Экологическая игра для старшеклассников Экологическая пирамида


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА
Цель: Познакомить учащихся с основными экологическими закономерностями: с законом пирамиды биомасс или численности организмов на разных трофических уровнях; с единством пищевых цепей для всей пирамиды в целом; с возможностями перехода с одного уровня питания на другой.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Модель экологической пирамиды построена по упрощенной схеме и представлена четырьмя трофическими уровнями. 1 уровень продуцентов представлен вопросами о растениях. Вопросы имеют различную степень сложности и оцениваются в условных единицах. В сумме на первом уровне находится 200 условных единиц биомассы. 2 уровень представлен вопросами о растительноядных животных. Следует учесть, что чисто растительноядных животных не существует. В определенные моменты животные могут питаться как животной, так и растительной пищей. Второй уровень содержит 40 условных единиц биомассы. 3 уровень представлен первичными хищниками и содержит 8 условных единиц биомассы. 4 уровень представлен 1 единицей вторичных хищников. В игре могут принимать участие 3-4 команды. Команда имеет право выбрать вопрос любой степени сложности. Обсуждение ответа ведется в течение одной минуты, затем команда дает ответ. На первом уровне команды должны набрать 40 условных единиц, на втором уровне - 10 условных единиц, на третьем уровне - 2 условные единицы, на четвёртом уровне - 1 условную единицу. Если участники игры не набрали заданного количества условных единиц, они не могут подняться на следующий трофический уровень и выбывают из игры.
1 2 2 2 2 5 5 5 5 5 5 5 5 15 15 15 15 15 15 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 5 5 5 5
ВОПРОСЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ (РАСТЕНИЯ)
1.На рынке продавали плоды яблони, малины, груши, земляники, абрикоса, вишни. Подсчитайте, сколько типов плодов можно выделить среди этого многообразия. /4 типа плодов яблоко (у яблони и груши); костянка (у вишни, сливы, абрикоса); многоорешек или фрага (у земляники); многокостянка (у малины)/. 5 баллов
2. На выставке продуктов питания были представлены различные растительные масла и острые приправы. И на той, и на другой витрине посетители увидели одно и то же растение - родственника капусты. Из какого растения можно получить и растительное масло, и острую приправу. /Это растение - горчица/. 5 баллов
3.Вегетативные органы бобовых и их семена богаты белком. Как можно объяснить это явление? /Симбиоз бобовых с азотфиксирующими бактериями, поселяющимися на их корнях, позволяет этим растениям усваивать большое количество азота, используемого ими при образовании белка/. 5 баллов
4. При введении картофеля в культуру в России возникали картофельные бунты. Почему крестьяне не хотели выращивать это растение? /Многие пробовали употреблять в пищу зелёные ядовитые ягоды, что вызывало тяжелые отравления/. 5 баллов
5.В рацион питания включены: белый и черный хлеб, манная, овсяная, перловая, пшенная, ячневая каши, макароны, вермишель, толокно. Назовите зерновые культуры, из которых изготовляют перечисленные продукты. / 1.Пшеница- белый хлеб, макароны, вермишель, манная крупа. 2.Рожь - черный хлеб. 3.Ячмень - перловая и ячневая крупа. 4.Просо - пшено. 5. Овёс- толокно, овсяную крупу, геркулес/. 10 баллов
6.Две подруги посадили весной рассаду капусты. Ухаживали за ней. К их удивлению, они даже поздней осенью не дождались семян. Как вы думаете, почему им не удалось найти семена? /Капуста - двулетнее растение, способное образовывать семена только на второй год жизни/. 10 баллов
7.На флаге какого государства изображён кленовый лист? /Канады/. 10 баллов
8. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Почему? /В Австралии не было шмелей, опылителей клевера. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить/. 10 баллов
9. Для определения принадлежности растения к тому или иному виду обычно берутся во внимание несколько признаков растения, строение его цветка, плода и вегетативных органов. С помощью каких основных признаков можно определить растения семейства крестоцветных? / Особое внимание надо обратить на строение и расположение плодов. Плод стручок или стручочек. Лепестков венчика 4, чашелистиков 4, тычинок 4+2, пестик 1 /. 10 баллов
10. Если поместить в одной капле воды инфузории и шелуху лука или чеснока, то через несколько минут инфузории погибнут. Почему это происходит? /Растения семейства лилейных выделяют фитонциды/. 10 баллов
11. Путешественник по Южной Африке Д.Ливингстон писал: "В те годы, когда дождей выпадает особенно много, саванна буквально покрыта ими. Слоны и носороги с удовольствием их едят, утоляя жажду этим соком. То же относится и к антилопам, львам, гиенам, шакалам и другим животным". О каком растении идет речь? / Арбуз/. 10 баллов
12.В одном из посланий испанский конкистадор Кортес писал своему королю: "Одной чашки этого ценного напитка достаточно, чтобы человек оставался бодрым в течение целого дня похода". О каком растении идёт речь и что вы о нем знаете? /Какао/. 10 баллов
13. Лесник, поранив руку, обмотал её сухим торфяным мхом. Не навредил ли он себе? / Лесник правильно использовал мох, так как он обладает прекрасным бактерицидным свойством и способностью впитывать влагу, благодаря чему может применяться в качестве перевязочного материала/. 10 баллов
14. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление? /Лишайник является индикатором чистоты воздуха. Отсутствие в лесу лишайников говорит о загрязнении атмосферы данной местности/. 10 баллов
15.Часто это растение называют "зелёной коровой", так как из его семян делают молоко, простоквашу, творог и сыр, а также масло, заменители какао и шоколада. Назовите это растение. / Соя/. 15 баллов
16. Какое растение из класса голосеменных носит имя выдающегося американского писателя Марка Твена? /Секвойя/. 15 баллов
17. Флаг этого государства состоит из трех горизонтальных полос – двух красных и одной белой широкой посередине. На белом фоне расположено дерево кедр. Назовите государство. / Ливан. Красный цвет символизирует кровь, политую в борьбе за независимость, белый – обозначает чистоту помыслов и снег на горах Ливана/. 15 баллов
18. Герб этого государства состоит из щита под фригийским колпаком, обрамлённого дубовой ветвью с одной стороны и веткой лавра с другой. Герб был создан Мигелем Толоном и был принят 24 апреля 1906. Герб имеет форму щита, разделенного на три части, в верхней части изображен ключ, расположенный между полуостровами Флорида и Юкатан и запирающий вход в Мексиканский залив. Вдали видно восходящее солнце Свободы. Пальмы и вершины гор — символы патриотизма, свободы и независимости. Слева три синие полосы флага означают единство трех составных частей страны. Назовите государство. /Куба/. 15 баллов
19. Плод этого растения употребляется в свежем, сушеном и моченом виде. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение, на котором вырастают плоды, перекрестноопыляемое (опылители - насекомые), весьма морозоустойчивое. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Как называется этот плод? / Яблоко/. 15 баллов
20. Это растение всем хорошо известно. Его родина - Мексика. В 1874 г. русский академик Севергин в книге "Царство произрастания" писал: "Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофе и производят наливку, почти столь же приятную". Подскажем: его семена любят и взрослые, и дети. Как оно называется? /Подсолнечник/. 15 баллов
ВОПРОСЫ ВТОРОГО УРОВНЯ (РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ) (все вопросы пятибальные)
1.Назовите город в Австралии, который носит имя домашнего животного. А на севере Голландии, в городке Леувардене, в 1954 году установили памятник этому животному с надписью «Наша мама». / Корова/.
2. Этот остров у южных берегов Австралии носит название крупного австралийского животного. Назовите его. /Кенгуру/.
3. Эти птички-невелички
Ростом ровно "три вершка"
Покромсали вдруг овечку,
Что была завезена.
Обнаглели: "Сало съели!"
Что случилась за беда?
До того ведь травку ели,
Не тужили никогда.
Назовите страну и самих птиц-вегетарианцев, которые из-за вмешательства человека, включили в свой рацион сало. / Это попугаи Кеа. Страна - Новая Зеландия. Дж. Даррелл
"Путь Кенгуренка"/.
4. Как называется парнокопытное животное, ныне занесенное Красную книгу, которое к 1921 году было истреблено в России и мире полностью, но восстановлено благодаря нескольким особям, оставшимся в зоопарках мира? / Зубр/.
5. Этот грызун из семейства беличьих обитатель тайги. Его вес может составлять от 30 до 120 г, а размер — от 5 до 15 см при длине хвоста от 7 до 12 см. Отличительным признаком всех видов являются пять тёмных полосок вдоль спины, разделённые белыми или серыми полосками. Остальная окраска красно-бурая или серо-бурая. При приближении человека издает отрывистое «цыканье» или свист. Питается главным образом растительной пищей, лишь иногда примешивая к ней насекомых. Состав его пищи очень разнообразен. Он ест семена различных диких растений, почки деревьев и кустарников, их молодые побеги, траву, разные ягоды, желуди, кедровые и лесные орехи, грибы. Назовите животное. /Бурундук/.
6. Назовите пожирателя бамбука, который стал символом Международной экологической организации? / Панда/.
7. Каких животных, которых не надо было долго поить и кормить, испанские конкистадоры брали в трюмы кораблей и превращали их в живые консервы? /Черепах/.
8. О каком животном швейцарский естествоиспытатель Конрад Геснер (годы жизни — 1516-1565) написал следующее: «Животное это совсем холодное и влажное, все пропитанное ядом, ужасное, отвратительное и вредное»? /Жаба/

ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ (ХИЩНИКИ ПЕРВОГО ПОРЯДКА) (все вопросы двухбалльные)
1. Его называют зверем-оборотнем. Он самый кровожадный хищник среди всех зверей нашей страны. Он живет повсюду. Он приспособлен к мраку полярной ночи, снегам Сибири, раскаленным пескам Средней Азии. Не страшны ему ни когти рыси, ни волчьи зубы. Ни тигру, ни медведю его не поймать. Никого он не боится этот вездесущий зверь. / Ласка/.
2. Какое маленькое животное обращает в бегство львов и слонов? / Бродячие муравьи! У них нет постоянного жительства, и большую часть жизни они кочуют, обычно по покровом ночи или сумерек. У некоторых видов этих муравьев походные колонны по фронту растягиваются на сотни метров и порой даже на километр. Нелегко от них убежать! Они пожирают на своем пути все живое. У солдат бродячих муравьев острые, как ножи, челюсти, они выгрызают ими кусочки мяса из своих жертв. Даже большое животное, попавшее в их окружение, за считанные минуты бывает обглодано до костей/. 3. За каких животных поднял тост покоритель Южного полюса Руаль Амундсен? /За собак. Именно с их помощью он добрался до цели своего путешествия/.
4. Назовите двух австралийских млекопитающих, которые несут яйца. /Утконос и ехидна/.
ВОПРОС ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ (ХИЩНИКИ ВТОРОГО ПОРЯДКА)
1. Какие дневные хищные птицы занесены в Красную книгу Тюменской области? / Скопа, степной орёл, большой подорлик, беркут, орлан-белохвост, змееяд, степной лунь, луговой лунь, балобан, сапсан, кречет/.
ЛИТЕРАТУРА:
Акимушкин И.И. "Причуды природы" М., Юный натуралист 1992.
Большая энциклопедия растений. Издательство "ОЛМА ПРЕСС" Москва 2005.
Козлов М.А., Олигер И.М. "Мир животных. Зоологическая энциклопедия". Санкт-Петербург "Золотой век" "Азбука - классика" 2004.
Кочнева Н.А., Филоненко Т.Н., Ломаева С.Н. "Сборник игр по экологическому воспитанию". Тюмень. ТОГИРРО. 1997.
Красная книга Тюменской области. Екатеринбург. "Издательство Уральского университета". 2004 г.
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Том 2. "Мир природы" Москва издательский дом "ИНФРА-М" 2001.
Разумовская О.К. "Весёлая география". Ярославль. "Академия развития" 1997.
Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-862181-kakoe-dekorativnoe-derevo-izobrazheno-na-flage-livana#ixzz4WaVPf5BF