Самоанализ проведенного урока на тему Слитное и раздельное написание предлогов в течение, в следствие и других (7 класс)
Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі
«№ 4 жалпы орта білім беретін мектеп» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
«Шығыс Қазақстан облысы Семей қаласы Білім бөлімі» ММ
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
ГУ «Отдел образования город Семей ВКО»
Самоанализ урока русского языка,
проведенного учителем Подольской И.А.
Дата проведения 16 февраля 2017 год. 2-я смена, 2-й урок
Класс 7 класс «Б»
Тема урока:
«Слитное и раздельное написание предлогов в течение, ввиду, вследствие… Дефис в предлогах из-за, из-под».
Тип урока: изучение нового и систематизация изученного материала.
Вид: интегративно–понятийный урок, комбинированный урок.
Форма общения индивидуальная, коллективная.
Технология: на ситуативной (игровой) основе, КМ.
Сегодня я представила урок русского языка «по теме «Слитное и раздельное написание предлогов в течение, ввиду, вследствие… Дефис в предлогах из-за, из-под» в 7 «Б» классе.
Разрабатывая урок, определила следующие цели и задачи урока:
1. Образовательные:
систематизация знаний по теме «Производные предлоги»;
закрепление умения устного и письменного выбора написание -Е и -И на конце производных предлогов;
совершенствование орфографических навыков;
закрепление умения написание производных предлогов, отличать производные предлоги от существительных с предлогов, деепричастий не смотря и предложных сочетаний несмотря на.
2. Развивающие:
развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости (орфографический диктант, контрольное диагностирование);
развитие познавательной активности, умение логически мыслить (разгадывание шарад, кроссворда «Предлог»);
развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи («Топаем – хлопаем»);
развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности (тренировочные упражнения);
формирование чувства ответственности за результаты своего труда (работа в паре, группе);
формирование норм правильной литературной речи (ответы на поставленные вопросы, во время формулирования выводов, саморефлексии).
3. Воспитательные:
воспитание культуры речи, любви к слову и русскому языку;
воспитание умения владеть собой, своим психическим состоянием, предвидеть последствия своих решений (особое внимание к учащемуся К.В.);
воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах (формативное оценивание – молодцы. хорошо, правильно, неплохой результат);
воспитание честности, человеческой порядочности (начало урока – создание коллаборативной среды, завершение урока).
Техническое оснащение урока:
компьютеры (6 штук) – для объяснения нового материала для решения кроссворда, контрольного диагностирования.
Оборудование:
таблица «Правописание предлогов вследствие, в течение, в продолжение и другие – для каждого ученика, затем эту таблицу ученик вклеит в словарь-справочник, который ведется с 5-го класса;
РДМ - карточки с заданиями для работы в группе, паре;
карточки-ответы на вопросы шарад;
карточки-ответы к заданиям по группам;
лист самоконтроля для каждого ученика;
смайлики для поощрения учащихся за правильные ответы;
Учитывая место урока в теме и характер содержания урока, определила тип урока – изучение нового и систематизация изученного материала.
Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности обусловили выбор формы урока – интегративно–понятийный урок (форма общения индивидуальная, коллективная).
В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:
1.Организационный момент.
Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке; эмоционально настроить учащихся на работу.
1451610635002286063500384238563500
2. Актуализация знаний.
Цель: активизировать мыслительную деятельность;
Создать положительную мотивацию к повторению изученного материала (разгадывание шарад)
3. Совместное формулироване темы и цели урока.
178498542511Цель: настроить на предстоящую работу.
341376015113048055217381960960-1270
4. Изучение нового материала.
Цель: сформировать представление о производных предлогах, закрепить навыки правописания производных предлогов.
Мультимедийное оборудование.
Тренировочный тренажер.
4191045720446151045720188023545720
Словарно – орфографическая работа.
Цель: включение производных предлогов в письменную речь учащихся.
На этом этапе использовала первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова, развивала речедвигательную и моторную орфографическую память, работала над лексическим значением словарного слова, работа выполнена в программе Microsoft Office Excel.
5. Закрепление изученного материала.
Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала
На этом этапе использовала самостоятельную работу. Формировала у школьников умение использовать полученные знания в ходе практической и самостоятельной работы:
диагностирование, на данном этапе была применена программа «Наставник»,
выполнение упражнений – парная и групповая работа, взаимопроверка по образцу ответов,
контрольное тестирование – работа выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint
6. Итог урока.
Цель: формирование вывода по данной теме.
7. Рефлексия.
Цель: развитие умения самоанализа выполненной работы.
Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы:
по источнику знаний в зависимости от характера познавательной деятельности по дидактическим целям формы работы модули
словесные проблемный повторение фронтальная ОдОнаглядные частично-поисковый закрепление знаний групповая НП
парная ИКТ
индивидуальная КМ
практические учебный диалог УиЛмонологич. ответ ТиО47948853994153890010399415На протяжении всего урока с вела с коллегами наблюдение за учащимися группы А, В, С.
20612109525-654059525
Соблюдала принципы научности, доступности, последовательности – «от простого к сложному» предлагаемой учебной информации.
Все задания оказались посильными для учащихся. Поставленная проблема в конце урока обоснована, что позволило продемонстрировать связь теории с практикой.
-1270071755238743976200
Дидактическая сторона урока
Материал доступен для понимания.
Этапы урока взаимосвязаны и последовательны.
Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы.
Использовался наглядный метод.
Методическая сторона урока
Урок целенаправлен, составлен в соответствии программному материалу, современным требованиям к уроку.
Мною были продуманы конкретные задачи урока образования, воспитания и развития обучающихся. На протяжении всего урока обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создав коллаборативную среду на уроке удалость выявить/раскрыть реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике.
Психологическая сторона урока
Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Дифференциация обучения отвечают принципам здоровьесбережения, позволяя развивать основные компетенции в благоприятных психологических, естественных условиях, избегая стрессовых ситуаций.
Гигиенические требования к уроку
Учитывались санитарно – гигиенические требования. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведено упражнение-тренинг «Хлопаем – топаем»
Фрагменты урока.
-15240140335
431863521590187071021590
БЕСЕДА
«ХЛОПАЙ- ТОПАЙ»
ШАРАДЫ. Слова, состоящие из предлогов
На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
текстоориентированный: работа с предложениями из художественной литературы (22 предложения); монологический ответ;
функциональный: находили производные предлоги и омонимичные выражения;
коммуникативно-деятельный: работа со словами, работа со словарями.
интегрированный: связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование высказываний известных писателей;организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении самостоятельной работы;
индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу со словами; предложениями из текста;
личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, группе, внимание к речи других людей, обучению монологического ответа.
Для того чтобы урок состоялся и был полезным учащимся, самое главное - необходимо активизировать процесс обучения. Один из способов достижения этой цели – использование новых технологий, КМ, ИКТ. Перед традиционными формами и приемами обучения новые технологии имеют ряд преимуществ:
активизирует процесс обучения;
развивает творческие способности, логическое мышление учащихся, учатся добывать самостоятельно новые знания; рассуждать и отстаивать свою точку зрения, умение слушать и принимать точку зрения другого ученика в группе;
организует групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит работать со словарной статьей;
способствует наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.
Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Фрагмент урока.
Решение кроссворда Изучение новой темы Диагностика
148971067945«Предлог» «контроль знаний»
Программа «Наставник»
46615359525-25336573025
учитель русского языка Серикбаева Г.А. наблюдает за работой ученика А
3718560148590-186690148590
КРОССВОРД «ПРЕДЛОГ», выполненный в программе
Microsoft Office Excel
Урок проводится с применением семи модулей Программы, что предполагает самостоятельное изучение нового материала, работу в группе, паре, самостоятельное выполнение заданий.
В уроке находят отражение дифференцированное обучение:
работа в парах / группах - деление учащихся на малые группы обусловлено уровнем владения языковыми и лингвистическими компетенциями, интересами ребят, особенностями межличностных отношений в классе, элементы.
Фрагменты урока.
20802608381922860647704223385149860
работа в группе
индивидуальная работа
48710851714502286010477535947351714501965960171450
работа в паре
Наблюдая за учащимися, пришла к выводу, что ученики 7 класса «Б» умеют и с удовольствием работают в парах и группах, быстро, в зависимости от вида задания, меняют состав группы, свободно, без потери времени, перемещаются по классу. Учащиеся умеют комментировать свои действия, высказывать мнение – всё это послужило основой для развития речевых умений и стратегий общения.
Применение ИКТ на уроке позволило выполнить большой объем работ – решение кроссворда, тест по теме «Предлог», диагностика знаний, а фиксированный контроль знаний позволил учащимся сразу видеть ошибки, выполнить работу над ошибками. Выполняя задания, отвечали на поставленные вопросы, а после выполнения задания подводили итоги, выставляли себе оценку, опираясь на разработанные критерии оценивания.
Фрагмент урока.
-4381515938519754851574803994785157480
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
27470101003300Сочетание традиционных приемов: беседа, работа с учебником, обобщение знаний в сочетании с новыми подходами позволило на уроке плодотворно работать над развитием логического мышления, самостоятельности школьников, создание атмосферы сотрудничества, развитие коммуникативных навыков учащихся.
565785152400
Работа проводится систематически, но необходимо продолжить работу по развитию монологической речи при ответе на поставленные вопросы, рефлексии собственной деятельности, обогащать речь учащихся сложными синтаксическими конструкциями.
В ходе урока предлагались задания на воспроизведение знаний по морфологии, разные виды контроля знаний по теме «Предлог».
Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации, разнообразных видов деятельности учащихся, контроля за временем (таймер времени) в ходе выполнения тренировочных упражнений.
На протяжении всего урока велось наблюдение за работой учащихся. А, В, С.
386143559055176593559055-4953068580
Считаю, что задачи урока решены. Разнообразные виды деятельности позволили работать в хорошем темпе, удерживать внимание и интерес учащихся на протяжении всего урока. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока высокий. После каждого этапа урока делались выводы, учащиеся оценивали свою деятельность в листе контроля, что позволило учащимся в течение урока отслеживать свое продвижение/качество выполненного задания.
Что получилось хорошо:
таймер – позволил контролировать время, не отвлекаясь от проведения урока;
работа за компьютерами;
доброжелательные отношения среди учащихся;
просто и легко был организован самоконтроль – ученики сами выставляли за каждый этап работы оценки на листе контроля (только номер задания и оценка);
учащиеся умеют формулировать самостоятельно выводы;
умеют работать в парах и группах.
Над чем надо еще поработать:
еще приобрести 4 компьютера;
предложить коллегам сразу писать анализ урока в электронном варианте;
ярче проводить итоговую рефлексию;
ДЗ лучше выдавать на отдельных листочках или готовить буклеты к уроку.
После урока был проведен тщательный анализ урока.
-24384076835288988576200574738548260
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.Федор Иванович Янкович де МариевоПризнак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.
Ралф Уолдо ЭмерсонНичему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Олдингтон Р.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Конфуций http://www.poznaysebia.com/2012/10/12/zolotyie-tsitatyi-ob-obrazovanii-i-aforizmyi-ob-obuchenii/