Методический материал Критериальное оценивание образовательных результатов обучающихся


Критериальное оценивание
образовательных результатов обучающихся
В соответствии с современными требованиями ФГОС выпускники школы должны достичь определенных образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Уровень достижения предметных и метапредметных результатов обучения может быть установлен при диагностическом тестировании, в процессе работы над учебным проектом, при выполнении практической работы, решении качественной или количественной задачи, в процессе презентации, защиты индивидуальной работы или в составе малой группы и т.п.
Критериальное оценивание предметных и метапредметных
результатов обучения

Критерии оценивания различных видов работ известны обучающимся заранее. Они знают, чему должны научиться в результате изучения конкретной темы (метапредметные и предметные результаты).
Общий подход к определению технических баллов по критериям учителями естественнонаучного цикла представлен ниже.
Знаниевый компонент оценки
Задание в форме теста с выбором одного правильного ответа или задание, на которое надо дать краткий ответ Уровень
Задание не выполнено 0
Задание выполнено не полностью, допущена ошибка 1
Задание выполнено полностью, но с недочетом 2
Задание выполнено полностью и правильно 3
Задание, на которое надо дать развернутый ответ:
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
НСНО + КМnO4+…→ …+ CO2 + K2SO4 + …
Укажите окислитель и восстановитель.
Элементы ответа: 1) составлен электронный баланс
2) указан окислитель и восстановитель
3) определены недостающие вещества, составлено
уравнение реакции Уровень
Все элементы ответа записаны неверно 0
В ответе допущены ошибки в двух из элементов 1
В ответе допущена ошибка в одном из элементов 2
Ответ правильный и полный 3
Деятельностный компонент оценки
Познавательные УУД
Логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, умозаключение, установление аналогии) Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Выполняет логические действия в соответствии с предложенным алгоритмом решения учебной задачи 1
Совместно с учителем определяет необходимость использования логических действий для решения учебной задачи, получает результат 2
Самостоятельно проводит логические действия в соответствии с учебной задачей, получает и объясняет результат 3
Установление причинно-следственных связей Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Под руководством учителя выявляет причины наблюдаемых или изучаемых явлений 1
Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, совместно с учителем определяет возможные причины наблюдаемых или изучаемых явлений 2
Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, аргументировано объясняет наблюдаемые или изучаемые явления и их причины 3
Исследование Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
С помощью учителя формулирует гипотезу и намечает метод ее экспериментальной проверки 1
Формулирует гипотезу. С помощью учителя намечает метод экспериментальной проверки гипотезы. Проводит исследование и делает вывод 2
Формулирует гипотезу. Самостоятельно предлагает метод экспериментальной проверки гипотезы. Проводит исследование и делает обоснованный вывод 3
Знаково-символические действия Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Применяет знаки, символы и модели в соответствии с предложенным алгоритмом решения учебной задачи 1
Самостоятельно использует знаки, символы, предложенные модели решения учебной задачи 2
Самостоятельно использует знаки, символы, создает и преобразует модели для решения учебной задачи 3

Выполнение рисунков, обозначений, оформление отчета
Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Всю информацию представляет небрежно и без учета требований 1
Выполняет большую часть рисунков и обозначений в соответствии с требованиями. Отчет о работе выполнен небрежно. 2
Выполняет рисунки, обозначения и оформляет отчет о работе в полном соответствии с требованиями. 3
Организация рабочего места Уровень
Нарушение правил техники безопасности и обращения с лабораторными принадлежностями 0
Следует правилам техники безопасности. Рабочее место не организовано 1
Бережно обращается с лабораторными принадлежностями. Выполняет правила техники безопасности. Рабочее место: нет нужных принадлежностей, есть ненужные/не убрано после работы 2
Бережно обращается с лабораторными принадлежностями. Выполняет правила техники безопасности. Организует вокруг себя рабочую среду и аккуратно выполняет все виды работ. 3
Регулятивные УУД
Постановка проблемы, целеполаганиеУровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Принимает проблему, сформулированную учителем, и определяет цель работы с помощью учителя 1
Совместно с учителем выявляет проблему и формулирует цель работы 2
Самостоятельно определяет проблему и цель работы 3
Планирование учебной деятельности в соответствии с поставленной целью Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Выполняет предложенный план действий, требует постоянной поддержки учителя 1
Совместно с учителем определяет последовательность действий, планирует время 2
Самостоятельно определяет путь решения задачи, необходимые для этого ресурсы и время 3
Самоконтроль Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Совместно с учителем анализирует ошибки, причины их возникновения, определяет действия для их устранения 1
Анализирует свои ошибки, совместно с учителем определяет причины их возникновения и действия для их устранения 2
Самостоятельно анализирует свои ошибки, определяет причины затруднений и действия для их устранения 3
Коммуникативные УУД
Учебное сотрудничество при выполнении учебной задачи Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Взаимодействует с членами группы по указанию учителя или выполняет учебные действия в одиночку 1
Взаимодействует с членами группы, проявляет активность при обсуждении, признает мнения других 2
Эффективно взаимодействует с членами группы, отстаивает свою точку зрения, обсуждает предложенные идеи 3
Использование речевых средств в соответствии с учебной задачей Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
С помощью учителя выстраивает монологическую речь в соответствии с нормами родного и химического языка 1
С помощью учителя выстраивает монологическую речь, участвует в диалоге в соответствии с нормами родного и химического языка 2
Владеет устной и письменной речью в соответствии с нормами родного и химического языка 3

Принятие совместных решений Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
При обсуждении высказывает свое отношение к идеям других членов группы 1
Предлагает свои идеи, высказывает суждения по поводу других мнений 2
Предлагает и обосновывает свои идеи, сопоставляет их с другими мнениями, участвует в принятии совместных решений 3

Максимальный балл по каждому критерию может быть изменен, а дескрипторы, описывающие уровни достижений учащихся, более детализированы, если есть необходимость с помощью оценивания усилить внимание к формированию конкретного предметного или метапредметного умения.*
Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по следующей шкале:
Доля фактических баллов от максимально возможного количества, % Отметка Уровень
0 – 50 2 низкий
51 – 70 3 средний
71 – 90 4 повышенный
91 – 100 5 высокий
Примеры критериального оценивания диагностических работ по химии
Проверочная работа «Атомы. Молекулы. Формулы»
Контролируемые предметные и метапредметные результаты
Номера заданий
Знание структуры ПСХЭ 1, 2
Запись формул по описанию состава (действия со знаково-символическими средствами) 3
Расшифровка формул веществ (действия со знаково-символическими средствами) 4
Понятие о форме существования химического элемента 5
Понятие о простых и сложных веществах 6
Расчет Мr по формуле (действие по алгоритму) 7
Расчет массовых долей хим. элементов (действие по алгоритму) 7
Cравнение информации о веществах 8
Максимально возможное количество баллов – 24
Контрольная работа «Вода. Растворы»
Контролируемые предметные и метапредметные результаты
Номера заданий
Знание физических свойств воды 1, 2
Расчет относительной молекулярной массы вещества 4
Расчет массовой доли растворенного вещества 5
Определение среды раствора 6
Химические свойства воды - выбор возможных реакций, формулы продуктов реакции 8
Химические свойства воды - расстановка коэффициентов в уравнениях 8
Химические свойства воды - классификация реакций 8
Подведение под понятие 3
Определение понятия 7
Представление информации о круговороте воды (коммуникация) 9
Преобразование информации (таблица → график) 10
Анализ информации, умозаключение 10
Максимально возможное количество баллов – 39
Контрольная работа «Классы неорганических веществ.
Генетическая связь веществ»
Контролируемые предметные и метапредметные результаты
Номера заданий
Знание классификации веществ 1, 2, 3
Знание характерных свойств веществ 4, 5
Составление формул веществ 6, 7
Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций 6
Классификация химических реакций 6
Знание номенклатуры веществ 7
Анализ информации, заданной в разных формах 8, 9
Анализ, синтез 10
Подведение под понятие 11
Классификация веществ (действие) 12
Максимально возможное количество баллов – 45
Практическая работа №2. «Исследование почвы как смеси веществ»
Контролируемые предметные и метапредметные результаты
Выполнение рисунков, обозначений, оформление отчета
Выполнение заданий (вставьте пропущенное):
- Постановка цели
- Наблюдения и выводы «Механический анализ почвы»
- Вывод по всей работе
Исследование (формулировка, экспериментальная проверка гипотезы «Получение фильтрата и опыты с ним», выводы)
Организация рабочего места (использование лабораторного оборудования, выполнение правил ТБ)
Организация учебного сотрудничества
Принятие совместных решений
Максимально возможное количество баллов – 24

Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач»
Контролируемые предметные и метапредметные результаты
- Постановка цели (регулятивные УУД)
Решение задачи №1
-уравнение реакции, тип реакции
- обнаружение газа
Решение задачи №2
уравнение реакции, тип и название реакции
Решение задачи №3
а) уравнение реакции, тип реакции
б) уравнение реакции, тип реакции
Решение задачи №4
Часть 1: подбор вещества
уравнение реакции, тип реакции

Часть 2: уравнение реакции, тип реакции

Наблюдения (задачи 1- 4)
Организация рабочего места (использование лабораторного оборудования, выполнение правил ТБ)
Организация учебного сотрудничества
Принятие совместных решений
Максимально возможное количество баллов – 24

Мониторинг личностных образовательных результатов обучающихся
Как можно оценить усилия школы в выполнении требований ФГОС по формированию личностных образовательных результатов обучающихся?
Относительно нетрудно оценить качество ресурсов, обеспечивающих максимально возможные условия для реализации личностных результатов.
И значительно сложнее проанализировать и оценить эффективность всего педагогического процесса образовательного учреждения, способствующего личностному росту обучающихся.
В методических рекомендациях по вопросам введения ФГОС ООО написано: «Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований».
У нас есть предложения и некоторый опыт по осуществлению такого мониторинга в условиях совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.
В основу мониторинговых исследований положена модель ученика с высоким уровнем личностных результатов образования.
Модель ученика с высоким уровнем личностных результатов образования
Проявляет интерес и уважение к Отечеству, его истории и культуре
Умеет делать нравственный выбор и нравственную оценку
Сформирована учебная мотивация
Осознает смысл учения, личную ответственность за будущий результат
Сформировано целостное мировоззрение
Способен к конструктивному общению и эффективному сотрудничеству
Сформировано представление о социальных нормах, правилах поведения
Осознает значение семьи
Проявляет готовность к ЗОЖ
Сформирована адекватная самооценка, развита рефлексия.
У нас нет готового проекта организации мониторинга оценки личностных результатов, но есть предложения и некоторый опыт по его осуществлению в условиях совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.

Методический блок исследований:
Наблюдение – сбор первичной психолого-педагогической информации путем непосредственной регистрации наличия/отсутствия заранее выделенных показателей развития (критериев) какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.  
 Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, психологов, родителей и т.д.) о сформированности у ребенка тех или иных качеств личности.
Разработаны критерии мониторинга личностных качеств. Например:
Способность к конструктивному общению и эффективному сотрудничеству
Обучающийся способен к конструктивному общению и эффективному сотрудничеству с представителями разных возрастов (сверстники, младшие дети, взрослые) 2
Обучающийся способен к конструктивному общению и эффективному сотрудничеству с представителями только одной возрастной группы (только сверстники / только младшие дети / только взрослые) 1
Обучающийся не способен к конструктивному общению и эффективному сотрудничеству 0
Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях в урочное и внеурочное время
Опросы/проективные методики  – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие личностных качеств учеников (психологи школы).
«Никакая деятельность не может быть прочна, если не имеет основы в личном интересе» Л. Толстой
Например, анализ структуры учебной мотивации в 10-х классах нашей школы в этом учебном году показал, что глубокие внутренние мотивы значительно превышают мотивы внешние сиюминутные (таблица 1).
Таблица 1
Анализ структуры учебной мотивации в 10-х классах школы
(2015-2016 учебный год)
№ Мотивы % выбора
Достижения успеха 25
Самоопределения и самосовершенствования 16
Учебно-познавательные 15
Аффилиации 14
Долга и ответственности 9
Творческой самореализации 6
Коммуникативные 6
Избегания неудачи 6
Благополучия 3
Престижа -
Портфолио  - интегральная (накопительная) оценка личностных результатов обучающегося, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В нашей школе коллективами учителей всех школьных методических объединений, кураторами и психологами в конце учебного года проводится мониторинг личностных образовательных результатов обучающихся 5–9 классов. Его результаты для каждого ученика, классного коллектива, коллектива обучающихся в основной школе обрабатываются и анализируются.
Например, результаты мониторинга для учащихся 5 класса за прошлый учебный год представлены в таблице 2 и на диаграмме 1.
Таблица 2
Мониторинг личностных образовательных результатов


Мы еще в начале пути по мониторингу развития личностных образовательных результатов обучающихся. Валидность предлагаемых исследований обсуждается, анализируется. Очевидно, наши методические подходы будут корректироваться и модифицироваться в соответствии с результатами исследований.
Использование ясных критериев для оценки достижений учащихся на соответствующей ступени школьного образования значительно облегчает работу учителя, показывая ему, что вызывает затруднения ученика и какова степень приближения его к ожидаемому результату образования, помогает учителю реализовывать все компоненты образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность с участием семьи.
Критериальное оценивание также позволяет учащимся самостоятельно оценивать степень овладения навыком, фиксировать свои успехи и проблемы, находить свои сильные стороны и возможности роста, мотивирует их на совершенствование своей учебной деятельности.
«Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда» Марк Твен.
Хорошо разработанные критерии оценивания позволяют всем участникам образовательной деятельности видеть стратегические цели (предметные, метапредметные, личностные) и решать тактические задачи обучения:
обеспечить комплексный подход к оценке планируемых результатов освоения образовательной программы;
оценить динамику индивидуальных достижений обучающихся;
предусмотреть использование разнообразных методов и форм деятельности, взаимно дополняющих друг друга.
влиять на управление качеством образования.