Технология критериального оценивания и безотметочное обучение в начальной школе.
Технология критериального оценивания и безотметочное обучение в начальной школе.
Вильчевская И.В., учитель нач. классов
МБОУ Лицей №6 г. Химки
В данной статье представлена попытка показать актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, сделана попытка развеять недоверие учителей и администрации относительного введения нового стандарта на примере современного подхода к педагогической технологии оценивания качества обученности учеников.
Под педагогической технологией понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать поставленные педагогом образовательные цели. В исследованиях российских педагогов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл и прилагается к большому кругу образовательных процессов, а также рассматривается в педагогических системах разного уровня: национальных и региональных, учебных заведений или групп учащихся школ.
Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода. Кроме этого основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки, что наблюдается уже на начальной ступени обучения. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию. Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания.
Под критериальным оцениванием М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.
«Повышение результативности процессов учения происходит не в результате улучшения способов обучения, которыми пользуются учителя, а в результате того, что у учащихся появляется больше возможностей выстраивать своё знание».
С. Пейперт, американский педагог
«То, что произошло за последние годы и что должно с образованием связываться - это ренессанс индивидуальных целей личности… Образование и веер вариативных программ могут помочь каждому человеку найти свою индивидуальную траекторию развития». А. Г. Асмолов, российский ученый
Для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваются, как знания и умения - предметные результаты, так и личностные результаты (готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению), - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).
Сегодня оценивание рассматривается в двух подходах: формируюшее (текущая внутренняя оценка учебных достижений, сбор информации о процессе обучения учащегося), и итоговое/суммирующее (констатирующее) оценивание (внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся), проводится в конце учебного периода с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями.
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты. Оценивания без критериев не бывает! Как формирующее, так и суммирующее оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ученику систему критериев.
Для оценивания в критериальном подходе часто используются критериальные таблицы - рубрикаторы, основными элементами которого являются критерии, показатели, индикаторы.
Крите́рий - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере).
Показатель — обобщённая характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата.
Индикатор — объект, отображающий изменения какого-либо параметра, в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия.
Инструменты оценивания могут иметь вид оценочных листов, контрольных списков или форм само - и взаимооценки и применяются для оценивания продуктов образовательной деятельности учащихся. Например, в качестве критериев оценивания рассматриваются метапредметные результаты обучения - способы деятельности, использованные учащимися в процессе работы над задачей/проектом.
Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание.
Модель технологии критериального оценивания включает:
- цель, обусловленную потребностями общества и личности учащегося;
- принципы (единства формирующего и констатирующего оценивания, осознанности, диагностической основы критериального оценивания), обеспечивающие достижение вышеуказанной цели;
- оценочную политику образовательного учреждения;
- организационно-педагогические условия оценочной деятельности;
- процедуру педагогического диагностирования (карты формирующего и констатирующего критериального оценивания, тестирование, анкетирование, наблюдение, интервьюирование).
Введение в практику технологии критериального оценивания позволяет решать широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.
Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.
Во-вторых, использование определенных параметров позволяет связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии оценивания фактически представляют собой цели обучения, сформулированные вполне конкретно для того, чтобы можно было установить, насколько они достигнуты в приложении к каждому ученику.
Другая сторона этого свойства критериального оценивания заключается в том, что учитель, планируя свою работу, постоянно удерживает в поле зрения общие цели учебного процесса. Забыть про одну из них он не может, поскольку все они заложены в критерии, под каждый из которых должны быть придуманы как контрольные задания, так и система действий по подготовке к их выполнению.
В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе, как администрации учебного заведения, так и родителей. У руководства образовательного учреждения появляется средство контроля результатов деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их, собственно, учат в школе.
В конечном счете, перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым. Особенно это относится к учащимся, так как критериальное оценивание дает им возможность активно участвовать в учебной деятельности (самостоятельно ставить цели и задачи, формулировать критерии выполнения задания, выстраивать ответы, устанавливать причины затруднений, проводить работу по исправлению ошибок). Например, на уроке математики во втором классе учащиеся совместно с учителем формулируют следующие критерии при решении текстовой задачи:
- правильно составлена краткая запись (вспомогательная модель); выбран оптимальный способ её решения;
- выстроена логическая последовательность действий; грамотно сформулированы пояснения к каждому действию;
- выполнена проверка; записан ответ.
Далее учащиеся самостоятельно решают предложенную задачу; оценивают друг друга, работая в парах, проговаривая при этом критерии и определяя отметку соседу; оценивают себя с помощью линейки Цукерман или частично или полностью закрашенной круговой диаграммы; находят ошибки, определяют пути их устранения, то есть формируют умение учиться.
Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности.
Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение планируемых результатов образования, при этом особое значение имеет оценка. Учителю для организации учебной деятельности необходимо научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов. Для этого недостаточно методов стандартизированного оценивания академической успешности ученика, необходимо использование более сложных методов и инструментов формирующего оценивания. Формирующее оценивание направлено на развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь по поводу деятельности ученика и меняет технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Для сбора информации об учебных достижениях учащихся учитель использует различные стратегии оценивания и соответствующие инструменты.
Принципы оценивания:
- разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей; отсутствие открытого сравнения результатов разных учащихся;
- участие самих учащихся в оценивании; процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения;
- использование электронных инструментов для оценивания; документирование достижений учащихся.
Этапы и инструменты оценивания:
- определение планируемых результатов обучения;
- организация деятельности учащегося по планированию и достижению личностно-значимых образовательных результатов;
- сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения с помощью механизмов обратной связи.
Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся, и их родителей в особую деятельность
С самооценки, со способности понять, что «я это уже умею и знаю», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю», и начинается учебная самостоятельность младшего школьника. Поэтому одна из главных задач, стоящая перед нами, учителями, работающими в начальной школе- это формирование у детей умение оценивать результат своей деятельности.
Система оценивания учебной работы школьника ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна, как минимум, позволять:
- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы (насколько он продвинулся вперёд и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание); учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
- использовать систему оценивания, как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
- также отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе;
- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.
В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.
Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению отечественных психологов, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.
Вторая важная цель безотметочного обучения – сформировать и развить оценочную деятельность у детей, делая педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это становиться и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодействие.
При умелой организации безотметочного обучения в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки.
Важным результатом обучения без отметок, на содержательно-оценочной основе становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, уважать свои собственные и чужие достижения, у детей развивается опыт активных форм взаимопомощи, взаимоподдержки. Развивать у детей эти чувства легче всего на уроках труда. Ведь порой учителю очень трудно успеть помочь каждому, кто уже справился с заданием. Дети понимают друг друга быстрее. Постепенно от этого вида взаимопомощи мы перешли к взаимопроверке на уроках русского языка и математики: если ты не уверен в результате, сверься с ребятами или с учителем – ведь мы хотим научиться.
Важно по итогам урока оценить как можно больше учащихся: одних – за активную работу, других за точность и правильность ответов, третьих – за аккуратность выполнения задания, четвёртых – за то, что внимательно слушали на уроке. А есть и такие ученики, которых нужно поблагодарить и за то, что не мешали слушать другим, что, несомненно, способствует созданию в процессе развития ситуации успеха.
В заключение хотелось бы задать риторический вопрос: «Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен – знание предметов или сформированность универсальных учебных действий, которые позволят ребенку успешно социализироваться и самостоятельно освоить любой учебный предмет?».
В целом критериальное безотметочное оценивание позволяет:
Учителям:
- разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
- использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
- определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, сверять достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс, то есть иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности, способствующую повышению качества преподавания;
- фиксировать изменения, как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования, то есть выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
- поощрять и развивать самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса; бережно относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
Учащимся:
- использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
- участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
- получать доказательства уровня обученности ребенка; отслеживать прогресс в обучении ребенка;
- обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
В целом система оценивания становится совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, получения качественного образования.
приложение 1
Технология оценивания
- «Волшебные линеечки» Г.А. Цукерман широко используются в практике педагогов и являются безобидной и содержательной формой отметки.
очень высокий уровень (пометка вверху линеечки)
42291000004229100000411480011430000434340011430000высокий уровень
411480012573000средний уровень
411480013716000низкий уровень (пометка внизу линеечки)
- Дорожка успеха - выполнение самооценки на различных этапах урока, оцениваются следующими видами оценочных суждений
Знаю Понимаю и Могу научить
114300119380002286005080005029200508000365760050800022860005080001028700508000
Не знаю Понимаю могу применить другого
- «Алгоритм самооценки»
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
- Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
- Какое умение развивали при выполнении задания?
- Каков был уровень задачи (задания)?
- Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
- Какую сам поставишь себе отметку?
приложение 2
Правила оценочной безопасности
- Не скупимся на похвалу.
- Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
- «На ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
- Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
- «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
- Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
- Не высмеиваем, а шутим по - доброму.
- Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
приложение 3
Лист индивидуальных достижений
(навыки чтения)
Ученик______________________________________________________
Школа________________________________________________________
Класс______________ Учитель______________________
№ Формируемые навыки и умения Даты
октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
11 Техника чтения Чтение слогов Чтение слов Ударение Чтение предложений Чтение текстов Безошибочность чтения Выразительность чтения 12 понимание прочитанногоОтвет на прямой вопрос по прочитанномуВосстановление пропущенного слова Составление «устной картины» Соотнесение слов и картинок к ним. Сопоставление прочитанного текста и иллюстрированного материала к нему 13 пересказ
Лист индивидуальных достижений
(математика)
Ученик____________________________________________________
Школа________________________________________________________
Класс ______________ Учитель______________________
№ Формируемые навыки и умения Даты
октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
21 Называет последовательно числа
от 0 до 20 Применяет прямой счет Применяет обратный счет Называет соседей числа Геометрический материал Классификация предметов по различным признакам Пространственные отношения (слева-справа, выше- ниже) Ориентация на числовом ряду 22 Знает и обозначает действия сложения и вычитания. Понимает смысл сложения Понимает смысл вычитания Вычислительные навыки на сложение Вычислительные навыки на вычитание Взаимосвязь между компонентами на «+» Взаимосвязь между компонентами на «-« 23 Умеет считать предметы, читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20 Счет предметов Чтение чисел Запись чисел Сравнение чисел Состав числа Лист индивидуальных достижений (русский язык)
Ученик_______________________ Школа ______________________
Класс ______________ Учитель______________________
№ Формируемые навыки и умения Даты
октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
31 Знает все буквы и звуки русского языка Различает звуки Различает буквы 32 Умеет вычленять, различать, называть и обозначать звуки и буквы Последовательность звуков Гласные и согласные звуки и буквы Мягкие и твердые звуки Обозначение мягкости согласных звуков Твердые и глухие согласные 33 Умеет определять место ударения в слове Деление на слоги Выделение ударного слога 34 Умеет писать буквы, соединения и слова. Строчные буквы Прописные буквы Соединения букв Письмо слов 35 Умеет работать с предложением Вычленяет слова Оформляет предложение Списывает с печатного текста Устно составляет 3-5 предложений на тему 36 Умеет писать под диктовку Грамотное письмо слов Письмо предложений из 3-5 слов 37 Знает гигиенические правила письма Положение тетради Посадка при письме Умение держать ручку 38 Умеет соблюдать каллиграфиче-ские нормы письма Наклон букв Форма букв Соединения букв приложение 4
Фрагмент Таблицы предметных результатов по Русскому языку, 2 класс.
1-я линия развития
Правильно пользоваться речью 2-я линия развития
Использовать в общении знания о языке
правильно списывать слова, предложения тексты составлять предложения, текст на заданную тему проверять написанное находить корень в группе однокоренных слов подбирать однокоренные слова находить в словах суффиксы и приставки
Катя 5 4 5
Саша 4 5 3 3
Возможно использование и других шкал, если они соотнесены с качественными уровнями успешности.
Уровни успешности 5-балльная шкала 6-балльная шкала 10-балльная шкала 100% -
Не достигнут необходимый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача «2» (или 0) ниже нормы, неудовлетворительно 0 или пустой кружок в таблице результатов 0 – не приступал к задаче
1 – приступил к решению, но не решил 0-49%
Необходимый (базовый) уровень
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания
«3» норма,зачёт, удовлетворительно.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 1 балл успешности
2 50-64%
//или 69
«4» хорошо.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностьюсамостоятельно) 2балла успешности
5 –полное усвоение 65-74%
Повышенный (программный) уровень
Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4+» близко к отлично.
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 3 балла успешности
6 – с незначительной ошибкой и помощью
7 – либо с ошибкой, либо с помощью 75-89%
«5» отлично.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 4 балла успешности
8 90-100%
Максимальный (необязательный) уровень
Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения
«5+»
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 5 баллов успешности
9 Отдельная шкала: 50-69%
«5 и 5» превосходно.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 6 баллов успешности
10 Отдельная шкала:
70-100%
приложение 5
Диалог может выглядеть так:
Учитель Ученики
Кому необходимо уметь решать простые задачи, то есть применять знания так, как учили?
Верно, занчит – это «необходимый уровень», его по любому предмету должен достичь каждый. (Записывает новое название на плакат рядом со словом «просто».)
Как вы считаете, успех такого уровня – это «плохо», «хорошо» или «отлично»?Кому может пригодиться умение решать задачи «посложнее», то есть применять свои умения и знания в новой, непривычной ситуации?
Верно – решать такие задачи и учит программа, по которой мы занимаемся. Это повышенный (или программный) уровень успешности. (Записывает.)
А каждому из вас удаётся все время правильно решать все такие задачи по всем предметам?
Значит, успех на повышенном уровне – это «хорошо» или «отлично»?
А почему нельзя от каждого из вас требовать решать задачи «трудные»?
Почему же кому-то из вас удаётся решать такие задачи?
В жизни это может пригодиться?
Значит, трудные задачи – это максимальный уровень успешности. Каждый может его достичь в том, что ему интересно. (Запись.)
Как мы назовем этот успех, это больше чем «отлично»?
Это каждому человеку необходимо.
- Это вовсе не плохо, но делать только так, как учили это еще не отлично. Необходимый уровень это «хорошо» (Слово «хорошо» также записывается.)
Всем может пригодиться!
Нет, это удаётся не всегда. У кого-то лучше по русскому языку, у кого-то по математике. Но мы к этому стремимся!
Это «отлично»! (Запись.)
Потому что это задачи о том, что мы никогда в классе не изучали.
Те, кому интересны какие-то из этих задач, сами что-то дополнительно узнавали.
Конечно!
Лучше всех, превосходно. (Запись.)
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2010.-31с. – (Стандарты второго поколения).
3. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию, - М., 2011
4.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ П.И.Пидкасистый, В.И.Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2010.
5. Бордовская Н.В. Педагогика.- СПб.,2010
6.Сластенин В.А. Общая педагогика. – М.,2011
7.Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Составитель Е.И. Соколова. – М.,2012