Конспект урока по русскому языку на тему Глагол как часть речи (5 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Алымская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Якова Николаевича Неумоева»
Конспект урока
Глагол как часть речи
(5 класс)
Выполнил: учитель русского языка
и литературы
Алимова Лариса Гумаровна
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цели урока:
- образовательная: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи;
- развивающая: развивать речь обучающихся , логическое мышление;
- воспитательная: воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Задачи урока:
- дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глагола в предложении и в речи;
- способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;
- совершенствовать навык работы с учебником;
- способствовать развитию и обогащению речи;
- формировать развитие орфографической зоркости.
Ресурсы:
- компьютер с колонками;
- учебник под. ред. М.М. Разумовской;
- «Толковый словарь» И. И. Ожегова;
- музыка
- фрагмент мультфильма «Страна невыученных уроков»;
- карточки с заданием.
Ход урока
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика
Орг. момент 3 мин Здравствуйте ребята! Начинаем урок русского языка. Прошу Вас быть внимательными и активными. Все необходимые принадлежности (рабочие тетради, книги, дневник и ручки) должны лежать на столе.
Мотивация учащихся
5мин Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок (Звучит музыка)
Что можно делать под эту музыку?
Правильно, а какие части речи вы только что назвали?
Открываем тетради, записываем число. «Восемнадцатое февраля», Классная работа, и тема нашего урока "Глагол как часть речи".
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
Верно, эту часть речи мы будем рассматривать на ближайших уроках, и уверяю вас, вы узнаете много нового и интересного.
У каждого из вас есть лист на парте, "Цели (что я хочу узнать)", отметьте галочкой в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. Танцевать, петь, плясать, веселится, двигаться.
Глаголы
Записывают число, классная работа и тему урока «Глагол как часть речи»
Рассмотрим глагол как часть речи, научимся находить глагол в тексте, узнаем каким членом предложения бывает, глаголи какие признаки есть у глагола.
Зачитывают поставленные цели
Объяснение нового материала 5мин А вы любите сказки?
А мультфильмы?
Мультфильмы - это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране. Нарисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые. Какие действия они совершают?
А какие мультфильмы ваши любимые?
Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из мультфильма. А во время просмотра запишите, что делают герой?
Знаете ли вы, из какого мультфильма этот отрывок?
А кто снимает мультфильмы?
Давайте посмотрим в толковом словаре, что обозначает слово "мультфильм" и "режиссер"
Расскажите, что делают герои
Какие части речи эти слова?
А что обозначают эти глаголы?
Попробуйте сами сформулировать правило, что такое глагол? Вспомните, что вы знаете о глаголе и дополните тем, что узнали сейчас?
А теперь давайте прочитаем правило из учебника п.60, стр. 221. Посмотрим, правы ли вы были? Да
Да
Радуются, грустят, играют, поют... т.е. действуют.
Называют мультфильмы
«Страна невыученных уроков»
Режиссер
Работа со словарем запись в тетрадях
Зачитывают записанные в тетради глаголы
Действие
Глагол это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета
Читают правило
Физкультурная минутка
1-2 мин Комплекс упражнений для глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.
2. Исходное положение – сидя на стуле. 1 – 2 отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз.
3. Сидя руки на пояс. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.
Сообщение 3 мин А знаете ли вы, что обозначало слово "Глагол" раньше, в старославянском языке?
Даша подготовила нам небольшое сообщение на эту тему. Давайте послушаем.
Что узнали нового?
Верно молодце.
Нет
Ученица зачитывает подготовленное дома сообщение.
Закрепление изученного материала
5 мин Выполним упражнение 567. Запишите предложения. Найдите и обозначьте глаголы как члены предложения. Графически выделите окончания в глаголах
Вывод: Каким членом предложения бывает глагол? Выполняют по одному предложению у доски по цепочки
Добрые вести не лежат на месте. Дело мастера боится. Рабочие руки не знают скуки. Не сразу Москва строилась. Видит око далеко, а ум еще дальше. Мир освещается солнцем, а человек - знанием. Вороне соколом не быть.
Сказуемым
3 мин На доске записаны только имена существительные. Образуйте глаголы, объясните их значение
Гнев
улыбка
стыд
смех
радость
Что еще узнали о глаголе? Гнев - гневаться
чувства сильного возмущения
улыбка - улыбаться испытать радость
радость - радоваться ощущение большого душевного удовлетворения
стыд - стыдиться чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка.
смех - смеяться испытать восторг, радость
Глагол можно образовать от имени существительного
10 мин А теперь представим, что каждый из вас уже не ученик 5 класса, а редактор какой – либо газеты или журнала. И вот вам приносят рассказ, где автор в каждом предложении употребил несколько глаголов-синонимов. Ваша задача - выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!
Исходя, из этого задания сделайте вывод? Текст на карточки
У глаголов есть синонимы
5 мин «Кто больше»
Я предлагаю вам подобрать синонимы к глаголам сказать, говорить
Молодцы! А вот послушайте, какие глаголы использовал писатель В. Распутин в своей повести "Последний срок"
вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объяснять, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветоваться. шепнуть,
Записывают в тетрадях. Зачитывают
Работа на дом 3 мин Запишем домашнее задание
п.57,упр.523
Записывают домашнее задание
Рефлексия
2 мин Возьмите пожалуйста, листочки "Цели". В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И смотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше?
Оценивание и выставление оценок
Урок окончен, можете быть свободны!!!
Зачитывают свои результаты
Приложения
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.
Узнать, каким членом предложения может быть глагол.
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.
Пополнить свой словарный запас.
Отдохнуть на уроке.
Карточка
Сказка про одуванчики. (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой).
Сообщение ученика
Слово «глагол» в старославянском языке означало «слово», «речь». Глагол – это одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не предашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
В древнерусском языке «глаголити» означало «говорить». В разговорной речи мы, конечно, не употребляем это грамматическое понятие. Мы не говорим: «Что ты мне глаголишь?». Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается и само слово «глагол» и производные от него.
У А.С. Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»
У М.Ю. Лермонтова:
Вот у ног Иерусалима
Богом сожжена,
Безглагольная, недвижима,
Мертвая страна
Глаголы называют действие (идти, писать, строить, управлять) или же представляют другие процессы в виде действия, как, например, состояние, проявление признака, изменение признака, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь: (гордиться, заботиться, звучать, зеленеть, любить, расти, слепнуть, спать, стоять, уважать).
Глагол – это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа, рода, времени и наклонения.