Доклад на районной конференции по теме Информационное пространство учителя
Информационное пространство учителя
(доклад на региональной конференции 21 октября 2015 года)
Автор: Шалаева Любовь Вячеславовна
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Учителю необходимо владеть современными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
ИП имеет широкие возможности для реализации целей каждого учителя. Учащиеся с каждым годом будут осваивать новые знания и к 11 классу будет полностью сформирована современная ИКТ компетентная личность.
(слайд 2) Ещё древнегреческий философ Аристипп из Кирены, живший 355 лет до н.э., сказал:
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
(слайд 3)Необходимым условием развития образовательного процесса является включение детей в новую образовательную среду, которая включает:
комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики», а также «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач».
Внедрение информационных технологий позволяет более широко охватить понятие управления учебным процессом, а также эффективно оказывать учебно-методическую помощь учащимся. Через информационную среду ученики имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Использование достижений современных информационных технологий в учебном процессе в школе дает совершенно новые возможности для творчества и повышает эффективность самостоятельной работы.
Одной из основных особенностей работы в условиях новых ФГОС является освоение и разработка учителями личных информационных пространств, создание собственных учебных курсов для учеников, их родителей, что позволяет ввести учебный процесс в ту сферу общения, которая интересна ребёнку на сегодняшний день.
В своем информационном пространстве учитель работает вместе с детьми на уроках и во внеурочное время. Здесь учитель выкладывает материалы к урокам, дети выкладывают свои работы. У родителей появляется возможность наблюдать за ходом образовательного процесса, видеть работы своих детей, задавать вопросы учителю, общаться между собой, не дожидаясь очередного родительского собрания, то есть непосредственно участвовать в образовательном процессе.
(слайд 4)Более конкретно можно рассматривать личное информационно-образовательное пространство учителя как средство:
1-для активизации школьников в процессе усвоения учебной информации, что позволит лучше сформировать информационную компетенцию;
2-для ориентации на самообразование; учащиеся могут использовать материалы для закрепления материала, проверки своих знаний, самоподготовки к олимпиадам, конкурсам, участия в проектах, получения консультации от учителя.
3-для индивидуализации учебного процесса по содержанию, объёму и темпам усвоения учебного материала, что позволит более успешно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося;
4-для повышения интереса к процессу познания и к предметному материалу, что позволит повысить мотивацию к изучению учебных предметов;
5-для организации коллективной деятельности, групповой работы, включения в «учебное поле деятельности» родителей, что позволит усилить воспитательный аспект и сделать более эффективной цепочку «учитель – обучающийся – родитель».
(слайд 5)Формирование информационного пространства решает ряд задач:
Экономия времени в процессе информационного общения.
Автоматизация всех операций по обработке информации.
Обеспечение информационной безопасности.
Создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов.
Взаимодействие, сохранение и развитие деловых контактов.
Беспрепятственное распространение информации.
Компетентность в сфере использования ИКТ – новая составляющая информационной культуры учителя, появившаяся и развивающаяся в условиях информатизации образования и информационной образовательной среды.
Информатизация образования ведет к изменению РОЛИ УЧИТЕЛЯ, к появлению новых методов и организационных форм.
(слайд 6)ИКТ-компетентность учителя заключается не столько в овладении навыками ИКТ, сколько в ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ в своей профессиональной деятельности как эффективного педагогического средства, необходимого для становления и развития новой информационно-образовательной среды, ориентированной на современные образовательные результаты.
(слайд 7)Я, как тьютор ИРО по информационным технологиям в образовании, в 2013 году обучала группу педагогов района проектированию сетевого учебного пространства средствами сервисов сети Интернет. Мы работали в среде «Гугл». Эта среда открывает широкий спектр возможностей для создания собственного информационного пространства.
(слайд 8)Первый шаг – создание аккаунта в Гугл. И как только у вас появится почтовый ящик джимэйл, вы получите возможность пользоваться сервисами Гугл.(щелчок)
Второй шаг – в правом углу экрана нужно найти значок «Приложения гугл».(щелчок) Мы работали в приложении «Диск». (щелчок)
(слайд 9)Объём памяти виртуального диска – 15 Мб. Это приложение позволяет создавать документы, подобные тем, которые создаются в стандартном пакете Майкрософт Офис. Отличие их в том, что при наличии доступа к документу создавать его одновременно могут разные пользователи, каждый со своего компьютера.
(слайд 10) В приложении Гугл есть и дополнительные сервисы, например, сайты.
(слайд 11) Сервис "Google Сайты" позволяет быстро создать собственный сайт даже тем, кто не разбирается в веб-дизайне.
(слайд 12) Просто нужно выбрать макет и добавить текст, видео, презентации, и т. д. Если потребуется, вы сможете легко ограничить доступ к любым материалам на вашем сайте.
Чтобы начать работу с Google сервисами, просто войдите в свой аккаунт (если вы пользуетесь почтовым ящиком Gmail, значит у вас уже есть аккаунт Google). (щелчок на смайлик)
(щелчок на обратный смайлик)