УЧЕБНЫЕ КРОССВОРДЫ – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Учебные кроссворды – эффективный способ повышения мотивации к обучению
Биология – наука описательная, богатая большим количеством терминов. За каждый урок с шестого по одиннадцатый класс обучающийся должен освоить не менее десятка новых слов. Большинство из них имеют латинское происхождение и непривычное звучание. Бывает, что термины эти труднопроизносимы, например, «непарноперистосложный», «антеридий», «архегоний». Иногда ботанические термины и понятия оказываются просто забавными по звучанию и вызывают у детей смех, например, «корневой чехлик», «эндосперм». «двойное оплодотворение». Тем не менее, каждое понятие основа мыслительной деятельности. Биология наука комплексная, система взаимозависимых знаний, и, чтобы понять логику биологических или эволюционных процессов, историческое развитие органического мира, ученик должен владеть понятийным мышлением, знать и уметь пользоваться понятиями. Сформированность понятийного аппарата и умение им пользоваться дает возможность видеть закономерности эволюционного развития мира, это такой интеллектуальный навык, без которого качественное, непрерывное образование и тем более самообразование невозможно.
Таким образом, формирование понятийного аппарата на уроках биологии – важная задача каждого педагога, на значимость которой указывают авторы Царева Л.Н. [1] и Павлова Н.В. [2]. Они также предлагают вполне конкретные приемы и методы, игровые технологии, которые можно успешно применять на уроках биологии. Кроме других приемов они предлагают использовать кроссворды, загадки и ребусы для оживления и облегчения учебного процесса. Игровые приемы широко применяются в младшей школе, но моя практика показывает, что ученики 10 и 11 классов также с удовольствием выбирают именно кроссворды, если я предлагаю на выбор карточки с различными видами деятельности: установить соответствие, заполнить пропуски, найти ошибки и т.д. Именно кроссворды становятся «хитом» и вызывают неподдельный интерес и желание работать.
Составление кроссворда не становиться утомительной работой учителя, отнимающей много времени и энергии, если воспользоваться интерактивным конструктором сайта «Биоуроки» [3]. Пользуясь этим конструктором, каждый учитель может составить оригинальный кроссворд на 10 слов не более чем за 30 минут. Для этого необходимо внести изучаемые термины в поле конструктора и кликнуть кнопку «Создать кроссворд». Робот создает несколько вариантов расположения слов, учителю следует выбрать наиболее красивый или компактный вариант и кликнуть кнопку «Сохранить как картинку». Если встраивать кроссворд в текстовый файл как рисунок, то с ним легче форматировать документ, можно оформить обтекание текстом для того, чтобы на одном листе расположить 2-3 кроссворда для удобства и экономии бумаги. Затем достаточно распечатать документ и разрезать ножницами на 2-3 карточки.
Чтобы составить вопросы к кроссворду достаточно вернуться в конструктор и кликнуть «Сохранить как таблицу» на тот же вариант кроссворда. Этот вариант сохранения автоматически создает отдельный текстовый документ, в котором находятся две таблицы: кроссворд с чистыми полями и кроссворд с ответами. (Сохранение кроссворда как картинку не позволяет сохранить ответы – только чистые поля). Затем учитель создает вопросы к терминам.
Составление вопросов – также задача, требующая креативного подхода. Можно использовать сухие научные предложения из учебника, но тогда кроссворд становится такой же скучной формой работы как конспектирование или пресловутая работа с учебником. На уроке, особенно если в школе применяются сдвоенные уроки или используется блочно-модульная система обучения, ученик углубляется в течение большого промежутка времени в один учебный предмет, это требует разнообразия видов учебной деятельности. Ученики – это прежде всего дети, монотонность и однообразие никак не способствуют повышению мотивации к обучению. Обращение к ассоциативному мышлению ученика, использование юмора, составление вопросов «с заковыкой», наоборот, возбуждает интерес, тренирует логическое мышление, повышает эмоциональный фон, что позитивно сказывается на качестве усвоения понятий.
Необходимо отметить, что не следует рассматривать учебный кроссворд как универсальное средство, его желательно использовать в контексте урока. Если в содержании урока учитель дает опорные схемы, использует сравнения и даже художественные метафоры, то их можно применить и в кроссворде, созданном для данного урока. Не следует также злоупотреблять ими, так как основная задача учителя – удержать внимание обучающихся как можно дольше, а это можно сделать, только применяя самые разнообразные формы работы. Кроссворд – это всего лишь задание на 5-8 минут. Для большей эффективности можно создать несколько вариантов одного набора терминов. Например, урок предполагает усвоение 10 новых терминов. Используя конструктор, учитель создает 3-4 варианта кроссворда, при этом, нумерация слов будет разная, что значительно затрудняет списывание друг у друга. А если еще немного изменить вопросы, оставляя главной суть биологического понятия, то каждому ученику обеспечена индивидуальная головоломка.
Предлагаем для использования подборку готовых кроссвордов по биологии. Для удобства они представлены отдельными файлами и отредактированы таким образом, что учителю остается только распечатать и изготовить карточки. При этом каждый учитель может по своему усмотрению изменить содержание вопросов, по-своему расставить акценты. Желаем успехов в нашем нелегком труде!
Список использованных источников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Город
Донецк
Школа
Донецкая общеобразовательная школа I-III ступени № 144
222-07-91
sc1442009@rambler.ru
Директор
Партанская Галина Викторовна
Сайт школы
http://school144.ucoz.ua
Автор
Прилуцкая Светлана Алексеевна, учитель биологии высшей категории
Как связаться
050-478-9024, 093-829-83-84
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]