Семинар учителей МО гуманитарного цикла: Проектно-исследовательская деятельность.

Семинар
учителей гуманитарного цикла по теме:
«Проектно-исследовательская деятельность».

Дата проведения:
Присутствовали
Цель семинара: расширить профессиональные знания и умения педагогов гуманитарного цикла в области внедрения эффективных педагогических технологий по проектно-исследовательской деятельности.
Задачи: 1.Распространить педагогический опыт проектно-исследовательской деятельности.
2. Расширить теоретические знания и практические навыки работы по данной технологии.
3. Активизировать творческий потенциал педагогов через взаимообмен и взаимообогащение опытом.
4. Инициировать формирование сообщества учителей для обучения проектно-исследовательской деятельности в рамках постоянно действующего семинара.
Оборудование: презентация, выставка с образцами детских проектов.

Слушали: председателя МО Балакшину Л.А., которая выступила с докладом по теме: «Как корректно провести учебное исследование?» (Доклад прилагается). Выступление сопровождалось яркой презентацией.

Слушали: Балакшину Л.А., учителя русского языка и литературы, выступившую с докладом: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы». Учитель показала на конкретных примерах, как можно вести проектно-исследовательскую деятельность на уроках литературы, какие темы можно брать при данном виде работы, рассказала о намеченных перспективах. (Доклад прилагается).

Слушали: учителя русского языка и литературы, которая показала на примере пятиклассников, как может проводиться проектно-исследовательская деятельность в младших классах.

Слушали: учителя истории и обществознания, которая показала на практике, как она организует проектно-исследовательскую деятельность в девятых классах.



Выводы и предложения:

Учителям гуманитарного цикла заниматься научно-исследовательской работой.
Нужно привлекать к этой деятельности не только старшеклассников, но и малышей.
Принять активное участие в конкурсах, связанных с проектно-исследовательской деятельности, например, в конкурсе: «Первые шаги в науку».
Подготовить выступление на педсовете по данному вопросу в рамках обмена опытом.


























Доклад на тему: «Как корректно провести учебное исследование?»

- Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня здесь собрались люди, которые не хотят просто учить детей, а хотят научить их учиться. (Сообщение темы и цели семинара. Слайд №1). Это желание диктует нам с вами сама жизнь, развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Все это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.
Что же такое проектно-исследовательская деятельность? (Слайд №2). Проектно-исследовательская деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципа отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.
(Слайд №3) Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
Как корректно провести учебное исследование?
Любое исследование имеет целенаправленный характер и определенную систему. Краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которого собственно и начинается любое исследование. Формулировка проблемы является результатом осознания проблемной ситуации. На основе одной и той же проблемной ситуации могут быть сформулированы разнообразные проблемы. Формирование проблемы должно фиксировать результаты анализа проблемной ситуации и уже в самой постановки содержать элементы ее решения.
Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема. Существует ряд требований к выбору темы исследования:
Тема должна быть востребована не только сейчас, но и в будущем.
Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки, соответствовать запросам общества.
Она должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.
Формулировка темы может включать 5-8 слов. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое.
Выбор темы должен быть связан с интересом к ней и учащегося, и научного руководителя.
Следующим и очень важным этапом работы над проектом является определение актуальности и практической значимости работы. Исследование может считаться актуальным, если сама тема актуальна в двух отношениях: во-первых, ее изучение отвечает насущной потребности практики; во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке. Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости. Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности решения на их основе той или иной практической задачи, проведения дальнейших научных исследований, использование полученных данных в процессе различных видов деятельности.
Объект и предмет исследования. Определяя объект исследования, необходимо ответить на вопрос: что рассматривается? Устанавливая предмет, определяем, как будем рассматривать объект именно в данном исследовании. Предмет исследования определяет точку зрения на объект, акцентирует, какие присущие объекту отношения, аспекты, функции станут изучаться.
Определение цели и задач исследования. Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени. Всякая цель должна обладать пятью основными признаками:
Полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата.
Временной определенностью.
Реальностью (соответствием возможностям).
Побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).
Контролируемостью ожидаемого результата.
Формулируя задачи, исследователь ставит ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «Выявить», «определить», «установить».
Формирование гипотезы. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования. Гипотеза должна содержать предположение; она должна быть проверяема, подтверждена при помощи методик; должна быть логически непротиворечивой; реально опровергаема или доказуема. Формулируя гипотезу, желательно использовать такие грамматические конструкции, как «если, то»; «так, как»; «при условии, что».
Определение методов исследования. Метод – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные. Специальные методы определяются характером исследуемого объекта. Их применение требует от исследователя значительной подготовленности в определенных областях научного знания. Общие методы делятся на теоретические, эмпирические, математические. Например, приведем краткую характеристику основных методов исследования.
Наблюдение – метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов. Наблюдение осуществляют в соответствии со следующим алгоритмом: определение цели наблюдения; выбор объекта; выбор способов достижения цели; выбор способа регистрации полученной информации; обработка и интерпретация полученной информации.
Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получение знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения. Структура программы эксперимента: актуальность исследования; проблема исследования; объект и предмет исследования; гипотеза исследования; цель и задачи; Этапы экспериментальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу, основные методы исследования; научная новизна.
Анкетирование – метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа по указанным в нем правилам.
Интервьюирование – метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации.
Анализ и синтез. Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.
Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов.
Обобщение - это способ познания посредством определение общих существенных признаков объектов.
Классификация предполагает деление рода (класса) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
Планирование исследования. На этом этапе работы необходимо составить план, который представляет собой подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Например, что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку; какие источники информации необходимо изучить; какие способы сбора и анализа информации можно использовать; в какой форме можно представить результаты работы
Распределение ролей при работе в команде. Такая форма работы как групповой проект позволяет развивать коммуникативные умения.
Учащиеся 5-6 классов в ходе проектной деятельности должны уметь договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в команде, высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии и относиться к идеям других, либо уточняя, либо аргументируя свое понимание.
От учащихся 7-9 классов требуется самостоятельность в процедуре обсуждения. Они должны уметь фиксировать полученные выводы, решения, принятые по итогам обсуждения идеи.
Команда, реализующая проект, только тогда будет работать успешно, когда каждый будет знать и выполнять в ней свою роль:
исследователь – его основная задача - отыскивать все новое, необычное и таинственное, он отвечает за этап сбора информации;
творец – создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно);
помощник – помогает налаживать коммуникации, отвечает за благоприятную атмосферу в группе, оказывает всем поддержку;
организатор – следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы;
докладчик – готовит вместе с другими участниками доклад о работе, отвечает за этап презентации.
Обзор информационных источников. Существует несколько видов источников информации:
1.Литературные источники – справочники, энциклопедии, учебники, книги с подробным описанием изучаемого объекта или явления.
2. Аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации.
3. Глобальные компьютерные сети.
4. Человек – источник информации. Это может быть как специалист, профессионально занимающийся данным вопросом, так и неспециалист.
5. Реальные объекты действительности.
Эксперимент и исследование. Эксперимент переводится как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. Экспериментальное исследование включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение и аналитический, рефлексивный этап.
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы: статья, доклад, реферат, отчет.
Традиционно сложилась следующая структура проектных и исследовательских работ:
титульный лист
оглавление
введение
основная часть
заключение
список источников
приложения.
Защита. Следует помнить, что на все выступление дается не более 5-7 минут. В первой части защитной речи кратко повторяется введение. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы, отмечается предмет исследования и объект. Во второй части необходимо представить содержание глав, указать личный вклад автора, в чем состоит новизна предлагаемой работы. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования.
Презентация проекта и исследования. Одна из распространенных форм презентации работы – устная речь с одновременной демонстрацией набора слайдов и спецэффектов (слайд-фильмов) в формате Power Point. Создавать презентацию лучше после формирования защитной речи. Выделив самое главное в своем выступлении, определив, какие иллюстративные материалы необходимо представить, можно приступить к ее созданию. Важно учитывать, что текстовый материал должен быть небольшим, очень лаконичным.
Вы познакомились с этапами проектно-исследовательской деятельности. Я надеюсь, что данная информация хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей.
Безусловно, данный вид деятельности потребует от учителя педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. Хочется пожелать успеха вам и вашим ученикам. Спасибо за внимание.
















Доклад на тему: «Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках литературы».
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Более пяти лет я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др.) Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998). В ней ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Глубоко убеждена, что литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, организую такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила.
Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.
Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное, а сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. В период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Изучая в 7 классе народные придания, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр Первый?». Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. Не менее интересны исследовательские работы учащихся по былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», в которых велось наблюдение над речью былинных героев.
С учащимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств- музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? Работая с драмой А. С. Пушкина «Борис Годунов», идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов). На уроке внеклассного чтения по лирике «Музыка звучит в стихах» (5 класс) ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы со стихами, если бы не было музыки? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.
В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод рецензирования критических статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.
Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Ученики 9-х классов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только по художественным произведениям, изучающимся по программе, но и по текстам литературных произведений, которые выходят за рамки учебной программы, но входят в обязательный минимум образования. На итоговой читательской конференции в 9 классе представлены следующие произведения: А.С.Пушкин «Египетские ночи», Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», Н.С.Лесков «Тупейный художник», А.Н.Толстой «Русский характер». Изучая военную прозу, нельзя обойти стороной роман-эпопею «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и трилогию «Живые и мёртвые» К. Симонова, составляющую настоящую гордость литературы XX века. Изучая современную прозу, учащиеся проводят исследование на тему «Миф-фольклор-литература в произведениях В. Распутина и В. Шукшина». Таких тем и проблем в литературе великое множество.
При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок – исследование, урок- поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.
Например, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» провожу урок-диспут «В чём смысл судьбы Онегина и Татьяны?» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов (В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Г. А. Гуковского, Ю. М. Лотмана, Дм. Мережковского), спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд.
На уроке-семинаре по теме «Человека на войне» рассматривается проблема поступка и подвига на войне. Опираясь на художественные произведения (А.Твардовский «Василий Теркин», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Э. Казакевич «Звезда» и др.), проводится сопоставление ситуаций войны, героев, поэтики повествования. В ходе семинара помимо исследовательских групп создаётся аналитическая группа, которая выражает неоднозначность суждений, подводит итоги, формулирует выводы.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.
Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
личный интерес учащегося;
четкость и конкретность постановки цели проекта;
определение планируемых результатов;
констатация исходных данных.
Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.
Например, в процессе наблюдения над поэзией Серебряного века учащиеся неожиданно для меня увлеклись поэзией символистов (Д. С. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, А. Белого), стали вести наблюдение над языком символов. В результате групповой работы учащихся с поэтическими текстами, литературоведческими материалами расставляются акценты и делается вывод: символ многолик, неисчерпаем и беспределен в своём значении. Так рождается проект на тему «Символ как «земной знак несказуемых истин» (Н.Мотов). Исследования по символике проведены по произведениям И. С.Тургенева, Ф. М.Достоевского, А. И. Куприна, И. А.Бунина. В работе по творчеству Куприна применили интересные приемы: исследование языка жестов.
Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.
Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв- злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Анализируя встречи героев на протяжении романа, ученики наблюдают, как меняется отношение Гринёва к «бунтовщику» (от ненависти к уважению и сожалению по поводу трагичности судьбы Пугачёва). В романе нет прямого выражения отношения самого Пушкина к своему герою, но уже то, что великий классик уделил этому образу большое внимание, доподлинно изучив все исторические материалы, выказывает косвенное отношение. Через художественные детали (портрет, речь, поступки, эпиграфы к главам) ученикам четвёртой группы удалось аргументировано доказать, что Пугачёв в романе – образ-символ. Женское восприятие «крупной фигуры» Пугачёва – романтического образа представила пятая группа, исследовав очерк М. И. Цветаевой «Пушкин и Пугачёв». В целом же нет однозначного видения образа Пугачёва, до сих пор идут споры, но уже то, что он – историческая фигура, запечатлённая в художественной форме, говорит о его значении для народа.
Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Д.И. Фонвизина «Недоросль» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» или «Языковые контрасты в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
При изучении «Слова о полку Игореве» групповая работа шла по разным направлениям: литература, музыка, изобразительное искусство. В чём загадка древнерусского литературного памятника? Доводы юных исследователей на защите проекта были убедительны. Во-первых, «Слово» послужило поводом для поэтического переложения этюда в стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», во-вторых, способствовало созданию оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и «Князь Игорь» А. П. Бородина, которые воскрешают былинный дух Киевской Руси. В-третьих, написанию картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая воссоздаёт трагическое событие, описанное в «Слове».

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.
В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.
Кроме того, уже не первый год в 5-9 классах веду занятия в творческой лаборатории, где учащиеся, в том числе, овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. Занятия проводятся как в классе, так и в школьной, районной библиотеках, компьютерном классе, комнате боевой славы.. Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших классов, индивидуальные консультации.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Кроме того, в учебном кабинете мною оформлен стенд «Проектно – исследовательская деятельность учащихся», где представлены памятки, советы и рекомендации не только для учащихся, но и родителей по организации поисково-исследовательской работы.
В перспективе в старших классах мной планируется вести элективный курс «Литературное исследование», где учащиеся смогут работать над учебными проектами, проводить глубокие исследования, оформлять их, представляя на школьной, районной научно-практической конференциях. Например, с учащимися 9 классов можно создать информационно-исследовательский проект «Пушкин – начало всех начал», исследовательский проект «Преемственность в литературе», в рамках урочной и внеурочной деятельности (краеведение) с учащимися 8-9 классов необходимо создать интегрированный творческо-исследовательский проект «Здесь Родины моей начало», посвящённый родному городу. Из чего складывается любовь к родному краю? Размышляя над этим вопросом, ребята могут организоваться в малые группы сотрудничества и распределить роли: первая группа – историки, вторая – хронографы, третья – экскурсоводы, четвёртая – очеркисты, пятая – географы, шестая – экологи. Творческий аспект будут рассматривать живописцы, лирики, прозаики.
Это станет результатом большой поисковой работы во внеурочное время. Каждая группа должна будет выполнить поиск и анализ материала, оформить выводы в виде презентации, публикации, буклета, реферата. В ходе исследования школьники изучат материалы по истории города, представив результаты в виде обобщенной презентации «Помнить – значит жить». Проводя исследование по названиям улиц города, изучая их этимологию, можно создать презентацию «Гуляя по улицам Сочи». Анализируя поэтические тексты русских поэтов о природе, подбирая стихи поэтов – земляков, ученики подготовят и организуют фотовыставку «Поэзия родной природы» и выставку рисунков «Как прекрасен этот мир». Размышляя на тему «Есть счастье домой возвращаться», будет организована самостоятельная работа по созданию собственных творческих работ: написания сочинений нетрадиционных жанров, стихов. Совершая экскурсии, проводя самостоятельные исследования экологических проблем, социологический опрос населения, школьники могут сформулировать предложения по благоустройству города и внести посильный вклад в общее дело. Итогом большого исследования станет презентация «Мы здесь живём».
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Доклад подготовлен учителем русского языка и литературы Балакшиной Л.А.

15