Конспект урока на тему Русские басни. Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» Василия Кирилловича Тредиаковского и Александра Петровича Сумарокова
Тема урока: Русские басни. Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» Василия Кирилловича Тредиаковского и Александра Петровича Сумарокова.
Цель урока: Познакомить обучающихся с русскими баснописцами 18 века В. К. Тредиаковским и А. П. Сумароковым. Совершенствовать умение выразительно читать басню.
Ход урока:
Постановка цели и сообщение темы урока учителем.
Актуализация прежних знаний.
1) Беседа по пройденному материалу
1. Что называется басней?
( Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
2. Какова цель басни?
(Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни)
3. С каким жанром устного народного творчества можно сравнить басню?
(Со сказкой)
4. В чём сходство басни со сказкой?
(Действующими лицами басни, как и сказки о животных, являются звери, птицы. События разворачиваются быстро, содержание басни можно легко пересказать, инсценировать или читать по ролям)
5. Кто является родоначальником басни?
(Древнегреческий баснописец Эзоп)
6. Как вы понимаете выражение «Эзопов язык»?
(Вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и намёками)
7. Объясните значение слова «аллегория»?
Аллегория (в переводе с греческого – иносказание, то есть иное сказание, скрытый смысл) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет (лиса – хитрый человек; заяц, ягнёнок – беззащитный человек; волк – злой, бессердечный человек)
8. Как построена басня?
(Басня состоит из рассказа и морального вывода. Мораль может быть перед рассказом, после него и даже отсутствовать (в этом случае она подразумевается)
9. Что такое олицетворение?
(Изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого (животные в басне говорят, думают, чувствуют)
2) Инсценировка басен.
На прошлом уроке мы говорили о зачинателе басенного жанра, первооткрывателе, изобретателе басенных жанров – Эзопе и анализировали его басни.
Домашним заданием было инсценировать его басни. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
1.Первая группа учащихся: инсценировка басни Эзопа «Лисица и виноград»
2. Вторая группа учащихся: инсценировка басни Эзопа «Ворон и Лисица»
С баснями ещё одного баснописца (Лафонтена) мы познакомились на прошлом уроке. Лафонтен пересказывал уже знакомые сюжеты на новый лад, но тем не менее оказался создателем оригинальных своеобразных басен.
Давайте посмотрим ещё одну инсценировку басни «Лисица и виноград» Жана де Лафонтена
III. Объяснение нового материала.
1. Слово учителя
Сегодня на уроке мы будем говорить о первых русских баснописцах. Ими были поэты 18 века А. Кантемир, Василий Кириллович Тредиаковский, М. В. Ломоносов, басни – «притчи» писал Александр Петрович Сумароков. В начале 19 века басня стала очень популярным жанром – замечательные басни принадлежат перу Дмитриева И. И. и Василию Львовичу Пушкину (дядя А. С. Пушкина). Классические образы этого жанра в русской поэзии создал И. А. Крылов.
Сегодня мы познакомимся с двумя поэтами, баснописцами 18 века Василием Кирилловичем Тредиаковским и Александром Петровичем Сумароковым.
2. Рассказ учащихся о Тредиаковском.
1 ученик
Тредиаковский происходил из семьи небогатого астраханского священника, поэтому отец отдал его в духовное училище. Получив образование и женившись по требованию родителей, Василий, однако, не стал священником и, оставив жену, в 1723 году отправился в Москву, чтобы продолжить образование.
2 ученик
Тредиаковскому повезло, благодаря хорошему знанию латыни он был принят в славянско – греко – латинскую Академию.
3 ученик
Тредиаковский успешно освоил все курсы, которые читались в Академии, причём преподаватели особенно отметили его знания по риторике и грамматике.
4 ученик
В 1726 году (в 23 года) Тредиаковский самовольно покинул Петербург и с попутным судном отправился в Голландию. Русский посол помог Тредиаковскому добраться до Парижа. Неуёмная жажда знаний заставила его решиться на отважный шаг – отправиться за границу без необходимых к тому средств, полагаясь только на свой «острый разум».
1 ученик
Проучившись три года в Сорбонне, Тредиаковский вернулся в Россию и с жадностью включился в литературную жизнь России.
2 ученик
Тредиаковский опубликовал много стихотворений, басен. Басни были частью его творчества. Он стремился писать их простым, разговорным языком, избегал подробностей в пересказе. В баснях он высмеивал зло, пороки людей.
3 ученик
Умер писатель в Петербурге. При жизни он не был по достоинству оценён, но потомки воздали должное писателю, всем сердцем любившему Россию и многое сделавшему для её просвещения и культуры.
3. Слово учителя
Басенные истории часто повторяются, но каждый автор рассказывает их по-своему, иначе, чем предшествующие ему баснописцы.
Я прочту вам басню «Ворон и Лиса» Василия Кирилловича Тредиаковского. Читается она трудно, так как в ней много устаревших слов. Откройте с. 75 учебника и послушайте.
Чтение учителем басни «Ворон и Лиса» Тредиаковского.
4. Ответы на вопросы (с. 75)
5. Послушайте ещё об одном поэте, баснописце, современнике Тредиаковского Александре Петровиче Сумарокове.
Рассказ учеников.
1 ученик. Биография.
Александр Петрович Сумароков родился 14 (25) ноября 1717 года в Москве в семье прапорщика Петра Сумарокова. Первоначально обучение проходил дома.
Продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского. Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу.
Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.
Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихотворений.
Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями и разорившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
2 ученик. Творчество
Творчество Сумарокова развивалось в рамках классицизма.
Литературная деятельность отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.
Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы.
Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное тщеславие, предостерегает от злоупотребления помещичьей властью.
Сумароков — один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен.
2) Послушайте басню Сумарокова «Ворона и Лиса» в исполнении ребят (по ролям)
3) Ответы на вопросы с. 78
IV. Домашнее задание: выразительное чтение басен Тредиаковского и Сумарокова.