги урока ( 5 мин.)
4. Домашнее задание (5 мин.)
Ход урока
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы с вами познакомились с личностью великого поэта ХХ века – Владимира Маяковского. Сегодня мы обратимся к его лирике и рассмотрим с вами то, чему он посвящает всего себя – его лирику. Рассмотрим его мнение о поэзии. Давайте будем у поэта учиться владеть словом, а на уроке - учиться грамотно передавать друг другу какую – либо информацию, совершенствовать навыки выразительного чтения и свою речь.
2.Работа по теме
В. Маяковский - крупнейший поэт двадцатого столетия, был поэтом-горланом и этим он был непохож на других поэтов. Кроме того, именно он стал основоположником нового направления в литературе - футуризм.
Что такое футуризм?
Футуризм – это общее название художественных авангардистских движений 1910-х начало 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения.
Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?
В русскую литературу В. Маяковский вошел только как автор стихов?
Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству. Не изъятие здесь и Маяковский, который верил, что его поэзия будет нужна народу
«Мой стих общину лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошел водопровод,
Сработанный еще рабами Рима»
- писал поэт в поэме «Во весь голос».
Он – поэт своего времени, который олицетворяет все новое, то, чем он сам жил. Прошу обратиться к стихотворению «Нате!», которое является манифестом его поэзии.
Как можно определить предмет поэзии?
Какими словами представлен предметный мир этого стихотворения? Составим кластер стихотворения.
Что объединяет все эти слова?
Кто противостоит лирическому герою?
Действительно, Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований. Он не похож на эту толпу и открыто заявляет об этом:
«А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я бесценных слов транжир и мот.».
Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» продолжает развивать тему поэзии-труда, нанизывая на нее и ряд других очень высоких мыслей, необходимых для понимания позиции художника. В какой форме написано стихотворение? Докажите.
Что для Маяковского есть поэзия?
В этом стихотворении поэт раскрывает и еще одну очень важную мысль. Поэзия в целом для него – «езда в незнаемое». Он пишет: Рифма поэта – ласка и лозунг, и штык, и кнут. Эти строки указывают на призвание поэта – воспевать сегодняшний день, призывать, воодушевлять, бороться и обличать недостатки.
В чем, по вашему мнению, долг поэта?
Верно. Таким образом, поэт все-таки заявляет о своем праве на место в рабочем строю, так как каждую минуту своей жизни он трудится на благо общества.
«Пощечина общественному вкусу»; В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых и Д. Бурлюк
Маяковский
- создатель поэм: «Облако в штанах»(1915), «Хорошо!»(1927), «В.И.Ленин»(1924), «150 000 000»(1921), «Во весь голос»(1930) и др.
комедии: «Клоп»(1928), «Баня»(1929).
Читают наизусть.
Внешний мир и образ «я»,противопоставленный ему.
Все, что представляет предметный мир стихотворения – это предметы быта.
Мещанская толпа, которая невежественна и далека от того, чтоб понять поэта.
Стихотворение написано в форме разговора.
Поэт облагался налогами на свое творчество, как и мелкие буржуа. Это очень сильно задевало его самолюбие и подвигло выразить мысль о своем «месте в рабочем строю». Он пытается убедить фининспектора, что его «труд любому труду родствен», что «поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды». Так, очень метафорично Маяковский добивается звучания с новой силой темы поэта-пролетария, «двигателя пера», «народа водителя» и «народного слуги», своим творчеством приводящего «в движение тысячи лет миллионов сердца».
Поэзия – это труд.
Долг поэта – «реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи».
3.Итоги урока.
Что для поэта его поэзия?
В чём проявилось новаторство Маяковского?
Выставление текущих оценок.
Поэзия – это то, что заставляет жить. Это труд.
Маяковский – поэт-новатор: новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов.
Домашнее задание творческого характера
Сочинить синквейн о Маяковском.
Существительное, задающее тему.
Прилагательное, прилагательное – к данному существительному.
Глагол, глагол, глагол - к данному существительному.
Смысловая фраза из четырёх слов.
Одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Спасибо за работу.
Записывают
щи
белила
Предметный мир
калоши
вещи