Методичексие рекомендации учителям химии, работающих по интегрированной образовательной программе.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1
АОО ©Назарбаев Интеллектуальные школыª
ф
илиал ©Назарбаев Интеллектуальная школаª
ф
изико
-
математического направления в г.Семей
Бекжанова Э.К.
Методические
рекомендации учителям химии,
работающих в 7,8,11 и 12 классах
по интегрированной
образовательной
программе
(из о
пыта тренингов по учебным программам
в г.Астана, 201
3 г)
Семей 2013
2
Содержание
Введение
……………………………………………………………………
3
Философия
интегрированной
образовательной
программы (И
О
П)
…
..............................................................................
4
Активное обучение
………………………………………………………
.
.4
Оценивание
………………………………………………………………
..
.6
Дифференциация
…………………………………………………………
.8
Организация независимого обучения
……………………………
......
..9
Ресурсы
……………………………………………………………………
.
10
Таблица поурочного планирования
…………………………………
.11
3
Введение
Данные методические рекомендации будут полезны учителям в понимании и
назначении
интегрированной программы, её перестройки, основных приёмов
и методов обучения на уроках.
Всем учителям необходимо тщательно изучить долгосрочный и
среднесрочный планы. Программа считается новой, так как для неё имеется
необходимость международной сопостав
имости и признания, включена
политика трёх
ъ
язычия и обновлены подходы преподавания.
При спиралевидной модели преподавания учителя не должны охватывать
тему полностью, а только давать то, что стоит в цели урока.
Программа рассчитана на различные
возрастные
категории, поэтому
необходимо учитывать
соответствующие цели
обучения
.
В этом источнике
вы узнаете подробно о новизне, структуре, активных форм
обучения, оценивания, диффере
нциации, ресурсах, а также схеме
составления
поурочного планирования.
4
Философия интегрированной программы
Новизна интегрированной программы:
Акцент на
навыки ©
понимание
ª
и
©
применение
ª
приводит к
сокращению содержания, ©спиралевидной модели программы, ч
ё
ткой
формулировки целей и задач, изменения в подходах к оцениванию.
©Активноеª или ©Личностно
-
ориентированноеª обучение: больше
практической работы, больше индивидуальны
х или групповых работ,
разнообразие опросов, ©оценивание
для обученииª
-
формативное
оценивание, дифференциация, обратная связь
по отслеживанию
вышесказанн
ого.
Структура интегрированной программы:
Учебная программа
Долгосрочные планы
Среднесрочные планы
Краткосрочные планы (поурочные)
Также в учебном плане уделено внимание языковой политике, где в
среднесрочном плане необходимо учителям обратить внимание на
ключевые
термины, понятия и фразы.
В данной политике необходимо активно
включать деятельность иностранных педагогов.
Активное обучение
Применение активных форм на уроках позволяет учащимся почувствовать их
связь с обучением, способствует взаимопониманию и способности применять
знания и навыки.
Рекомендуется учителям поддерживаться методик социального
конструктивизма, Пиаже, Выготского, Б
руно.
В центре урока должна быть деятельность ученика, а учитель должен отойти
на ©шаг назадª.
Помните, голос ученика на уроке должен звучать чаще, чем
голос учителя. Увеличивая количество заданий ученикам, учитель
постепенно отходит на второй план. При э
том учитель не снимает с себя
ответст
венность
.
Учитель должен вести постоянный диалог с классом.
5
Деятельность учащихся должна быть разнообразной. Необходимо снизить
акцент на ©доставку содержанияª, а больше на понимание и участие ученика.
Существует множес
тво техник активного обучения, которые можно
разделить на две категории:
1 категория
Говорение и письмо
Демонстрация
Практическая работа
Исследования
Проекты
Доклад группе/учителю/классу
Игры и моделирование
©Сообщения СМИª
Видео
Цифровые изображения
Интервью
©Мозговой штурмª
Дискуссия
Обзор
Дебаты
2 категория
Компьютерное моделирование
Посещение заводов
©Приглашенные лекторыª
Полевые исследования
Блоги
Плакаты
Карты мнений
/разветвленные диаграммы
Работа с текстом
Виды карт
Анализ доказательств
Решение проблем
6
На 40 минут у
рока необходимо
в среднем
5 видов активного обучения
.
Учитель должен сменять виды активного обучения другими, чтобы учащиеся
всегда были мотивированны.
Оценивание
Учитель должен использовать следующие виды оценивания:
Формативное (оценивание для обучения) и суммативное
(оценивание обучения)
Формальное и неформальное
Оба вида оценивания важны и необходимы, так как одно не может заменить
другое.
Формативное оценивание
(Ф.О.)
это любая оценка, которая служит для
улучшения работы учащихся
и их продвижения вперед или помо
гает
учителям понять процесс обучения и планировать последующие шаги.
Формативное оценивание помогает учителю понять:
Что было
изучено и кем
Какие дальнейшие
шаги необходимы
Необходимы ли работы над ошибками
При формативном оценивании ученик понимает:
Что он знает
Какого прогресса он достиг
Как улучшить
В основе хорошего формативного оценивания лежит определение целей, с
тем, чтобы
:
учитель знал, что учащиеся д
олжны брать из уроков
.
учащиеся знают, что их ожидает в обучении и может оценить (в
некоторой сте
пени), насколько были достигнуты цели обучения.
Цели обучения должны быть четкими и должны быть обсуждены с
учащимися в начале каждого урока, и вновь проговор
ены в конце.
Проведение фо
рмативного оценивания необходимый процесс каждодневного
урока
, оно дает возможность сделать анализ среди учащихся.
7
На момент проведения административной проверки учитель должен иметь
доказательства успеваемости ученика в виде
пись
менных работ, презентаций,
мини
-
проектов и других.
Учащиеся также могут вести предметную папку или
предметный рефлексивный дневник достижений целей обучения.
Каждый критерий может быть проверен
учителем
в отдельности. В конце
уроков обязательно
необходим процесс самооценивания
урока по
достижению поставленных вами целей
урока.
В конце урока нужно оценить каждого ученика и зафиксировать ©достиг
целиª или ©стремится достичь целиª.
Учитель не должен записывать в
работах, дневниках при оценивании на
выков ©не достиг целиª, т.к. эта
фраза снижает мотивацию учащихся.
Достижения учащихся должны фиксироваться в
электронном журнале
регистрации
учебных достижений учащихся.
Формативное оценивание
должно быть на всех стадиях урока в начале, в
середине или в
конце урока и оценено
формально или неформально.
Формальное оценивание
Часто
должно
оцениваться классное или домашнее задание
Обратная связь с обучаемым является ключевым
компонентом
обучения
Комментарии или оценка (или оба)
Обратная связь должна быть
подробной и включать:
То, в чем ученик преуспел
Следующий шаг для отдельного учащегося с целью улучшения
его/ее работы
.
Взаимная обратная связь и комментарии
учащихся
При таком виде оценивания
Учащиеся оценивают работу друг друга и дают формативную
обратну
ю связь (например, две звезды и пожеланиеª)
.
Должно быть четкое понимание критериев оцен
ивания
определенные
учителем и обсужденные классом.
Критерии оценивания
-
это
главный инструмент
,
через
которые
учащиеся
учатся смотреть на свою работу более критичес
ки
.
У
чащиеся часто не хот
ят этого делать, т.к. не хотят
обижать
своих
друзей.
8
Неформальное оценивание
При таком виде оценивания учитель
©
читает
ª
сигналы от класса:
Сконцентрированы ли они или ведут беседу?
Скучно ли им или им интересно?
Отвечают ли они на
вопросы охотно и правильно?
Мгновенный возврат
Такой вид оценивани
я помогает учителю
мгно
венно увидеть картину
понимания или
непонимания учащихся
через м
етакогнитивный опрос
.
Например:
Использование
методов быстрой обратной связи через:
Метод
©Светофорныеª
карточки
Метод ©Большого пальцаª
Метод ответов на
Мини
-
доска
х
Дифференциация
Дифференциация является важной частью ряда методов, которые, в целом,
составляют ©активное обучениеª. Она тесно используется с результатами
формативного обучения для разработки
учебной деятельности, которые
являются подходящими для всех учащихся и для отдельных уровней, что
позволит прогрессированию их обучения настолько быстро, насколько
возможно.
Дифференциация является дальнейшей деятельностью
формативного оценивания, которое
обеспечивает обратную связь в этом
процессе.
Дифференциация действительно необходима:
Даже если это школа, где учащиеся поступили в результате
конкурсного отбора
.
Комбинация подходов активного обучения, форматив
ного
оценивания и дифференциации позволяет оказывать поддержку
учащим
ся для достижения лучшего результата, на который они
способны
.
Планирование дифференциации:
9
Дифференциация проявляется в целях обучения, как правило, по
трем
основным уровням
в виде:
o
©
Все уча
щиеся будут…
ª (низкий уровень)
o
©Большинство учащихся буду
т…ª (средний уровень)
o
©Некоторые учащиеся будут…ª (высокий уровень)
Таксономия Блума может помочь в формулировке соответствующей
цели для каждого уровня.
Дифференциация может быть:
По
виду заданий
По ожидаемым результатам
Дифференциация б
олее тонко достигается за счет:
-
типа вопросов к отдельным учащимся
-
дополнительные (метакогнитивные) вопросы учащимся, которые
ответили правильно
-
обсуждение с учащимися во время групповой или индивидуальной
ра
боты
-
наличие вспомогательных материалов и расширение работы
Организация независимого обучения
К данному виду обучения относятся:
Рефлексия
Обмен мнениями
Вопросы
Голос учащегося
Конфиденциальность
Создание возможностей
Учащиеся в центре внимания
Поддержка
Прогресс
Навыки независимого обучения, при котором у
ченик должен уметь:
Установить свои собственные цели и сроки.
Настроиться на выполнение собственной работы
.
Оценивать своё использование времени.
Оценивать свою работу и работу друг друга.
10
Вс
е эти навыки необходимо развивать у учащихся. Самостоятельно они этого
сделать не смогут, поэтому учитель должен
помогать учащим
ся
развиваться
в этих направлениях
.
Учащиеся должны быть уверенны, т.е. не бояться мнения других учеников.
Нельзя допускать, чтобы одни
учащиеся
насмехались над другими. Ученики
не должны бояться
задавать учителю вопросы
.
Всегда необходимо п
омнит
ь
,
голос ученика на уроке должен звучать
чаще, чем голос учителя. Увеличивая
количество заданий ученикам, учитель постепенно отходит на второй план.
При этом учитель не снимае
т с себя ответственности за
качество
обучения.
Ресурсы
Важно помнить, что существует
очень широкий спектр ресурсов
и, что
Интернет является лишь одним из многих, а часто и не всегда лучшим.
Активное обучение требует большое количество личностно
-
ориентированных упражнений на каждом уроке, что почти всегда требует
ресурсов
Категории ресурсов:
Химические вещества и препараты
Книги
Наглядные пособия
,
подготовленные учителем с использованием
собственных идей или других источников
Игры
Электронные ресурсы
Листы с заданиями
Ресурсы, которые готовит учитель в идеале должны быть в цифровом виде
для удобства совместного использовани
я, хранения и изменения в
последующие годы.
Проводя различные игры, подразумевается: заполнить пропуски, вырезать и
вставить, поиск слов, кроссворды, игры
Loop
.
При этом учитель должен помнить, что игры должны иметь педагогическое
значение, а не нести прос
то развлекательный характер или использоваться
для заполнения времени.
11
К электронным ресурсам относят:
Устройства сбора данных
Цифровые изображения
Компьютерные микроскопы
Симуляторы
Электронные доски
Очень богатым источником материалов является Всемирная
©паутинаª в
нем можно найти:
Видео клипы
Симуляторы/игры (часто на основе
Java
)
Интерактивные онлайн ©викториныª
Информационные ресурсы для исследований учащихся и
преподавателей
Нужно помнить, что использование Интернета требует налич
ие хорошей
связи и
компьютеров
в школе и дома. Существует исследование, которое
показывает, что влияние многих цифровых ресурсов кратковременно. Также
следует принять во внимание, что ©Всемирная паутинаª является
неконтролируемой, как и качество информации, которую можно в н
ей найти.
Роль ресурсов и информационно
-
коммуникативных технологий велика, но
важно знать, что в химии на первом месте должен быть ЭКСПЕРИМЕНТ.
Таблица поурочного планирования
Урок № ______
Дата: ___________________
Класс: __________________
Тема:
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
______________________________
Школа:
_________________________________
Ф.И.О.учителя:
____________________________
Количество отсутствующих: _____
Количество присутствующих: _____
12
Цели изучения, которым
способствует данный
урок
Цели урока
Языковые цели
Первоначальные знания
ХОД УРОКА
Этапы урока,
запланированные
по времени
Запланированная деятельность на
уроке
Ресурсы
(источники)
Начало
____ мин.
Описание действий учителя и
учащихся
Середина
____ мин.
Описание действий учителя и
учащихся
Конец
____ мин.
Описание действий учителя и
учащихся
В качестве ресурсов:
мини
-
доски, маркеры, ластик, реактивы,
периодическая
таблица, видео и т.д.
Дополнительная информация
Дифференциация: как
вы планируете оказать
больше поддержки?
Оцените, как вы
планируете проверить
уровень усвоения
Межпредметные связи
Здоровье и
безопасность
13
Какие задачи вы
планируете
поставить
перед способными
учащимися?
материала учащихся?
Связи с ИКТ
Связи с ценностями
(воспитательный
элемент)
Все ученики
должны:
………………
Большинство
учеников должны:
…
Некоторые ученики
должны:
………………
Рефлексия
Были ли цели
урока/цели
обучения
реалистичными?
Что учащиеся
выучили сегодня?
Какая атмосферы
была в классе?
Сработала ли
дифференциация,
проводимая мной?
Уложилась(ся) ли
я в
сроки?
Какие
отступления были
от плана урока и
почему?
Используйте данный раздел для рефлексии урока.
Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой
колонки.
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о
преподавании, так и об обучении
)?
1:
14
2:
Какие две вещи моги бы улучшить урок (подумайте как о преподавании,
так и об обучении)?
1:
2:
Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого,
что поможет мне подготовиться к следующему уроку?