Конспект урока по литературному чтению Казахская легенда.С последним лучом солнца4класс
чтен. Шушан С.Ю. дата________________
Тема: «С последним лучом солнца»(каз.легенда) (с.13-16, 1ч, 11г)
Цель: Знакомить с устным народным творчеством казахского народа на примере легенды «С последним лучом солнца», с достижениями археологической науки; уметь анализировать произведение.
Задачи: закрепить понятие о легенде; совершенствовать навыки осмысленного выразительного чтения и анализа литературного произведения; развивать мышление, речь, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; воспитывать уважение к истории своего народа, патриотизм.
Ход урока.
1. Мотивационно-целевой этап. 1) Орг.момент, психол.настрой
Вот и прозвенел звонок, нам пора начать урок.
Коллаборативная минутка.
2) Проверка Д/з-«Легенда об Айше –Биби» (с.12, 1ч,2011г) читать, с какими бы словами ты обратился к отцу Айше- Биби? творческое –«Авторский стул» чтение своих топонимических легенд.
Тест на формирование читательской грамотности.
1) Имя дочери заклятого врага Карахана. (Айша- Биби)
2) Подчеркни слова, описывающие, как Карахан получил девушку.
Ворвался, схватил, умчался, сватался.
3) В какой речной воде выкупалась девушка? (в тёплой)4) Какая змея ужалила Айша- Биби? (степная гадюка)
5) Как переводится «Аулие -Ата»? (Святой Отец)
3) Приём 3 картинки, 1 фраза. Определите название легенды, которую будем читать сегодня.
С пслднм лчм слнца.
4) Сообщение темы урока, определение целей урока.
2. Операционный этап 1) Знакомство с легендой. С.13-16.
Словарная работа.
Река ТалдыКолбинский хребет
Пик- остроконечная вершина горы с крутыми склонами
Река-"Талды", что протекает в Казахстане, на границе с Киргизией, у города Талды- Кургана. (Талдыкорган)
Калбинский хребет-
Джунгары– джунгарское нашествие. В 17 веке джунгарское нашествие затронуло почти всю территорию Казахстана. В 1726 г. благодаря усилиям биев трех жузов - Толе би, Казыбекби и Айтекеби было создано народное ополчение, которое возглавил хан Младшего жуза Абулхаир (1693-1748 гг.)
хан Абдулхаир-1693-1748г=хан Младшего жуза. Прославился бесстрашием, знанием тактики боя, бесстрашием.
Бешбармак-кушание из мяса и лапши.
тыл-задняя сторона, часть чего-то
осада крепости, осаждённая крепость-окружение войсками укреплённого мета в целях захвата с.16
штурм крепости- решительная атака укреплённой позиции, крепости
провизия, провиант-пищевые продукты с.16
крепостной вал-земляной вал вокруг крепости, оборонительная стена
- калмыкский богатырь и джунгарский воин
Тысячник манбасы- военоначальник, воинское звание соответствует полковнику с.16 управляющий 1000 батыров
Б) Чтение поэтапное.
-О каком месте узнали? Чем оно необычно? (на пике стоит камень, похожий на медведя)
С кем враждовали, воевали казахи? (с джунгарами)
-О чём мечтали скотоводы-джунгары? (о жайляу, где море травы и обилие воды) –Что привлекало их в казахских степях?
-Расскажите, как жили наши предки до вторжения вражеских полчищ. -Какая работа кипела летом у казахских юрт (пора заготовки масса, курта на зиму) Чем ещё занимались наши предки ? (забота о табунах лошадей, об отарах овец)
-Как изменилась их жизнь после нападения врагов? Прочтите о вторжении джунгаров на казахские земли.
-Почему джунгарам не удалось сломить волю народа? (Абулхаир и батыры сражались с врагами)
-Какой поединок предложил воин-калмык?
-Почему камни были в форме медведей? (символ богатырской силы)
-Прочитайте описание калмыка и казахского воина. На чьей стороне была сила?
-Как менялось поведение казахов во время поединка?
-Как отреагировали джунгары, потеряв победу? Как повёл бы себя милосердный человек?
–Почему так названа легенда?
-О чём легенда? Идея произведения? (Легенда о каз. батырах. Героизм наших предков, отважно сражавшихся с безжалостными врагами. Сила и мужество казахского батыра остановили затяжную войну. В честном поединке удалось отвоевать у врага родную землю.) Работа в группах (задания по Блюму)
1. Знание. Составить картинный план
2. Понимание. Выбрать на карточке пословицы, подходящие к воинам и доказать словами из текста
3. Применение. Подобрать слова характеризующие малоизвестного батыра и доказать словами из текста
4.Анализ и синтез. Эссе «Как ты думаешь, что помогло казахскому батыру одержать победу над сильным врагом?» , Составить синквейн о неизвестном батыре.
6гр-Составить картинный план.
5гр.- К какому воину подходит пословица:
казахский батыр Станешь торопить, так толку не быть.
Тише едешь-дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Ползет, как черепаха.
Излишняя спешка, также как и медлительность, ведёт к печальному концу.
калмыкский богатырь,
джунгарский воин
3,4 гр.- Составить синквейн о неизвестном батыре.
2гр. -Подобрать слова характеризующие малоизвестного батыра и доказать словами из текста.
1гр.- Эссе «Как ты думаешь, что помогло казахскому батыру одержать победу над сильным врагом?
Выступление групп.
Итоги урока. -Захотелось вам прочесть и др. каз. легенды?
Д/з- с.13-16 читать, Сочинение на тему «Воин, за спиной которого родная земля, всегда сильнее»
3.Этап рефлексии.
С пслднм лчм слнца.
С пслднм лчм слнца.
С пслднм лчм слнца.
С пслднм лчм слнца.
С пслднм лчм слнца.
С пслднм лчм слнца.
- К какому воину подходит пословица:
казахский батыр Станешь торопить, так толку не быть.
Тише едешь-дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Ползет, как черепаха.
Излишняя спешка, также как и медлительность, ведёт к печальному концу.
калмыкский богатырь,
джунгарский воин
-Подобрать слова характеризующие малоизвестного батыра и доказать словами из текста.
_________________________________________________________________
Эссе «Как ты думаешь, что помогло казахскому батыру одержать победу над сильным врагом?