Опыты, подтверждающие квантовую природу света, Единство корпускулярно волновой теории.
Урок 41
Тема урока: Опыты, подтверждающие квантовую природу света, Единство корпускулярно волновой теории. Школа: Средняя школа имени Н.Островского
Дата: ФИО учителя: Сексембаева Гульбану БалабековнаКласс: 11 Количество
присутствующих: Количество
отсутствующих:
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока формирование навыков самостоятельности и активности у учащихся при работе с дополнительной литературой и работой в группах; умение делать выводы.
Цели обучения обобщить и систематизировать знания учащихся о природе световых явлений и о единстве волновых и корпускулярных свойств света и вещества, а также повторить вопросы практического применения оптических явлений; умение строить модели физических процессов.
Некоторые учащиеся смогут: расширить диалектические представления о квантовой природе света
Языковая цель Учащиеся могут: выполнить эксперименты
Ключевые слова и фразы: корпускулярно волновая теория
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: беседа
План
Планируемые сроки (минут) Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) Ресурсы
Начало урока
2 мин
5 мин
1.Психологический настрой
Цель тренинга: поднятие хорошего настроения.
Деление на группы по картинкам.
2.Беседа. Прием «Большая стирка»
В чем состоит различие между внешним и внутренним фотоэффектом?
От чего зависит чувствительность фотоэлемента к падающему на него свету?
Какие фотоэлементы используются в цепи переменного тока?
При какой длине волны излучения масса фотона равна массе покоя электрона? видеоролик
Тетрадь, интерактивная доска, проектор
Середина урока
10 мин
2 мин
15 мин
5мин 3. Изучение нового материала. Обсуждение вопроса «Что такое свет?»
Закончите предложение: «Свет – это… », выбрав один из ответов:
_ электромагнитная волна;
_ поток частиц – фотонов;
_ волна и поток частиц;
_ ни волна, ни поток частиц;
_ ни один из ответов не подходит. *
В ходе обсуждения учащиеся должны придти к последнему ответу.*
Нужно сделать в итоге вывод: «Свет – это сложный материальный объект, который одновременно обладает свойствами и волн и частиц, однако является не тем, ни другим. Свет – это материальный объект, конкретнее – второй известный учащимся вид материи – частный случай электромагнитного поля». (Учащиеся записывают это определение в тетрадь).
Затем, опираясь на ответы учащихся, можно будет «собрать вместе свойства света – волновые и корпускулярные, а именно (пространственную временную периодичность, характерную скорость распространения, дискретность энергии, импульса) и др.3)Составление таблицы следующего содержания (выполнить на доске, а учащиеся в тетрадях).
Явления, в которых проявляются, обнаруживаются
Волновые свойства света «Корпускулярные»* свойства света
квантовые
интерференция, дифракция, поляризация,
дисперсия, отражение, преломление,давление света тепловое излучение, фотоэффект, химическое действие света, люминесценция, давление света
волновые: V , λ , ν корпускулярные: Е, m, РХарактеристики фотона: Е = ; р = ; m =
Сообщение о фотоне делает учащийся. (См. приложение 3).
Каждый отдельный фотон одновременно обладает квантовыми и волновыми свойствами.
Корпускулярно – волновой дуализм свойств света.
В таблице слово «корпускулярные» зачеркнуть и заменить словом квантовые.
Это символическое изображение того факта, что в тех явлениях, которые записаны в правой части таблицы, обнаруживается не только корпускулярные, но и волновые свойства света. Не случайно в обеих частях таблицы оказалось такое явление, как давление света – оно прекрасно объясняется как с волновых, так и с фотонных позиций, что, может рассматриваться как одно из проявлений корпускулярно – волнового дуализма.
Квантовый – значит волновой и корпускулярный в диалектическом единстве.(Учащиеся записывают это определение в тетрадь).
Физминутка. Учащимся предлагается немного отдохнуть.
Закрепление изученного . Работа в группах.
1.Можно ли считать фотон материальным объектом – ведь его масса равна 0?- первая группа
2.Что такое электромагнитная волна, в частности световая волна, - материальный объект или процесс?- вторая группа
3.Как проявляется взаимосвязь материи и движения в существовании фотона?- третья группа.
Защита.
. Презентация
взаимооцениваниеКонец урока
1 мин
1 мин Д/з: п.
Рефлексия: Метод большого пальца
Дополнительная информация: к уроку была разработана презентация с основными его этапами
Дифференциация. (Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?). Оценивание. (Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?). Межпредметные связи -.Соблюдение СанПиН – .ИКТ компетентность –.Связи с ценностями (воспитательный элемент):
Рефлексия
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что направлено обучение
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. (Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева. Через разнообразные формы работы, была достигнута цель и решены планируемые задачи. На повышения качества знаний по предмету и развития индивидуальных способностей учащихся.. Ребята изучили квантовую теорию света.
Групповая форма работы позволила вовлечь всех учащихся в работу, а так же успешной работе способствовала само и взаимооценкаВремя обучения соответствовало 45 минутам.
Цели обучения были реалистичны и достижимы учениками по уровню их успеваемости. На получение новых знаний и применение их в жизни. Время строго выдерживалось, на каждый этап отводилось необходимое время. Прослеживаются следующие модули Новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения, обучение талантливых и одаренных, ИКТ, управление и лидерство в обучении.
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли хорошо (с учетом преподавания и учения)?
1: Удалось организовать активное обучение.
2: Учащиеся были заинтересованы уроком.
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
1: Нужно продолжить работу с учащимися по постановке открытых вопросов.
2: Привлекать детей к поиску дополнительной информации к уроку.