Статья Активные стратегии обучения на уроках русского языка и литературы
Активные стратегии обучения как условие успешной творческой деятельности на уроке.
Саурбаева Динара Тулегеновна, учитель русского языка и литературы ГУ «Средняя школа №5 имени Бауыржана Момышулы отдела образования акимата города Костаная»
На современном этапе модернизации образования в Республике Казахстан определены стратегические приоритеты в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества. Изучение государственного языка и языка межнационального общения, русского языка, занимает в нашей республике одно из важнейших мест, в том числе и в воспитании патриотизма, толерантности, культуры.
Основная функция обучения русскому языку - представить русский язык одновременно как систему, как функционирующий механизм и как картину мира, как упорядоченную совокупность знаков, которые передают зафиксированную в них систему знаний об объективной действительности. Содержание уроков по русскому языку и литературе должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, на формирование казахстанского патриотизма и стремления воплотить в жизнь общенациональную идею «M‰Sгілік Ел», на развитие толерантности и умения общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации.
В Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан определена следующая главная цель: «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». Качественная подготовка означает не только формирование определенных теоретических знаний, умений и профессиональных навыков, но и развитие качеств и свойств профессиональной личности.
По словам Ш. Амонашвили, «учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к родине может пробудить только любящий свое Отечество».
Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.
В процессе обучения важно активное отношение обучающегося к учению. Ребенок – личность, индивидуальность. Раскрыть личность ребенка, помочь её реализации, самовыражению – одна из задач процесса обучения. Требования к специалисту в плане межкультурного общения в современном мире велики и предполагают овладение им на уровне пользователя не одним, а несколькими иностранными языками. Особенно важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Полиязычная личность – это показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, способность реализовать себя в рамках диалога культур. Другими словами, это формирование умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Языковая личность – есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей к осуществлению языковых поступков разной степени сложности: поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение ), а с другой – по уровням языка (фонетика, грамматика, лексика). Успешное формирование автономной языковой личности непосредственно связано со становлением учебной компетенции обучаемого, т.е. способности управления своей учебной деятельностью.
Инновационные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущения творческой свободы и самое главное – приносят радость. В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий в обучении русскому языку.
В практике преподавания русского языка на современном этапе обучения используются следующие технологии:
1) проектные технологии;
2) информационные технологии;
3) активные стратегии обучения;
4) модульно-блочные технологии.
Применение активных форм обучения является необходимым условием успешной деятельности педагога, конечной целью которого является развитие функциональной грамотности учащихся. Развитию навыков грамотного чтения, умения использовать текст для решения конкретной задачи способствуют стратегии, которые применяются мною на уроках русского языка и литературы. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой. Поэтому использую такие методы, как «Светская беседа», «Комплименты», которые помогают наладить контакт в группе, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу, а так же динамично начать урок, задать нужный ритм. Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления. Один из таких методов «Метод ассоциаций»: учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает от учителя карточку и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли. Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Дерево желаний», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Поэтому применяю в своей практике метод «Снежный ком». Дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Имя прилагательное», «Причастие», «Образ Петра
·» и т.д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса. Следующий метод носит название « ПОПС». Формула используется при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию:
П – позиция (точка зрения) – я считаю
О – обоснование (доводы) - потому, что
П – пример (факты) - например
С – следовательно (вывод) – поэтому.
В основе метода «Три предложения» - логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий изучение нового материала занимательным, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Прием позволяет развивать очень важное умение – выделять главное. Стратегию «Мудрые совы» уместно использовать для развития у школьников следующих умений: анализировать текст совместно с другими людьми; вести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку; самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы. Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
1.Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали?
2.Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для вас новой.
3.Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
4.Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
5.Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
На своих уроках так же активно использую приемы ««Отгадай героя», «Ромашка Блума», «Написание эссе», «Исследовательский фартук», которые раскрывают творческий потенциал учащихся.
Таким образом, все эти методы и приемы способствуют развитию критического мышления, позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Ученик активно включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.