интеллектуальное соревнование для учащихся 2 класса


Тема: «Осень – самое красивое время года.»
(интеллектуальное соревнование для учащихся 2 класса)

Цель: активизировать знания учащихся о характерных признаках осени; об изменениях в жизни растений, насекомых и птиц; показать их связь с неживой природой; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; учиться рассуждать, доказывать, правильно выражать свои мысли; учиться работать в группах; прививать интерес к «Окружающему миру».

Оборудование: слайды «Осень – самое красивое время года», осенняя панорама на классной доске, песня «Листья жёлтые», краски, кисти, задания в конвертах.

Ход занятия.
(Сообщение темы и цели)

I. - Прочитайте отрывок из стихотворения Микуля Шульгина. Вставьте пропущенное слово. (1 слайд)
А на крутом откосе –
Птицы пред отлётом.
Им протрубила-------------------,
Словно и впрямь по нотам.
Побывали тут гостями
И улетают снова.
Воду я пью горстями
Из родника лесного.
Здравствуй, щедрая-----------------
В рыжей шубейке лисьей.
Стали студёными росы,
Стали багряными листья.
- О каком времени года говорит поэт? (2 слайд)

II. Вы сейчас вспомните всё, что знаете об этом замечательном времени года и мы проведём интеллектуальное соревнование. (3 слайд)
(две группы)
- Попытайтесь убедить нас в том, что осень – самое красивое время года.
- Подберите доказательства, аргументы, и сделайте вывод.

III. Домашние заготовки.
Рассказ учителя.
Осень в нашем крае начинается уже с августа и продолжается до конца октября. За это время в природе происходят большие изменения. Поэтому выделяют несколько этапов, периодов осени.

Первый этап – осенины или начало осени – тан нови.

Рассказ учащегося
1. В это время появляются жёлтые листья на берёзе, созревают кедровые орехи, рябина в городе, краснеет брусника, клюква, улетают ласточки, чибисы, начинается уборка овощей – картофеля, моркови.

2. Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистали жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкой пронеслась.
Д. Кедрин.

3. Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
И. Бунин.

Учитель:
Осенины сменяет золотая осень – малая осень.

Рассказ учащегося
4. В это время листья на деревьях меняют свою окраску, становятся красными, жёлтыми, малиновыми, оранжевыми, и лишь у некоторых они остаются зелёными. Цветной наряд деревьев очень красив. В календаре народов ханты это время называют порой жёлтых листьев. Мансийское название золотой осени – малая осень. Яркие краски осени сохраняются недолго: начинается листопад. Это время жители Югры так и называют – время листопада.

5. Жёлтый, бурый, серый, красный –
Так легли на холст планеты,
Что картиною прекрасной
Вдохновляются поэты.
А. Балонский.

6. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А. с. Пушкин.

Учитель:
На смену золотой осени приходит глубокая осень – пора голых деревьев

Рассказ учащегося
7. В это время лиственные деревья сбрасывают листья. И этот период на языке ханты называется порой голых деревьев, а на языке манси – порой голого леса. В лесу остаются зелёными только хвойные деревья. В октябре выпадает снег, но его тоненький слой не застилает всю землю.

8. Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
С. Есенин

9. Тишину осеннего леса нарушают синички и поползни, которые ищут семена пихты да кедровки, которые разыскивают кладовые кедровых орехов. В лугах в это время пустынно, лишь шелестят засохшие травы, да иногда прилетит стая чечёток, которая присаживается на верхушки конского щавеля, чтобы достать семена.

10. Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье,
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье.
И. Бунин.

IV. «Аукцион вопросов» (4 слайд)
1. В какую погоду листьев опадает больше?
В тихую в ветреную
2. На каких растениях вы видели плоды после окончания листопада?
(5 слайд)
3. Когда больше насекомых?
летом осенью
4. Почему деревья сбрасывают листья?
(6 слайд)
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветки ломались бы от снега.



5. Почему ели и сосны не сбрасывают на зиму свои листья – иголки?
(7 слайд)
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживается на широких листьях. И расположение хвоинок тоже играет большую роль. Они располагаются по обеим сторонам веток и образуют ровную скользкую поверхность. Да и сами ветки расположены наклонно вниз. Поэтому снег сползает с них.
6. Почему перелётные птицы улетают осенью на юг?
(8 слайд)

V. Вы художники.
Представьте осень. Подумайте, какое «лицо» у осени. Какую одежду она носит? (9 слайд)
(групповое рисование красками)
Выберите краски, соответствующие строкам стихотворения.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

VI. Прочитайте рассказ Незнайки и найдите неправильные утверждения. (10 слайд)

Прекрасная пора! Конец октября. Осенний лес похож на праздничный город. Белоствольные берёзы нарядились в жёлтые и красные сарафанчики. Красавицы – осины стали ярко – оранжевыми. Свой зелёный наряд не меняют только хвойные деревья.
В лесу расцвели подснежники – снег ждут. На полянах краснеет клюква, на болотах созрела брусника.
Прилетели зимовать к нам разные птицы: воробьи, снегири, ласточки.
Они сразу же принялись вить гнёзда, чтобы укрыться от зимних холодов и в тепле вывести птенцов.
Звери тоже готовы к зиме. Медведь натаскал в берлогу припасов, а белочки сладко спят в тёплых и уютных дуплах.

(Выделите красным карандашом неправильные места)

VII. Закончите предложения об изменениях в неживой природе осенью.
(11 слайд)
Самое заметное изменение в неживой природе – это --------------------------.
Небо часто закрыто --------------------. Идёт ---------------------------.
Вода в реках, прудах, озёрах становится --------------------------------.
Над водоёмами часто бывают -----------------------------.
Почвы стала --------------------------------.

(Слова: туманы, промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, дождь, холоднее.)

VIII. Допишите недостающие слова, чтобы получился рассказ об осенних изменениях в живой природе. (12 слайд)

Осенью листья на деревьях и кустарниках --------------------------.
Не изменяют окраску листьев --------------------------------. Они по – прежнему стоят --------------------------. Улетели в тёплые края ----------------------,
---------------, --------------------,----------------------. Только -----------------,
-----------------, --------------------, ---------------------- не боятся наступающей зимы. Люди помогут им перезимовать, развесят -------------------------, насыплют в них -------------------.

(Слова: хвойные деревья, вороны, соловьи, скворцы, зелёные, ласточки, воробьи, дятлы, кормушки, журавли, пожелтели, синицы, корм)

IX. Подведение итогов. Награждения. (медальки)
(13 слайд) Схема
Выступление учащегося: «Как укреплять своё здоровье осенью»

Выступление учащегося.
Вывод. Мы хозяева нашей природы, и она для нас содержит великие сокровища жизни. Эти сокровища надо охранять. В осеннем лесу надо вести себя тихо: не кричать, не шуметь; не ломать ветки деревьев и кустарников. Собирая дары осеннего леса: ягоды и грибы, позаботься о братьях наших меньших, оставь для них немного урожая. И как сказал Михаил Михайлович Пришвин «Человеку нужна Родина. А охранять природу, значит охранять
нашу Родину».
(14 слайд)














Внеклассное мероприятие
по окружающему миру
«Осень – самое красивое время года»
(интеллектуальное соревнование для 2х классов)






Учитель: Пугачёва И. Ю.
2А класс














Сургут
2013г
15