АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

АННОТАЦИЯ

Данная работа развивает представление об активных методах обучения и их применении в курсе обществознания.
Активные методы обучения ставят в центр школьной образовательной системы личность ребенка, стремятся обеспечить комфортные, бесконфликтные, безопасные условия ее развития, реализацию ее природных потенциалов. В рамках активных методов обучения лежит технология проблемного обучения, основанная на активизации и интенсификации деятельности обучающихся, которая характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью творческое развитие ребенка.

THE SUMMARY

The given job develops representa
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·the person, a humanistic and psychotherapeutic orientation and has for an object creative development of the child.











АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.


Современное российское общество переживает ответственный период, когда идет сдвиг экономического и социального развития, усовершенствование общества, а так же перестройка самого человека. В решении этих проблем человеку помогут знания, активная жизненная позиция, уверенность в себе. В настоящее время от молодых людей требуется высокий уровень образованности, глубокие знания о политических и экономических процессах, происходящих в обществе, созидательное и творческое отношение к труду. Это возможно при условии активизации его познавательной деятельности, воспитания самостоятельности, формирования умений и навыков, необходимых в жизни, а также трудовой и учебной деятельности.
В данный период, когда большая часть учащихся обучается без особого желания, главной задачей преподавателя является мотивация детей к учебной деятельности. В настоящее время это возможно при условии использовании в процессе обучения активных и интерактивных методов обучения. На курсах повышения квалификации в Московской Академии Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования по программе дополнительного профессионального образования «Гражданское образование: содержание и методы работы» в 2016 году, а также во время участия в обучающем семинаре «Права человека: теория и методика преподавания в школе», организованном Институтом Развития Образования ( ИРО ) Свердловской области, Центром прав человека Гуманитарного Университета ( г. Екатеринбург) и Центром гражданского образования и прав человека ( г. Пермь), особое внимание уделялось прежде всего использование именно этих методов в процессе обучения обществознанию. Исходя из этого, в своей педагогической деятельности я активизирую интерес к познавательной деятельности через технологию проблемного обучения. Этот метод оживляет педагогический процесс, ускоряет его, у учащихся ярко проявляются мотивы интеллектуального побуждения – дети сами с интересом ищут пути получения недостающей информации, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, преодоления сложностей и нахождения самостоятельного решения. Таким образом, использование технологии проблемного обучения в курсе обществознания позволяет достигнуть цели – формирования познавательного интереса к учебной деятельности, так как «знания – дети удивления и любопытства» (Луи де Бройль), а также способствует решению задач, отраженных в Концепции Модернизации Российского Образования до 2010 г.:
- содействует самоопределению личности, содействие ее социализации
- формирует гражданина, интегрированного в современную
действительность, нацеленного на ее совершенствование
- воспитывает любовь к Отечеству
- выработки основ нравственной, правовой, политической культуры
-помогает в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов
и убеждений с учетом многообразия мировоззренченских подходов
-ориентирует учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Проблемное обучение - целостная дидактическая система, основанная на логико- психологических закономерностях творческого усвоения знаний в ходе учебной деятельности, в центре которой находится решение проблемной ситуации. Проблемной ситуацией является состояние интеллектуального затруднения, когда учащийся не знает как объяснить явление или факт, и не может разрешить его известными ему способами. Нередко понятие «проблема» представляется как единство двух элементов:
-знание о незнании
-предложение о возможном открытии нового способа практического применения ранее полученных знаний.
По уровню проблемности все ситуации можно классифицировать, как:
1. возникающие независимо от приемов (такие ситуации могут возникнуть спонтанно на любом этапе урока)
2. вызываемые и разрешаемые учителем (примером такой ситуации может служить проблемное изложение нового материала в виде лекции)
3. вызываемые учителем – разрешаемые учеником (когда учитель формулирует проблему, а ученик самостоятельно разрешает ее каким либо способом)
4.ситуация, когда ученик самостоятельно формулирует проблему как таковую и находит пути решения данной проблемы.
Следует отметить, что первый и второй уровень проблемных ситуаций на сегодняшний день вряд ли будет считаться достаточно прогрессивным и эффективным. В настоящее время главным требованием выступает познавательная активность самих обучающихся, то наиболее приемлимыми следует считать третий и четвертый уровень, в которых наиболее полно может раскрыться весь творческий потенциал обучающихся.
По методическим особенностям проблемные ситуации подразделяются на:
Проблемное изложение материала. Здесь, в частности, примером может служить не только проблемное изложение материала учителем, но и самостоятельная работа учащихся над тезисным изложением изучаемого материала. В качестве примера можно привести работу над темой «Потребности человека » в курсе обществознания за 8 класс. Учебный материал в учебном пособии изложен в форме диалога и учащимся необходимо, осмысливая текст, построить стройную систему основных мыслей данной темы.
Эвристическую беседу, в ходе которой ученики, самостоятельно овладевая новым материалом, могут подтвердить или опровергнуть проблемное высказывание. Например, тема « Достоинства и недостатки человека » вызывает разногласия среди учащихся в том плане, что некоторые дети недостатки классифицируют как достоинства и наоборот. Необходимо доказать или опровергнуть данный факт.
Исследовательские работы, примером которых может служить лексическое исследование, когда учащимся необходимо найти истоки и объяснить смысл крылатых выражений, такой, например, как «дамоклов меч»,«сизифов труд» и ряда других, воспользовавшись дополнительными справочниками или словарями, либо другими источниками информации.
Мысленный проблемный эксперимент, когда представляется ситуация, которая происходила на самом деле достаточно давно, например, в эпоху Средневековья, и при решении поставленной проблемы необходимо знать и учитывать условия того времени.
Проблемное решение задач, которые может ставить как учитель, так и ученики. Это могут быть конкретные проблемные ситуации, например: определить, какое место занимает человек в природе? Человек – венец мироздания или только звено в цепи развития природы?
Проблемные задания, которые можно обсуждать как на уроке, так и выполнять дома. Например, в курсе обществознания за 6 класс имеется рубрика «попытайтесь поспорить». В теме «Демократия» в качестве обсуждения предлагаются следующие высказывания: «России нужен не президент, а царь ». Или «Демократия – это когда все можно?»
Игровые проблемные ситуации, как никакие другие способствующие усвоению учебного материала, создающие условия для проявления учащимися познавательной активности, активно стимулирующие учащихся к самооценке, самовыражению, саморазвитию, рефлексии. Примеров тут огромное множество: это и мини-игра «Ассоциация»
( тема: «Политические права человека»), ролевые и неролевые игры
«Предприниматели» и «Стенгазета», ( темы: « Право на свободный выбор занятий» и «Свобода выражения мнения» ), игровые дискуссии и диспуты «Отмена смертной казни», «Зачем нужна свобода мысли». Игровые проблемные ситуации можно включать в курс обществознания на любом этапе и на любой ступени обучения.

Таким образом, активные методы занимают достойное место в системе развивающего обучения в школе, так как организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, приводит в итоге к творческому овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных способностей учащихся и формированию у обучающихся мотивации к учебной деятельности.


Литература:

1.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.
2.Бадмаев С.А. Дискуссия как инструмент совершенствования учебного процесса. М., 1973.
3.Дондон Л.Л. Задания по педагогике. М., 1978
4.Емельянов К.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
5.Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического обучения. Грозный: ЧеГУ, 1979;
6.Кан-Калик В.А.Учителю о педагогическом обучении. М., 1987.
7.Махмутов В.И. Проблемное обучение М.: Педагогика, 1975.
8.Никитин И.Г. Деловые игры: Методические рекомендации. Пермь, 1987.
9.Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологичекий тренинг. М.: МГУ, 1989.
10.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
11.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999.
12.Якиманская Н.С. Развивающее обучение. М., 1979.




Работу выполнила
Попова Марина Гайнулловна,
МОУ СОШ № 146, учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория.
89122676032, раб. 341-63-98, 341-64-59
Екатеринбург, 2008











13PAGE 15


13PAGE 14215