Программа дополнительного образования Загадочная планета по географии 6 
Образовательная программа
дополнительного образования детей
детского объединения
«Загадочная планета»
                                            Возраст обучающихся: 12-13 лет
                                                                       Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования Чернавина Лариса Александровна
Москва, 2015-2016г. 
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 6классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это второй год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
     Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Загадочная планета»» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности,  помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию,  формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно  добывать знания, используя различные географические источники
5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, информатике, математике.
6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.
7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически  обосновывать,
8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Основные направления и содержание деятельности.
Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных  программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Прогнозируемые результаты
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки  и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
- правила поведения при выходе на экскурсии.
Деятельность учащихся может быть: - индивидуальной;- парной;- групповой. 
Программа предназначена  для детей 6 класса . Объём программы составляет 68 часов, 2 часа в неделю и рассчитана на 1 год.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно  добывать знания, используя различные географические источники.
Основные дидактические цели курса:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;
- развитие интереса к изучению географии;
- расширение  кругозора учащихся в области географии;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
ЦЕЛИ  КРУЖКА «Загадочная планета» 
 Дополнительное  образование в школе направлено на достижение следующих целей:
 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине  России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения  географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
 познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
 сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
 ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
 соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Задачи и основные идеи курса:
Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;
 воспитание  любознательности , любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора  учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
 формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;
Прогнозируемый результат обучения:
в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки  и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
 Основные направления и содержание деятельности.
Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой  курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Учебно – тематический план.
№ п/п
Название темы
Вид деятельности
        Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
Беседы
     1
1
0
2.
Земля во Вселенной
Практические занятия, просмотр видеофильмов
     7
5
2
3.
Жизнь земной коры
Практические занятия, решение географических задач
     11
7
4
4. 
Воздушный океан Земли
 Практические занятия, решение географических задач
    11
5
6
5.
Голубая планета
Экскурсии, практические занятия, просмотр видеофильмов
    12
10
2
6.
Воды суши
Практические занятия, просмотр видеофильмов
    6
2
4
7.
Зеленая планета
Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой, проекты
   10
8
2
8.
Чудеса планеты
Беседы, кинозанятия, выступления учащихся с докладами
    8
8
0
9.
Решение олимпиадных задач
Практическая работа, решение задач
    2
0
2
Итого 
   68
Тема 1.  Введение
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
-беседа по технике безопасности
Тема 2. Земля во Вселенной – 7 часов
-вселенная 
-Солнечная система
-соседи Земли
-гипотезы происхождения нашей планеты
Тема 3. Жизнь земной коры – 11 часов
- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности
Тема 4. Воздушный океан Земли – 11часов.
- современные методы изучения атмосферы.
- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
- грозные явления в атмосфере.
- местные признаки и приметы для предсказания погоды
Тема 5. Голубая планета -12часов.
- мировой океан и его части
- Свойства вод мирового океана
- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море..
- растительный и животный мир океанов и морей.
- тайны Мирового океана.
- Охрана мирового океана
Тема 6. Воды суши – 6 часов
- крупнейшие реки Земли.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
- минеральные источники, их происхождение
- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.
-кристаллизация
- воды суши своего края.
Тема 7. Зеленая планета -10часов.
- удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены.
- уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы.
- крупные заповедники и охраняемые природные территории
- экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.
Тема 8. Чудеса планеты -8 часов
 -Чудеса природы. Европа. Северные фьорды. Глен мор. Мостовая гигантов. Белые скалы Дувра. Земляные столбы Ренона 
- Азия. Памуккале. Мёртвое море. Кели Муту. 
- Африка. Сахара. Нил. Столовая гора 
- Америка. Ископаемый лес Аксель-Хейберга. Парк Дайносор. Залив Фанди. Дэвис Тауэр. Национальный парк Зайон. Озеро Дёгтя
-  Австралия. Эйерс- Рок. Маунт-Олга. Большой барьерный риф 
- Россия. Ленские столбы. Водопад Кивач. Убсунурская котловина
- Путешествие по миру 
Тема 9. Решение олимпиадных задач – 2 часа
- Закрепление практических навыков работы с картой и планом. Отработка олимпиадных заданий 
Прогнозируемые результаты.
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.
Список литературы.
Для учащихся: 
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997. 
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000 
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям Сайт:http://www.danilova.ru
5.   География:Все для учителя географии Сайт:http://geo.1september.ru
6.  География:Энциклопедическая библиотека. Сайт:http://megacollection.ru
15