Конспект урока по литературному чтению.Казахская легенда Сказание о Золотом человеке


Тема: Сказание о Золотом человеке. Казахская легенда.( 1 урок)
Цель :1)Сформировать понятие о легендах как произведениях устного народного творчества. Раскрыть понятие «сказание », расширить знания о народных героях-батырах.
2)Совершенствование навыков чтения и анализа литературного произведения. Развитие памяти, речи, творческого воображения. Умение давать характеристику и оценивать действия героя. Умение отвечать на вопросы и соблюдать логику при ответах.
3) Содействовать воспитанию чувство гордости за народ, который имеет таких героев, умение работать в коллективе.
Ход урока.
Вводно-мотивационный этап. Психологический настрой. Пожелайте своему соседу слева успехов на уроке.
Как называется раздел с которым мы работаем? ( фольклорные мотивы)
- Какие произведения входят в этот раздел?
- Что такое былина, былинный сказ?
- Чем они отличаются?
Проверка Д/З работа в группе 3 минут. Выберите один вопрос от группы.
Сегодня мы познакомимся с казахской легендой .Сказание о золотом человеке.
Сказание , легенды, мифы - это произведения УНТ. Сказание - народный поэтический рассказ с историческим содержанием .Мы прочитаем о Сунее, юном батыре, одетом в золотые доспехи. Знаете ли вы, что золотые доспехи батыра дошли до наших дней и хранятся в Государственном историческом музее Казахстана?
- Что вы знаете о золотом человеке?
Показ слайд.
Знакомство с легендой « Сказание о Золотом человеке»
Словарная работа.
- чтение цепочкой
Анализ сказания.
- Кто является главным героем сказания? В какой семье родился Суней?( В семье могучего воина батыра Каскалдака, мудрого бия, у которого росли девять сыновей)
- Какими росли сыновья Каскалдака? ( Все они были достойными сыновьями: когда они садились со своими друзьями верхом на лошадей, собиралось огромное войско, под которым прогибалась земля)
- На какой земле родился Суней? Как переводится Жетысу? ( Там , где сливаются семь рек)
- Чем отметила судьба рождение ребенка? ( Золотым айдаром – длинной прядкой золотых волос, солнечным, ласковым днем, когда жаворонок откладывает на спине овцы яичко, т.е все в окружающем мире дышит спокойствием и любовью)
- Каким рос Суней?( Сильным , ловким настоящим батыром, побеждал в байге)
- О каких качествах характера говорит его любовь к музыке, его игра на свирели?
( Суней имел поэтическую душу, он умел улавливать и передавать музыку родной степи)
-Что напоминали ему древние кюи?( шум тростника и упругого ветра, шелест курая и соловьиные трели)
-Какие детали подтверждают мастерство игры Сунея на свирели?
( Замирали сайгаки и куланы, умолкали птицы, просторная степь слушала Сунея)
- Согласны ли вы ,что Суней был не только храбрым воином, музыкантом но и осторожным внимательным и мудрым человеком? Подтвердите ( он разгадывал хитрости врагов; решение оставить заложниками детей врагов, чтобы предотвратить войны)
- Как погиб Суней?( От яда отвергнутой красавицы)
Правильно ли она поступила?
Напишите ей письмо одному из героев работа в группе. .- Как оплакивала природа гибель Сунея?( Обрушились горы, и в горах образовалось озеро, в свисте ветра слышалась свирель Сунея)
- Почему природа так восприняла смерть батыра?( Суней патриот своей Родины, земля плакала от потери своего защитника)
- Почему же народ не наказал красавицу, убившую Сунея?
Прокомментируйте слова аксакала: « Того кто ударил тебя камнем, одари хлебом». Прав ли аксакал.
Итог:
- Определи тему сказания .- Как ты понимаешь значение словосочетания золотой батыр! Достаточно ли иметь золотую одежду, чтобы стать золотым жигитом?
- Почему Золотой человек стал символом РК?
- Как вы думаете, какие черты характера позволили Золотому человеку остаться в памяти народа?
Оценивание
- в группах – самооценка и взаимооценка по критерию.
5 – был активен, отвечал на вопросы, хорошо читал
4 – активен, затруднялся в вопросах, хорошо читал
3 – малоактивен, редко отвечал на вопросы, читал не полными словами
Ф.И. Самооценка Взаимооценка Оценка учителя
- Кому вы подарите этот стикер почему?
Д/З читать, составить вопросы 2+1 или написать письмо одному из героев.
5 – был активен, отвечал на вопросы, хорошо читал
4 – активен, затруднялся в вопросах, хорошо читал
3 – малоактивен, редко отвечал на вопросы, читал не полными словами
Ф.И. Самооценка ВзаимооценкаОценка учителя
5 – был активен, отвечал на вопросы, хорошо читал
4 – активен, затруднялся в вопросах, хорошо читал
3 – малоактивен, редко отвечал на вопросы, читал не полными словами
Ф.И. Самооценка ВзаимооценкаОценка учителя
5 – был активен, отвечал на вопросы, хорошо читал
4 – активен, затруднялся в вопросах, хорошо читал
3 – малоактивен, редко отвечал на вопросы, читал не полными словами
Ф.И. Самооценка ВзаимооценкаОценка учителя