Презентация по литературе на тему Цветная музыка стиха. Цветопись в призведениях Сергея Есенина 
Проект  по литературе Подготовила ученица 11 «А» класса  Щербинина ДарьяРуководитель  И.В.Денисова
ТЕМА ПРИЗЕНТАЦИИ: «Цветная музыка стиха. Цветопись в произведениях Сергея Есенина» 
ГИПОТЕЗА :в стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые соответствия
ЦЕЛИ: 1.подбор стихотворения  С.Есенина для анализа; 2.анализ стихотворения;3.доказательство того, что в стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые соответствия.
АКТУАЛЬНОСТЬ :исследование помогает по-новому посмотреть на звуки речи и роль в языке, учит читать «с пониманием». 
«Гласные» А - черный; белый - Е; И - красный; У -зеленый. О - синий: тайну их скажу я в свой черед, А - бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е - белизна холстов, палаток и тумана. Блеск горных родников и хрупких опахал! И - пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У - трепетная рябь зеленых волн широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной – О - дивных глаз ее лиловые лучи.                                                                                             Артюр Рембо 
«Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно "окрашены" в восприятии всех носителей языка? Учёные решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку пишутся шесть гласных Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик - названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад. Первые результаты были таковы: против А почти все написали "красный", И для большинства "синий", О - "желтый" или "белый", Ы - "черный". Проверяли и перепроверяли результаты. Пока наконец окончательно не убедились в том, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем». 
А - ярко-красный, О – яркий, светло-белый или белый, И - светло-синий, Е – светлый, желто-зеленый, У – темный, сине-зеленый, Ы – тусклый, темно-коричневый или черный. В чистые цвета окрашены только три звука - А, И, О. Но ведь и все богатство цветов и их оттенков можно получить смешением в разных пропорциях  трех цветов - красного, синего и желтого. Нет ли здесь удивительного  соответствия между  природой  цвета и звуковым устройством языка? Вопросы, вопросы... И пока нет ответов. Но одно ясно: звуко-цветовые соответствия существуют. А раз существуют, значит, должны где-то использоваться, проявляться. И конечно, прежде всего, эта интересная особенность звуков должна проявиться в поэзии 
Результаты анализа звуко-цветовых соответствий в стихотворении С.Есенина «Осень» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тихо в чаще можжевеля по обрыву.Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг её подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнёт листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кустуЯзвы красные незримому Христуна рябиновом кусту Язвы красные незримому ХристуТранскрипция текста  Тиха в чащи мажживэла па абрыву. Осинь – рыжайа кабыла- чэшит гриву. Над ричным пакровам биригов Слышэн синий лязг ейо падков Схимник-вэтэр шагам астарожным Мнот листву па выступам дарожным И цилуйэт на рибинавам кустуЙазвы красныйэ низримаму Христу Е (Э)- Желто-зелёный О- Светло-белый или белый  Ы - Тёмно-коричневый или черный  У - Сине-зеленый  И - Светло-синий  А - Ярко-красный
В стихотворении  двадцать три   раза встречается  ярко-красный  звук  А.  Это один из самых  ярких  цветов  осени. На  втором  месте  стоит  синий И.  На первый  взгляд  это  может  показаться  странным, но  только  на  первый   взгляд. Во- первых, стихотворение  блестяще  демонстрирует  нам  любовь Есенина  к  синему  цвету  и  его  оттенкам.  Ведь  даже  Русь  у  него  голубая.  И осень  описана  поэтом  не  где-то, а  именно  на  его родине.  Поэтому вполне понятно  большое  количество  голубого  звука  «И».  Во-вторых,  поэт  всегда стремится  точно  нарисовать  картину  действительности.  А что происходит осенью?  Осенью  листья  облетают  с  деревьев,  сквозь  обнажённые  ветви яснее  проступает  синева  неба, вокруг  становится  светлее. Чувствуется, что природа  готовится  сменить  пестроту  красок  на  однообразие  белого  цвета. Кроме  того, синий  цвет  считается  «холодным»  цветом. А  ведь  зима, которая сменит  осень, не  отличается  теплотой! Кроме  звуко-цветового  соответствия  в  стихотворении, мы  обратили  внимание  на  рифмующиеся  звуки. Обратить  на это  нас  заставил  образ  Христа  в  последней  строке. Красные  кисти  рябины вызывают  у  поэта  воспоминания  о  Христе. Почему? Конечно, потому  что красный  цвет – это цвет  крови, пролившейся  из  ран  Христа. А  ещё  почему? Какая  связь  между  осенью  и  Христом? Что  такое  осень? Что  приходит  на смену  осени? Что  было  с  Христом  после  распятия?. Воскресение. А  на  смену осени  придёт  белоснежная  холодная  зима, за  ней - ласковая  и  юная  весна. Природа  опять  воскреснет.  Значит,  вновь   воскресение!..  
Заключение: Проанализировав ответы информантов, приходим к выводу, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем; проанализировав стихотворение  С.А.Есенина «Осень» приходим к выводу, что в стихотворении поэта есть звуко-цветовые соответствия. Поиски в области соответствия цвета и звука в поэтическом тексте перекликаются с открытием, которое в 1910 году сделал композитор А.Н.Скрябин. Впервые Скрябин ввёл партию света «Luce» в симфоническую партитуру, обозначив нотными знаками цвета тональностей. При Казанском авиационном институте было организовано студенческое конструкторское бюро «Прометей», поставившее своей целью развитие скрябинской идеи цвето-музыки. С тех пор прошло много времени. И теперь никого не удивляет сочетание музыки и цвета. А ведь музыкальный тон тесно связан со звуком. Следовательно, наши поиски цвето-звуковых соответствий в стихах С.А.Есенина имеют реальные основания.