Активные методы обучения истории и обществознания в старших классах.
Описание опыта педагогической деятельности по теме Активные методы обучения истории и обществознания в старших классах». 1.1 Название темы опыта.
« Активные методы обучения истории и обществознания в старших классах ».
1.2 Актуальность опыта.
Актуальность темы, над которой я работаю, обусловлена тем, что, на мой взгляд, учитель обязан готовить учеников к будущей жизни. Внедрение активных методов обучения ,организация исследовательской деятельности старшеклассников позволяет реализовать на практике преемственность общеобразовательного учреждения и учебного заведения высшего образования, в полной мере осуществить подготовку выпускников к продолжению образования на высоком уровне.Одной из важнейших задач современной системы образования является задача по формированию у молодого поколения качеств исследователя, творца, созидателя, проявление творчества нестандартности мышления . Ученик сам должен научиться постичь истину в результате собственной деятельности, собственными силами, посредством упорной борьбы с самим собой. Уметь применять свои знания на практике .Свои коррективы в подготовку учеников внесли и новые Федеральные стандарты, профильное образование , а также , итоговая аттестация учеников в форме ЕГЭ.В свое работе я хотела показать разнообразные формы и методы активной деятельности ученика: исследования, помогающие ученикам увидеть множество интересных для собственных изысканий проблем, анализ исторического процесса, его закономерности и случайности, включить ребят в процесс поиска, анализа, умозаключений.1.3. Цель опытаОписать систему работы по использованию элементов исследовательской работы на уроках истории и во внеурочное время как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
1.4. Длительность работы Данный опыт проводится на базе Адыгейской республиканской гимназии с 2010 года. На выбор данной темы предшествовал большой период работы в средней общеобразовательной школе №6, и гуманитарно – техническом колледже, поиск новых инновационных технологий и вдумчивое применение традиционных методов обучения, накопленный и опробированный опыт. А также хорошие результаты моих учеников ( Успешная сдача ЕГЭ, поступление моих учеников в престижные ВУЗы страны и мира, победы на олимпиадах, конференциях, интеллектуальных мероприятиях республиканского уровня убедили меня в эффективности применяемой методики.
2. Описание технологии опыта
Организация исследовательской деятельности учащихся
Формирование элементов поисково-исследовательской работы может применяться практически на всех этапах урока, начиная с постановки задач и до закрепления материала. (Приложение 1)Эта работа предполагает оформление результатов исследования в мини-проекты, а также в научно-исследовательские работы. Под исследовательской деятельностью в данном случае следует понимать деятельность учащихся, которая связана с решением исследовательских задач, ответы которых заранее неизвестны. В таких задачах изучаемая величина зависит, как правило, от нескольких факторов, которые необходимо сопоставлять, подвергать анализу, а затем делать самостоятельные выводы. Таким образом, исследовательская деятельность выступает как метод обучения, который позволяет учащимся:
овладеть способами научного познания;
сформировать потребность в исследовательской деятельности;
получить обширные и глубокие знания;
научиться оперативно и гибко их использовать.
Научно-исследовательская работа в общеобразовательном учреждении – это совместная работа учащихся и учителя по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание учителем условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Для осуществления этой цели, на мой взгляд, важно, чтобы учитель осознавал свой интеллектуальный и педагогический потенциал, владел методами научного исследования и, главное, знал, как научить пользоваться ими своего ученика.2.2.Выбор активных методов. Подготовка к проведению научного исследованияДля того чтобы гимназия действительно стал центром такого вида деятельности, необходимо провести большую подготовительную работу – изучить мнение учеников, учителя и родителей по вопросу необходимости научно-исследовательской работы.Данная работа может проходить, например, в форме анкетирования (Приложение 2). Составления таблиц – сравнений, написание эссе, рефератов докладов, научных работ .За тем информация анализируется и обсуждается. (Прложение 3)2.3. Определение объекта и предмета исследованияОбъект исследования – это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которого ведётся поиск. Предметом исследования могут быть исторические события, явления и процессы в целом, отдельные их стороны, а также отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.2.4. Выбор, формулировка и обоснование темы исследованияТема – определяет парадигму , в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.Из опыта работы могу сделать вывод, что для большинства учащихся выбор темы является весьма трудным этапом. Часто они выбирают слишком масштабные или сложные темы, раскрыть которые в рамках учебного исследования невозможно. Другая крайность, когда учащийся выбирает «избитую» тему, которая неизвестна лишь для начинающего исследователя. Поэтому при выборе темы очень важна помощь научного руководителя.Основные критерии для выбора темы исследования:1) целесообразно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только в данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к выбранной им будущей специальности;2) выбор темы, в идеале, должен быть мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В таком случае взаимоотношения научного руководителя и учащегося напоминают традиционные отношения «мастер – ученик»;3) тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны исторические источники и литература;4) тема должна быть актуальной в современной науке. Поэтому задача научного руководителя – сориентировать начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы.На мой взгляд, ответственным этапом в подготовке исследования является обоснование актуальности темы исследования.Освещение актуальности, как и формулировка темы, должно быть точным и лаконичным. При этом следует указать, почему именно данная тема и именно в данный момент является актуальной, кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым, и что мешало ее раскрытию в предыдущих исследованиях.2.5. Определение гипотезыЯ считаю, что одним из самых ответственных моментов по формированию элементов поисково-исследовательской деятельности является определение гипотезы. В переводе с древнегреческого, гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
Быть проверяемой (на основе исторического источника, изученной литературы);
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
Наличие гипотезы придаёт научно-исследовательской работе проблемный характер, превращает её из простой компиляции в исследование.2.6. Определение целей и задачЦель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, используя традиционно употребляемые в научной речи клише:
выявить;
установить;
обосновать;
уточнить;
изучить;
рассмотреть и др.
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. В ходе работы, я стараюсь объяснить учащимся, что задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. 2.7. Составление плана научно-исследовательской работыПосле того, как были определены объекты и предмет исследования, уточнена тема, сформулированы цель и задача работы, необходимо составить план, по которому будет вестись научно-исследовательская деятельность. Названия глав тесно связаны с задачами работы. Требования к формулировкам названий схожи с требованиями к формулировке темы: они должны быть лаконичны, логически взаимосвязаны друг с другом, а объем, рассматриваемых в главах вопросов, должен быть по возможности равнозначным. В объемных главах могут выделяться подглавы.2.8. Определение методов исследованияЗадача учителя – вооружить учащихся этими необходимыми для исследования инструментариями.Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования, его проведение и получение определённого результата. Метод, по сути, - это «добытчик» научной информации. Методы исследования используются в определённой системе.При выборе метода исследования нужно помнить, что он должен соответствовать следующим факторам:
цели исследования;
источнику;
научным возможностям исследователя.
Овладеть методами исследования учащимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как сравнивать исторические события», «Как работать с текстом по методу ключевого слова», «Как изучать различные точки зрения», «Как раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями», «Как проводить доказательство» и др. (Приложение 3)2.9. Проведение научного исследования Применительно к историческим исследованиям, этот этап начинается уже на стадии изучения литературы и письменных исторических источников. Здесь же я рекомендую составить и развернутый план исследования по каждой главе. Такой план должен предусматривать все вопросы, которые можно предвидеть уже в самом начале исследовательской работы, а также содержать методы исследования, которые будут использоваться в работе. На этом же этапе происходит и накопление практического материала: проведение интервью, бесед, статистических опросов, моделирование ситуаций, наблюдение, сравнение, фотографирование, киносъемка и т.д. Вслед за проведением технологического этапа работы необходимо «отрефлексировать» полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. 2.10. Защита результатов исследованияПосле окончания исследования, оформления полученных результатов, рецензирования и одобрения ее учителем наступает последний этап – защита. Если важность этого этапа недооценивается учащимся и педагогом, то даже качественно проведенное исследование выглядит при публичном представлении неубедительно. Чтобы избежать рода ошибок, необходимо порекомендовать учащимся заранее подготовить выступление – доклад (см. прил. 3).3. Научно-исследовательская деятельность во внеурочное время Удовлетворить потребности самореализации, повысить интеллектуальный уровень, развить творческие задатки помогает исследовательская деятельность учащихся в краеведческом направлении. Вопросы, связанные с историей родного края, не всегда просты для учащихся. Вот почему ряд уроков нужно начинать с моментов, касающихся прошлого родного района, города, деревни. Когда он (она) впервые упоминается в исторических источниках? Откуда произошло название? Почему и когда были созданы памятники архитектуры? Данные вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся, интригуют новизной знаний, а интерес – путь к успешному учению без принуждения и перегрузок.Учащиеся проводят ряд научных исследований и узнают много нового из истории родного края. Тематика работ разнообразна: «История села Ундол», «Свято-Казанский храм – основной памятник архитектуры города», «Выдающиеся люди нашего города», « История улиц города». Больше творческих возможностей появилось в связи с введением в 11-м классе факультативного курса «Великая Отечественная война советского народа». Учащимся можно предложить следующую тематику исследовательских работ:
«Великие полководцы и их судьбы».
«Неизвестные герои Великой Отечественной войны».
«Мой город в годы Великой Отечественной войны».
«Партизанское и подпольное движение нашего края».
«Оккупационный режим».
«Трагедии белорусских деревень».
«Озаричский концентрационный лагерь – черная страница в истории белорусского народа».
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Главный и самый сложный этап – начало совместной работы. Обязательным структурным компонентом здесь выступает мотивация, целью которой является создание условий для возникновения у учащихся вопроса или проблемы. Учитель, используя на уроках краеведческий материал, создает проблемную ситуацию. Ученики стремятся разрешить проблему, ищут ответы и, в конечном итоге, открывают для себя значимые и актуальные темы. Огромное влияние на выбор темы исследования оказывают экскурсии в музей, встречи и интервью с ветеранами, волонтерская работа, празднование знаменательных дат города.Все это позволяет создать мотив-побудитель, результат которого – живой интерес учащихся. Они уже готовы узнать больше, искать и находить новые факты, реализовать свои творческие способности, проявить себя.Основные формы научно-исследовательской деятельности по истории и краеведению:- организация тематических классных часов лекторской группой при школьном музее;- изучение истории и культуры родного края;- встречи с известными людьми, ветеранами войны и труда;- экскурсии и походы по историческим и культурным местам;- сбор и оформление материалов по итогам экскурсий и походов;- оформление карты научно-исследовательской деятельности краеведческого кружка, отряда;- выпуск исторических бюллетеней и школьных газет;- оформление фотоматериалов;- проведение общешкольной краеведческой викторины, посвященной празднованию знаменательной даты;- организация игры «Что? Где? Когда?»;- участие в научных конференциях.Развить интерес учащихся к научно-исследовательской деятельности позволяют различные мероприятия. Например, беседы проблемного характера с элементами игры (Приложении 4).Разнообразные формы исследования помогают ученикам увидеть множество интересных для собственных изысканий проблем, включиться в процесс постижения и открытия новых знаний и откровений, ведь изучение истории и краеведения дает возможность познать себя, поверить в себя, в свои силы, стать личностью, достойным гражданином нашего государства, творцом своей судьбы.3. ЗаключениеФормирование исследовательских мнений – одна из важнейших задач лицея. Совместно с психологом лицея систематически проводится анкетирование учащихся с целью определения мотивации школьников на уроках истории и обществоведения в связи с уровнем сформированности ключевых навыков поисково-исследовательской деятельности.Систематически проводится диагностика уровня усвоения знаний и результатов качества знаний. В учебной деятельности, по итогам централизованного тестирования, по итогам олимпиад. Мой опыт работы в этом направлении дал возможность получить следующие результаты:
учащиеся проявляют интерес к этому виду деятельности;
активно включились в процесс самообразования и саморазвития;
приобрели умения и навыки самостоятельной работы, повышения уровня знаний. (Приложение «Уровень качества знаний»).
В заключении подтверждаю свою гипотезу и с уверенностью могу сказать, что если целенаправленно применять различные исследовательские элементы, то можно сформировать у учащихся стойкий интерес к предмету, высокий уровень знаний, выходящий за рамки учебной программы, развить навыки поисково-исследовательской деятельности.
4.Литература
Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская деятельность учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев // Завуч. 213 №6.
Гелясин, А. Е. Научно-исследовательская деятельность школьников как основа творческого развития / Москва 2002г.
Дереклеева, Н. И. Справочник завуча : учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5 – 11 классы. / Н. И. Дереклеева. М.2009,.
Организация научно-исследовательской, творческой и самостоятельной работы учащихся на уроках истории и во внеклассной деятельности : материалы областного семинара 16 ноября 2004 года / сост. С. П. Корнев. , 2005.
Савенков, А. Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития / А. Савенков // Школьный психолог. 2004. 30 августа.