Статья на тему Детская организация как инструмент успешной социализации личности


Детская организация как инструмент успешной социализации личности
Начать свое выступление я хочу с того, что большинство здесь находящихся в свое время были в рядах детской организации. Могу предположить, что воспоминания о пионерии как о счастливом детстве. Мы ходили в походы, ездили в пионерские лагеря, пели у костра, занимались тимуровской работой, ходили на кружки, оформляли стенгазеты, играли в зарницу, шефствовали над младшими и т.д. И все это несло массу положительных эмоций, сплачивало коллектив, помогало находить верных друзей и еще много всего. И благодаря этой деятельности мы успешны, социально адаптированы, организованны и полезны обществу. С современными детьми сложнее, ведь у них другое воспитание, ценности, мир интересов семьи и общества. Так как же заинтересовать наших детей и вовлечь их в увлекательный мир неизведанного и загадочного, стать любознательными, стать порой просто детьми, увести от мира взрослых с их материальными ценностями?Конечно же, детские организации существуют.Вот уже на протяжении ряда лет в нашей школе наряду с другими школами нашего города реализуется программа детских объединений младших школьников «Волгарята». Это детская организация, направленная на сплочение коллектива, на изучение истории родного края, его традиций, обычаев, знакомство с известными людьми.
В процессе реализации этой программы организаторы отмечают активное желание младших школьников участвовать в совместной со сверстниками деятельности; стремление узнавать новое, интересное, неизведанное, связанного с их жизнью, с жизнью их окружающих.
Детские организации младших школьников, в отличие от подростковых, не могут быть созданы самостоятельно. Детям обязательно нужна помощь взрослых. При этом взрослые должны помнить, что в объединение ребят влечёт потребность быть принятыми в общность детей, иметь в нём свою роль, осознавать свою значимость.
Символы, атрибуты, церемониалы, отражающие содержание интересов младших школьников и их деятельность в объединении оказывают, несомненно, тоже притягательное значение.
Практика показывает, что там, где в первые дни обучения младших школьников создаются детские объединения, деятельность которых сопровождается положительными эмоциональными переживаниями воспитанников, и содержание строиться на основе игры с учётом возрастных особенностей детей, процесс адаптации к школе проходит успешнее.
В основу программы «Волгарята» положен метод длительной игры, названной ещё в 20 – е годы педагогом И.П. Жуковым «гениальным изобретением педагогики».
Девиз игры: «Изучаем, сохраняем, действуем!»
Цель игры – развитие познавательных и творческих способностей младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.
Задачи игры:
Познакомить младших школьников с историей родного края;
Способствовать гражданскому и нравственному развитию ребенка;
Способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества;
Организовать коллективно-творческую деятельность младших школьников.
Участники игры: школьники 1-4 классов.
Я не буду рассказывать содержание игры, хочу сказать, что основное направление игры – краеведение. На протяжении всего периода игры-путешествия приобретение и освоение знаний и навыков по краеведению идет с учетом возрастных особенностей младших школьников на основе их жизненного и социального опыта.
Участники программы по ходу игры выполняют задания по предложенным темам: по следующим темам: семья – дом, двор – улица, район – школа, город – областной район, область и регистрируют результат в личном Дневнике Путешествия, который оформляется всеми игроками. Дневник участника игры может заполняться в тетради и оформляться в произвольной форме по выбору ребят, с учетом основных предложений практических заданий по темам игры.
Игра-путешествие для младшего школьного возраста «Волгарята» рассчитана на четыре года. Каждый учебный год включает в себя две ступени. Длительность каждой ступени – полгода, в конце которого каждая группа игроков проходит испытание, и переходит на новый этап игры-путешествия.
Первоклассник, прошедший две ступени становится Новичком, так как он только начинает постепенно познавать мир.
Второклассник становится Путешественником, так как он знакомится с окружающим миром.
Третьеклассник – Разведчик – изучает родной край.
Четвероклассник – Кладоискатель – находит и сохраняет человеческие ценности.
Символы игры.
В игре может использоваться символика, включающая: эмблемы, значки, вымпелы, галстуки, разноцветные ленточки. Каждому званию соответствует свой цвет, используемый в символике.
Расскажу о своем опыте реализации в этой игре. Мой прошлый набор, сегодняшние пятиклассники прошли все четыре этапа игры-путешествия, заработали ключи, получили в конце четвертого класса звание «Кладоискатель»
Включение наших первоклассников в игру «Волгарята» проводится по традиции в начале учебного года. На общем сборе рассказывается легенда игры и основные правила прохождения каждой ступени. Легенда может быть представлена в виде: театрализованного представления, игры, экскурсии, рассказа. Форма проведения общего сбора и рассказа легенды выбирается педагогами самостоятельно. Мы проводили в актовом зале, где ребята преодолев испытания по станциям, выполнив разного характера задания, в торжественной обстановке вступили в ряды «Волгарят».Мы выбрали свой цвет галстуков и пилоток.
После проведенного сбора начинается работа по изучению тем и определению заданий. Перед определением задания (личного или группового) педагог – мастер игры, Корнеева Ж.А. проводит вводную беседу об основных понятиях и значимости изучения темы. В течение года ребята участвуют в разных мероприятиях «Зарнице», акциях, спортивных состязаниях, мероприятиях городских и школьных, классных, зарабатывают ключи. А в конце года на школьном стадионе для детей организуется более интересное и массовое мероприятие с поисками клада, более спортивно-поискового характера. Ребятам интересно и поучительно, наши четвероклассники очень дружны, заботливы и любознательны.
В этом году по традиции был организован праздник «Волгарят» для наших первоклассников, где ребята узнали цель и задачи игры и получили уже заработанные 4 ключа. Эти ключи соответствуют нашей недолгой пока школьной жизни. В каких же мы мероприятиях уже поучаствовали и смогли достойно выступить среди ребят начальной школы. Это день рождения класса, акция «Папирус», выступление в конкурсе Агитбригад, участие в акции «Помоги другу!».
Наш куратор по игре, педагог-вдохновитель Жанна Анатольевна делает задания интересными, яркими и запоминающимися. Я думаю, что новое поколение волгарят будут также успешны и социально адаптированы в обществе как и предыдущие выпуски.Спасибо за внимание!