Презентация образовательных технологий, используемых учителем


Продуктивность использования образовательных технологий
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии:
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) Подвергай все сомнению. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на формирование базовых навыков человека открытого информационного пространства, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Термин «критическое мышление» может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усво- енного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, прикидывать возможности решения проблемы и т.д. Классификационные параметры технологии РКМЧП такие же, что у всей группы интерактивных технологий. Акценты целей технологии РКМЧП: формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексив- ность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толе- рантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск меха- низмов самообразования и самоорганизации.
Проектная методика.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль.
Технология уровневой дифференциации. Дифференциация обучения. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Реализация дифференцированного подхода предполагает формирование гомогенных типологических групп школьников. В дидактике и предметных методиках предлагается более 20 критериев деления учащихся на группы. Одни ученые предлагают объединять учащихся по успеваемости, устойчивости интереса и уровню познавательной самостоятельности, другие исходят из устойчивости восприятия, уровня развития памяти, типа мышления, соотношения наглядно-образного и словесно-логического компонентов мышления, уровня вы- полнения мыслительных операций, акцентуации характера, темпераменту и др.);, третьи называют следующие признаки: успеваемость по предмету, темп работы, информированность по предмету; способности, взаимоотношения учащихся и т.д. В настоящее время в российском применяется дифференциация: – по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); – по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы); – по области интересов, профилю (гуманитарные, физико-математические, биолого- химические и другие группы, направления, отделения, школы); – по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР и др.); – по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.) – по личностно-психологическим типам (типу мышления,…) – по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы). В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств дифференциации, является включенной, проникающей технологией. Однако в ряде моделей обучения дифференциация учебного процесса является главной отличительной особенностью, системообразующим фактором, и поэтому они могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».
Педагогическая система Е.Н. Ильина. Уровень и характер применения: по содержанию – частнопредметный, по значению – общепедагогический. Философская основа: гуманистическая. Методологический подход: социокультурный, ситуативный, коммуникативный. Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные. Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоциональная сфера (СЭН). Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский, гуманистический, об- щеобразовательный. Вид социально-педагогической деятельности: социализации. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп. Организационные формы: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода. Преобладающие средства: вербальные + практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентиро- ванный. Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, проблемности, творчества. Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений. Категория объектов: массовая + продвинутая. Целевые ориентации: нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. Преподавание литературы как искусства. Концептуальные позиции: усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку. Принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений. Художественность: «об искусстве – языком искусства»; урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех о: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания; анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны нравственные основы и важнейшие качества личности, такие как патриотизм, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, уважение и готовность к труду. Идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой. Знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития. Сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейная убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан своей родины. Педагогика экспрессии: «слово + чувство». Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать. Метод духовного контакта. Демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю. Учитель – предметник, художник, врач, создатель самой тонкой – душевной культуры ребенка. Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
Особенности содержания. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, Ильин ставит так, чтобы: а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице); в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора. Особенности методики обучении предмету. Формула развития выглядит так: от опыта Личности – к Анализу художественного произведения и от него – к Книге. Особенности метода преподавания литературы Ильина – внимание к деталям. Этот своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» – «вопрос» – «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскре- пощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Урок литературы – это человекоформирующий процесс; урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух мо- ралистов – писателя и учителя; открытия, а не аргументы и факты; совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы. Воздействие на «вторую программу» идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое. Сверхзадачей урока является помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.