статья Критериальное оценивание творческого задания по химии
Критериальное оценивание творческого задания по химии
Ельшина Марина Викторовна,
учитель химии
Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса.
В традиционной системе работа учащихся обычно оценивается по количеству правильных и неправильных ответов и числу допущенных ошибок. Широкое применение деятельностных технологий обучения демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов. Чтобы ребенок научился давать адекватную оценку собственной работе необходимо, чтобы у него было сформировано представление об эталоне. Значит, этот эталон должен быть подробно описан. Критериальное оценивание дает такую возможность.
Критериальное оценивание - это сравнение полученных и планируемых образовательных результатов. Обычно противопоставляется нормативному оцениванию, которое подразумевает сравнение результатов образовательной деятельности со средними результатами (по классу, по региону, по стране) и требует единообразия способов и методов преподавания. Критериальное оценивание предоставляет педагогу свободу в выборе способов и методов педагогической деятельности. При критериальном оценивании хорошо сочетаются два подхода: личностно - ориентированный (формирующее оценивание) и социально – ориентированный (констатирующее оценивание).
Формирующее оценивание - оценивание деятельности обучающегося в ходе продвижения в освоении нового учебного материала или выполнения сложного задания продуктивного характера (например, проведение исследования, выполнение проекта, написания сочинения или эссе). Представляет собой оценивание промежуточных этапов создания продукта (плана, черновика и т. д.). Осуществляется в виде вербального (без отметки) оценивания.
Констатирующее оценивание оценивание результатов деятельности обучающегося по завершении освоения нового учебного материала или выполнения сложного задания продуктивного характера. Осуществляется в формализованном (отметка) виде. Например, в теме «Азотосодержащие органические вещества» в качестве заданий для констатирующего оценивания могут быть предложены: репродуктивное: составить «цепочку» превращений на основе генетических связей, подтвердить уравнениями реакций;
продуктивное: основываясь на знании состава, строения, свойств и применения, прорекламировать азотосодержащее органическое соединение
Для проведения констатирующего оценивания применяется рубрикатор.
Рубрикатор для оценивания творческого задания по химии.
критерий
аспекты
баллы
Владение понятиями и терминами.
Правильное использование номенклатуры органических и неорганических соединений.
2 1 0
Применение научных понятий при характеристике состава и строения веществ.
2 1 0
Использование научных терминов при описании физических и химических свойств соединений.
2 1 0
Включение научных терминов и понятий в рассказ о получении и применении веществ.
2 1 0
Разумное использование научной терминологии.
2 1 0
Представление о материальном единстве мира.
Определение места и роли вещества в природе.
2 1 0
Определение роли вещества в жизни человека и общества.
2 1 0
Установление взаимосвязи веществ и явлений.
2 1 0
Установление межпредметных связей (с биологией, географией, медициной)
.
2 1 0
Использование исторических сведений о веществе.
2 1 0
Оригинальность
работы
Оригинальное название
2 1 0
Оригинальный сюжет
2 1 0
Оригинальная композиция
2 1 0
Оригинальный язык
2 1 0
Авторские «изюминки"
2 1 0
Рубрика - это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Например, критериями оценивания по химии являются:
A. Единство мира (осознание места и роли науки в обществе)
B. Коммуникация (владение научным языком)
C. Научные знания и понятия (владение предметом, умение решать задачи и оценивать новые идеи, понимание природы науки
D. Научное исследование (выдвижение гипотезы, планирование эксперимента)
E. Обработка данных (получение данных, их организация, перевод из одной формы представления в другую, интерпретация, выводы)
F. Проведение экспериментов (индивидуальная и групповая работа руками)
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.
Все работы по пройденным темам оцениваются по соответствующим рубрикам. Рубрики ученик получает перед началом изучения каждой темы. Это дает ему возможность понять, как будет оцениваться итоговая работа по данной теме. А, если посмотреть на это шире, то рубрика показывает ученику, чему он научится в результате изучения данной темы и на что следует обратить особое внимание в процессе изучения этой темы. То есть ученик становится субъектом, активной стороной своей учебы.
Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать. Если рубрику можно себе представить в виде некоторой вершины, то критерии – это лестничные марши, а дескрипторы – это отдельные ступеньки, поднимаясь по которым можно уверено продвигаться к цели.
Рубрика - перечень критериев с дескрипторами, фактически является для ученика подробной инструкций по работе любого вида. Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее.
Очень важно, что критерии предлагаются ученику перед началом работы. Более того, учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки и по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах. Такая ситуация «общественного договора» - одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стресс от ситуации оценивания.
Еще одно очень важное обстоятельство. Применение критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения, он также предполагает сравнение результатов работы ребенка с эталоном и исключает сравнение детей между собой. Все это в совокупности с другими особенностями деятельностных технологий обучения значительно снижают школьную тревожность.
Критериальное оценивание удобно и для учителя. Оно позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения. Видя, по каким критериям большинство учащихся получает максимальные или минимальные баллы, учитель может оценить эффективность применяемой педагогической технологии, и, соответственно, увидеть, чего ему удалось достичь в обучении детей, и над чем еще предстоит работать.
15