Буклет «Ресурсы современного учебного занятия и их эффективное использование для достижения нового качества образования в коррекционной школе»
КС (К) ОУ РА «СКОШИ I-II вида РА
«Ресурсы современного учебного
занятия и их эффективное
использование для достижения
нового качества образования в коррекционной школе»
г. Горно – Алтайс
2014 г.
Современный урок должен формировать у учащихся основные компетентности 21-го века
Ответственность и адаптивность – проявление персональной ответственности и гибкости в личных, служебных и общественных делах; формулировка и достижение высоких стандартов и целей для себя и других; толерантность.
Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.
Креативность и любознательность – генерирование новых идей, применение их и обмен идеями с другими; открытость новым и отличающимся от вашей собственной точкам зрения.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
Информационная и медиа грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.
Постановка и решение проблем – способность формулировать, анализировать и решать проблемы.
Направленность на саморазвитие – мониторинг процесса освоения и своих потребностей в обучении; поиск соответствующих ресурсов; перемещение информации из одной области знаний в другую.
Социальная ответственность – умение действовать в интересах всего сообщества; демонстрация этичного поведения в личном, служебном и общественном контекстах.
Ресурс – это количественная мера возможности выполнения какой- либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
. Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию обучающихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.
Технологические ресурсы
Ресурс использования разнообразных моделей учебного занятия и эффективных приемов
Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то в современной системе обучения учитель должен знать методику и структуру разных типов урока:
- урок изучения первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний и умений;
- урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.
- модели нетрадиционных уроков.
У каждого типа урока есть своя макроструктура, цели, частные дидактические задачи технологии, техники, методики, приемы.
Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.
Мотивационные ресурсы современного урока
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
По направленности и содержанию мотивы могут быть:
1.Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
2.Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
3.Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
4.Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
5.Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
6.Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своей группе и т. д.).
7.Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Можно определить информационные ресурсы следующим образом: «Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения этого понятия
Наиболее популярным видом электронных ресурсов, которые используются на уроках в школе, являются компьютерные презентации. С их помощью можно наглядно демонстрировать необходимый материал. Но, кроме того, они предоставляют возможность демонстрировать динамику – изменение наглядного материала во времени. Это существенно повышает образовательную ценность обучающих материалов.Более того, ученик получает возможность взаимодействовать с пособием, то есть, реализовывать интерактивность.Эти преимущества и стали главной причиной широкой популярности презентаций для подготовки учебного материала к урокам.Презентации нужны почти на каждом уроке. Но это не должен быть сплошной урок-презентация. Длительную работу с компьютерным материалом запрещают санитарные нормы, да и педагогическая ценность при продолжительном общении с компьютером снижается. Презентация должна включаться в ход урока в ключевые моменты, когда необходимо дать наглядное представление наиболее важного материала.Важно не увлекаться красивостью и не злоупотреблять эффектами. Все они должны не отвлекать ученика от предмета урока, а, наоборот, обращать его внимание на существенные моменты изучаемого материала, то есть служить дополнительным подспорьем в процессе обучения.Ценность цифровых образовательных ресурсов обуславливает необходимость их применения почти на каждом уроке. Причем, такой ресурс должен быть не отдельным инструментом, отделенным от учебного процесса, а естественным элементом урока, построенным на основе используемых на уроке материалов: учебника и методических рекомендаций к нему.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...
Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет реализовать учебный процесс с элементами эвристики.
Виды ЦОР
Электронные учебники и учебные пособия
Электронные издания контроля ЗУН
- прототипы традиционных учебников;
- оригинальные электронные учебники;
- репетиторы;
- тренажёры;
-обучающие;
- обучающе-контролирующие;
- игровые;
- интерактивные;
- предметные коллекции;
- справочники, словари;
- практические и лабораторные задания
- предметные миры;
- программно-методические комплексы;
- предметные учебно – методические комплексы;
- инновационные УМК
- тесты; и тестовые задания;
- методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;
- инструментальные средства.
Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения.
Буклет составлен
по материалам педагогического совета
Современное учебное занятие
- это эрудированный педагог
+целая система современных ресурсов,
инновационных педагогических
технологий и методов обучения и воспитания.
5. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.6. Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - посредством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обучающихся. 7. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).
8Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в т. ч. с использованием зрительных опор). 9 Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности. 10. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации. 12. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся. 13. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования.
Школа моя - стань еще краше,Школа моя - стань еще лучше,Пусть твои дети станут умнее,С учителями делят проблемы.
Что такое качество образования?
В.П. Панасюк дает следующее определение: качество школьного образования - это такая совокупность свойств, которая обуславливая его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
В широко известной книге С.Е. Шишова и В.А. Кальней «Мониторинг качества образования в школе» качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» качество образования понимается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Слагаемые качества содержания школьного образования:
а) качество образовательной программы школы, учебного плана;
б) качество образовательных программ конкретных учебных предметов;
в) качество содержания учебных занятий;
г) качество содержания программы воспитания, конкретных воспитательных дел.
Качества образовательных технологий.
Система требований к современному уроку включает:
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач. 2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания. 3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. 4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:
находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);
подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;
затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);
активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);
является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);
транслируется другому человеку в процессе вербального общения.
Ресурсы, необходимые для
организации современного учебного занятия
Информационные
Образовательные
Учебно- методические
Рисунок 1Picture 6Описание: J034335115