Обоснование выбора используемых образовательных технологий
МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1»
Голубева Валентина Алексеевна
учитель обществознания
Обоснование выбора используемых образовательных технологий
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.
В процессе обучения мною используются следующие технологии:
Личностно-ориентированные технологии
Информационно – коммуникационные технологии
Игровая учебная деятельность
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Проектная технология.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.
Игровая технология имеет следующие преимущества:
создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала;
в процессе игры обучающиеся (меланхолики и флегматики) получают большую мотивацию для выражения своих мнений и чувств;
застенчивые обучающиеся более охотно вступают в диалог с учителем;
позволяет обучающимся получить опыт общения, который не всегда можно получить на обычном уроке;
игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи;
в непринужденной и легкой обстановке игры обучающиеся легче запоминают новый материал;
обыгрываются реальные жизненные ситуации.
За счет применения данной технологии происходит повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности; реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции.
Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.
Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:
развитие коммуникативных умений обучающихся;
повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся;
объективность оценки;
расширение возможностей предъявления информации;
объективность оценки при использование компьютерных тестов и тестовых программ.
Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций. Используя ИКТ в традиционной классно-урочной системе: я провожу уроки с мультимедиа выступлением (использую самостоятельно составленные презентации в программе PoweerPoint, экранно-звуковые пособия, ресурсы Интернета, презентации составленные учениками класса). Организую самостоятельную работу учащегося и работу в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса.
Технология проблемного обучения. Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.
Проектная технология имеет следующие преимущества:
актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе,
выход процесса обучения из стен лицея в окружающий мир, т.к. метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей,
развитие у обучающихся исследовательских умений;
развитие «командного духа»;
развитие коммуникабельности и умения сотрудничать;
формирование навыков выступления;
формирование навыков наиболее рационального представления полученной информации;
формирование умения самостоятельной работы с литературными и электронными источниками информации.
При работе обучающихся над проектом я помогаю в поисках нужной информации; координирую весь процесс; поощряю обучающихся; поддерживаю постоянную обратную связь.
centerbottomЯ считаю, что использование перечисленных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию.