Методическая статья на тему Формы и методы активизации творческих способностей учащихся в процессе изучения русского языка и литературы


Формы и методы активизации творческих способностей учащихся в процессе изучения русского языка и литературы.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет обучение школьников русскому языку и литературе.
Именно поэтому перед учителем стоит чрезвычайно важная задача: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, развитие эмоционального восприятия, грамотный анализ прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Независимо от того, какую специальность изберет учащийся в будущем,он должен научиться грамотно,точно и умело выражать свои мысли, ему должно быть понятно, что развитая речь воспринимается окружающими как показатель образованности человека, одно из проявлений высокого культурного уровня личности.
Гуманитарное образование в школе, будь то изучение языка, литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, помогает растущему человеку обрести ценностные ориентиры, найти гармонию в себе и окружающих. Для этого и трудится учитель, применяя в своей работе разнообразные учебные и внеурочные форы деятельности.
Можно выделить важнейшие критерии гуманитарного образования в школе:
1.Начитанность учащегося, направленность его литературных интересов, активность их оценки, любовь к чтению.
2.Умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и определять социально – нравственную позицию автора произведения.
3. Освоение объема теоретико – литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста.
4.Эмоциональная активность и объективность читательского воображения – воспроизводящего и творческого.
Развитие речи, его содержание и формы определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых произведений. Работа с текстами так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся, развитием индивидуальности в оценке прочитанного, активизацией запаса их читательских ассоциаций.
Серьезным результатом плодотворной работы учителя русского языка и литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и так далее), что, несомненно, совершенствует навыки речи школьников, развивает их личностные творческие способности. А идейным вдохновителем и направляющей силой этого процесса является учитель, его образцовое слово, которое несет информацию, вдохновляет на новую работу, поддерживает ученика во всех его творческих начинаниях.
В общеобразовательной подготовке школьников русский язык занимает стратегическое положение, поскольку от уровня владения языком зависят успехи в учебе по всем предметам, мера проявления общественного лица человека, его жизненной позиции. Результаты обучения и воспитания определяются в первую очередь уровнем преподавания, качеством учебно – воспитательного процесса, в котором решающая роль при любых обстоятельствах принадлежит учителю.
Опытные учителя считают: уходя с урока, ученик должен чувствовать, что он узнал то или научился тому, чего до сих пор не знал, не умел. Это чувство постоянного продвижения поддерживается конкретностью задачи и хорошо поставленным текущим контролем, учитывающим индивидуальный подход к учащимися в процессе работы.
Если на уроке учитель ограничен рамками программы и не должен перегружать учеников излишней информацией, то на внеклассных занятиях есть возможность применять широкий диапазон сопоставлений,использовать разнообразие форм и методов работы над детализацией либо изученных, либо новых произведений. На таких занятиях можно использовать такие формы, как встречи с поэтами родного города, обзоры литературных новинок, рассказы о прочитанных книгах, занятия – концерты, выпуск литературных газет, подготовка и проведение литературных вечеров.
Внеклассная работа позволяет учителю дифференцированно, творчески подойти к организации занятий, выбрать формы и методы работы, которые принесут желаемый результат.На внеклассных занятиях учитель имеет возможность предложить ученикам сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых больше проявляется их активность, ярче выявляется личность.
Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:
1.Формирование творческих способностей учащихся.
2.Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
3.Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы.
4. Расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи.
5. Выявление одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по гуманитарным предметам.
В младших классах очень эффективны занятия по занимательной грамматике, которые помогают поддерживать интерес к изучению этой очень трудной для многих науки.
Можно предложить такие интересные для школьников темы:
- Как люди научились писать.
- Научись правильно определять смысл слова.
- Забавные превращения слов.
- Тайна твоего имени.
- Интересное о падежах имен существительных.
- Почему мы так говорим.
- Где вы живете?Топонимика географических названий родного края.
С более старшими учащихся можно обсудить такие темы:
- Сочетаем приятное с полезным.
- Крылатые слова и выражения.
- Мода на имена.
- Как будто целый мир тебе знаком, когда владеешь русским языком.
Методика проведения кружковых, факультативных, элективных занятий предусматривает активное участие ребят как в их подготовке, так и в проведении. Это вызывает у них радостное чувство совместных усилий в достижении какого – либо значительного результата, воспитывает коллективизм.
Нельзя оставить без внимания и предметные олимпиады, которые, несомненно, также являются средством для привлечения интереса школьников к приобщению к гуманитарным наукам. Если олимпиады готовятся и проводятся учителями серьезно и систематически, если при их организации внести творческое начало, то участниками олимпиад становятся, как правило, все учащиеся. В практике работы учителей существует много способов проведения олимпиад в школе, в методической литературе также можно найти советы по организации данного вида деятельности.
Можно предложить учителю вместо традиционной характеристики творчества писателя приготовить небольшую эмоциональную критическую статью, отрывки из литературоведческих статей, стихотворения об авторе, а мастерское выразительное чтение учителя не может не вызвать интерес и желание ученика поближе познакомиться с творчеством данного писателя.
Очень важно, чтобы к итогу основным желанием наших учеников стали слова Б.Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (слайд)
Научить ребят логически и творчески мыслить, фантазировать, развивать в них исследовательские качества, творческие задатки – задача каждого учителя. Постепенно, от простого к сложному, поощряя даже маленькие удачи, учитель приводит школьника к осознанию их творческих возможностей.Таким образом, самые разные, в том числе и данный вид работы помогает осуществлять деятельностный подход в обучении и воспитании, и, следовательно, поможет и учителю, и ученику более успешно и легко перейти к новым стандартам образования.