Конспект урока литературы по теме «Боль за человека- основа авторской позиции. Свет Сониной души» Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
Конспект урока литературы по теме «Боль за человека- основа авторской позиции. Свет Сониной души» Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
Цели: раскрыть смысл жизни Сони, отношение к ней близких ей людей; учить составлять опорные схемы и работать с ними; способствовать формированию гуманистического мировоззрения учащихся.
Оборудование. Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; опорные схемы; портрет писателя.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.(Разноуровневые задания)
1. Фронтальный ответ на вопрос «Почему Петербург Достоевского –город, в котором невозможно жить?»
Уровень 1 – составить письменное сообщение по заданному вопросу.
Уровень 2 –устный связный рассказ «Сцены уличной жизни», сделать вывод.
Уровень 3 –по цитатам, выписанным дома, сделать обобщающий вывод.
II. Усвоение нового материала: «Свет Сониной души».
1. Работа с текстом. Подобрать цитаты к портрету Сони.
Ответы. «Через минуту вошла со свечой и Соня, поставила свечку и стала сама перед ним, совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении и, видимо, испуганный её посещением… Со странным, почти болезненным чувством всматривался он… в эти кроткие, голубые глаза, могущие таким огнём, таким суровым энергетическим чувством».
«У меня теперь только ты,- прибавил он. – Пойдем вместе. Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем… Ты мне нужна, поэтому я к тебе пришёл…»
2. Слово учителя с элементами беседы.
-Трагедия самой Сони, её отца, Катерины Ивановны –важный аргумент для Раскольникова.
«Ай да Соня! Какой кладезь, однако же, сумели выкопать! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему привыкает человек!»
Первая встреча с героиней не оставляет у него сомнений в её дальнейшей судьбе! «Ей три дороги,- думал он,- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или…наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце ». (Ответы учащихся).
-А так уж прав Раскольников? Действительно ли жертва Сони была напрасной. Спасла ли она близких, помогла ли кому-нибудь? Давайте посмотрим, чем жила эта девушка, какой была её внутренняя духовная жизнь? (Ответы учащихся).
-Какими переживаниями наполнены последние минуты жизни, как это характеризует Мармеладов? (Ответы учащихся с опорой на текст).
-А как полюбить и простить мачеху, вынудившую «на такое дело пойти»? (Ответы учащихся).
- А сама Катерина Ивановна ценит то, что делает Соня для её детей, или по мнению Раскольникова, «поплакала, привыкла и пользуется»? (Ответы учащихся).
- Отношение матери и Дуни к Соне. Каково оно? (Ответы учащихся)
- Давайте проследим, как раскрывается глубина духовного мира героини и её взаимоотношения с Раскольниковым. (Ответы учащихся).
- Как Соня воспринимает исповедь Раскольникова? (Ответы учащихся).
- Понимает ли она, что происходит с Раскольниковым? (Ответы учащихся).
- Может ли она ему помочь и чем? (Ответы учащихся).
-Какие испытания выпали на долю Сони за время событий, описываемых в романе? (Ответы учащихся).
-Какие испытания выпали на долю героини, в чем её силы? (Ответы учащихся).
-Чему перенесенные страдания научили Соню? (Ответы учащихся).
3. Работа с опорной схемой.
III.Вывод.Образ Сони выписан Достоевским с величайшей любовью. Действительно можно считать Соню выразительницей православных воззрений Достоевского, а можно просто «добрым Ангелом» и спасителем Раскольникова.
Чему учит нас Соня?
Любить людей, какие они есть. Прощать их. Видеть в каждом человеке творение Божие. Осознавать , чем выше духовно человек, тем больше нравственных требований он должен предъявить к себе. Страдания, переживаемые человеком, служат уроками любви, правды, способствует духовному возрождению.
Простой человек! Оглянись назад!
Взгляни на свой пройдённый путь!
Скажи, что ты сделал для мира сего,
Чтоб мог душой отдохнуть?
IV. Домашнее задание.
1. Подобрать цитаты, характеризующие отношение героев романа к Раскольникову.
2. Индивидуальное задание: «адвокаты Раскольникова» готовят защиту теории Раскольникова;
судьи- речь, осуждающую теорию Раскольникова.