РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
Пусть живая, ищущая мысль ребёнка,
рассуждение, доказательство, сопоставление
освещают все стороны изучаемых явлений
и помогают не только усвоению понятий,
но и овладению навыками.
Л.В.Занков Я, хочу начать свой отчет со слов великого педагога - психолога Л.В. Занкова. Потому что я считаю что я должна учить детей мыслить, рассуждать и предоставить доказательства в процессе отстаивания своей точки зрения.
Вот почему мне нужно научить своих учащихся в нашем перегруженном, не всегда достоверной информацией, мире. Реклама, Интернет наводнены теориями легкой жизни, быстрого обогащения, фантастическими псевдонаучными объяснениями природных и жизненных явлений. Если современный человек будет принимать все за истину, то он не выдержит, «сломается». Человек должен уметь анализировать информацию и делать выводы об ее полезности, истинности, принимать разумные решения. Развитие критического мышления – это не просто мода 21 века, это необходимость жизни в постоянно изменяющихся условиях поликультурного мира, требующего от нас находить пути решения нестандартных проблем.
На своих уроках я поставила цель по развитию критического мышления у учащихся через диалог в группах и в классе, который бы формировал у учащихся навыки исследовательского разговора и аргументации. На уроке каждому учащемуся нужно было найти приемлемый путь решения проблемы через сравнение своей точки зрения с мнением собеседников. При этом понимание учащимся этой проблемы будет наиболее расширенным и углубленным. На каждом из четырех запланированных уроков я пыталась создать условия для возникновения диалога.
-461010175260 Традиционно в уроке, построенном по технологии критического мышления, выделяют следующие стадии: вызова, осмысления и рефлексии.
Фото 1 прием «Сформулируй, потом отвечай»
Я предложила детям задание в начале урока чтобы подготовить учащихся к активному восприятию информации. Я ставлю перед детьми проблему на ранней стадии урока, не предлагаю им легкого пути, формулируя тему сама. Чтобы решить эту проблему учащиеся должны установить возможные связи между словами, рассмотреть различные варианты решения задания и сделать вывод. Большинство учащихся выполнили данное задание, они легко установили связь между предложенными словами и выражениями, смогли сначала догадаться о теме урока, потом им было дано время на формулирование своих критериев успеха, но самостоятельно дети не смогли это сделать. Потому что, не развиты навыки саморегуляции. После решение проблемы я смогла использовать прием «Сформулируй, потом отвечай!». Учащиеся должны были сформулировать тему урока и критерии успеха, чтобы подвести их к этому я предложила им задание: Что мы будем изучать сегодня на уроке? начинаю урок с формулирования вопросов высокого порядка, рассчитанных на сложную мыслительную операцию согласно таксономии Б. Блума - анализ: учащиеся выявляют взаимосвязи между частями целого, определяют принципы организации целого). Большинство учащихся выполнили это задание, они легко установили связь между предложенными словами и выражениями, смогли сначала догадаться о теме урока, потом им было дано время на формулирование своих критериев успеха, но самостоятельно дети не смогли это сделать. Потому что, не развиты навыки саморегуляции. Это задание рассчитано уже на другую мыслительную операцию – синтез: ученики должны предложить план проведения урока. Учащиеся не справились с этим заданием, потому что не имели опыта выполнения подобных заданий, не совсем поняли, что я как учитель хочу услышать от них и боялись ошибиться, высказывая свое мнение. На следующем уроке на стадии вызова для учащихся была сформулирована проблема: догадайтесь, о чем (о ком) пойдет речь сегодня на уроке? Чтобы заинтересовать учащихся, показать связь учебного материала с современностью, мною был использован видео фрагмент. И снова определение темы урока не составило для учеников никакой сложности, а вот критерии успеха были определены с помощью дополнительных вопросов учителя. Наблюдая за ними я заметила, что опыт дает учащимся возможность с каждым уроком быть более успешными при выполнении данного задания. И на четвертом уроке, когда я использовала прием «Мозговой штурм»: многие учащиеся активно работали и справились с заданием, не боясь высказывать свои предположения, пытаясь их доказывать. Здесь уже можно наблюдать, как проявился шестой уровень умений и навыков в когнитивной области согласно Б. Блуму – оценка. В ходе работы над критериями успеха я предложила высказаться ученикам по каждой точке зрения одноклассников, оценить ее. Здесь можно наблюдать, что некоторые учащиеся не хотят критиковать своего оппонента, а просто высказывают свою точку зрения, не всегда ее аргументируя, не сумев оценить значимость высказывания собеседника. А есть и учащиеся, уходящие от поставленной проблемы. И когда я обращалась непосредственно к ним, называя по имени, учащиеся не могут или не хотят отвечать. Это связано с тем что учащиеся раньше не оценивали друг-друга не высказывали свое мнение. И В дальнейшем мне нужно обратить внимание на умение учащихся аргументировать свою точку зрения, воспитывать в детях уважение к мнению каждого собеседника, что согласно Дж. Бареллу является важным для критически мыслящего человека, принимающего мир в его непрерывном изменении и разнообразии, приспосабливающегося ко всему.
Я понимаю что не все беседы приводят к развитию критического мышления как говориться в руководстве «Работы, посвященные исследованию коммуникационных процессов в классе, показывают, что определенные модели взаимодействия – исследовательский разговор, аргументация и диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учеников и учителей в совместное действию по постижению смысла и знаний» [1, с.155].
Поэтому я использовала развитие критического мышление прием «Зигзаг» - учащиеся работали в группах сменного состава. После совместного обсуждения и принятия совещательных решений учащиеся-эксперты вернулись в свои группы для презентации своей работы.
На стадии осмысления следующего урока я применила метод групповой работы «Jigsaw». В самом начале было важно, что учащиеся смогли выделить главное, определить ключевые позиции, анализируют, каким образом данные ключевые компоненты влияют на их учебный процесс. После выступления наблюдателей этой группы, я задала вопрос: «Как они распределяли роли в группе?». Дети затруднились ответить на него, но на вопрос: «Что бы они сделали по-другому в следующий раз?», - ученики, не задумываясь, ответили, что отдали бы роль председателя другому, это свидетельствует о неумении прогнозировать, но о присутствии способностей к формулированию выводов. На одном из уроков мною был использован прием «Шесть шляп». Учащиеся группы «Синяя шляпа» должны были продемонстрировать способность к наблюдению - прослушать устные ответы остальных групп и определить, справились ли они с заданием. После этого они обобщали и делали выводы по всему сказанному предыдущими выступающими. Учащиеся групп «Черная шляпа» и «Желтая шляпа» рассматривали с двух позиций –Народную и современную медицину идеи, с которыми можно согласиться, и идеями, которые можно опровергнуть, они попытались оценить доказательства (артефкты) каждой группы. Учащиеся группы «Красная шляпа» определились с чувствами, которые у них вызывают героиня рассмотренного ролика. Учащиеся группы «Зеленая шляпа» анализировали ролик с позиции своего жизненного опыта. Из этой группы я выбрала для наблюдения ученицу Е, имеющую «высокий» уровень успеваемости. Взаимодействуя с членами своей группы, она смогла ответить на вопросы:1)Часто ли в жизни вы сталкиваетесь с самовлюбленностью? Приведите примеры. (В жизни много самовлюбленных людей, с ними можно встретиться на улице, в школе и даже семье, с ними очень трудно вести разговор.) 2) Как вы считаете, самовлюбленность должна быть наказана? (Да, должна быть наказана, но не жестоко.) 3)Как по-другому Нарцисс мог поплатиться за свой эгоизм? (На время ограничить в общении с другими людьми.) Позже при обобщении девочка еще раз подтвердила, что разобралась с дифформированным текстом – смогла четко сформулировать, чем отличается народная и современная медицина. На этапе рефлексии она написала на стикере, что ей необходимо следить за своим здоровьем. Ученица показала способность к наблюдению, анализу, оценке доказательств и умение делать выводы.
Взаимодействие
-1466851315720 Ученик С имеет «низкую успеваемость» по предмету. Несмотря на это, ученик очень активен, всегда готов принять ответственность за всю группу, в которой есть более сильные ученики, предпочитающие отсидеться. Он работал в группе «Синяя шляпа», которые должны были сформулировать критерии успеха, понаблюдать, как справились с заданием другие группы, а после сделать выводы. Он смог прокомментировать работу учащихся других групп, но не смог обобщить изученный материал, ответить на вопрос: «Чем народная и современная медицина ?». Хотя ответ уже звучал в сообщениях учащихся. Учащийся не способен анализировать информацию и не всегда внимателен в своих наблюдениях.
Также я наблюдала за А - ученицей со «средней» согласилась с тем, что доктор был не компетентен с пациентом «Он мог бы быть повежливее с пациентом». Девочка не совсем разобралась с мотивами поведения главной героиней, считая, что она просто не может работать. Она способна анализировать информацию, но не всегда может делать выводы.
Используя прием, я сделала вывод, что очень трудно создать условия, чтобы задействовать всех учащихся группы. В следующий раз, используя прием «Шесть шляп», нужно учитывать уровень способностей детей к анализу, и учеников как Н, имеющих мотивацию, но с «низкими» способностями к критическому мышлению, дать возможность работать в группах с детьми с высокой мотивацией к обучению, но и с «высокими» способностями к мышлению. Также учитывать состав группы необходимо, чтобы были задействованы все ученики, и каждый сумел проявить себя. Можно учеников с низкой мотивацией к учебной деятельности в качестве эксперимента объединить в одну группу, создавая условия для необходимости работы.
На последнем уроке была использована игра «Как вы думаете?» - это один из приемов развития критического мышления, который относится к обучению сообща в рамках идеи критического мышления посредством чтения. Это задание предполагает обсуждение в парах, а затем в группах предложенных вопросов и заданий, оформление письменных ответов на вопросы и презентация постеров. Мною был использован дифференцированный подход при выборе текста и составления вопросов и заданий. Детям были предложены вопросы и задания разного уровня сложности. Высокого уровня сложности (предполагающие анализ): «Составьте формулу самонадеянности. Как вы думаете, что помешало доктору в своей работе». Среднего уровня сложности (предполагающие применение): «Какое поведение доктора можно назвать самонадеянностью? Напишите рецепт к диагнозу. Низкого уровня сложности (предполагающие репродукцию): «Кто такой доктор? Что вам о проблеме пациента?Составляя вопросы для этого и предыдущих уроков, я руководствовалась предложенной программой таксономией Блума. Учащиеся самостоятельно определили идейное содержание данных текстов, т.е. сформулировали основную мысль, проанализировав причинно-следственные связи поступков и ситуаций, в которых оказались героини данного видеоролика.
-2419351920240 При коллективном обобщении работы четвертого урока в беседе учащимся было предложено ответить на вопросы, ориентированные на анализ: 1)Какая тема сегоднешнего урока? 2)Почему вы уверены, что ваше мнение правильное? 3)Откуда вам это известно? 4)Вы сталкивались с этим явлением в жизни? 5) Вы где-то об этом слышали, читали, были свидетелем? Такие вопросы эффективны, когда нужно создать условия для необходимости подбора доказательств, что актуально в моем классе, учитывая предыдущие наблюдения. Данный опыт будет полезен для учащихся, умение отстаивать свою точку зрения среди множества непохожих на нее пригодится им в жизни. В обсуждении приняли участие учащиеся, которые стремятся заявить о себе, хотят выделиться.
Дерево успеха
В конце четвертого урока была проведена рефлексия «Что я для себя открыл? Что мне нужно сделать?» Если сначала (при использовании приемов «Дерево пожеланий», таблицы «Знаю-Хочу знать –Узнал») содержание стикеров имело формальный характер («Я все понял», «Узнал многое»), то после того как я сделала пояснение, мне необходимо узнать, что им непонятно, но, в первую очередь, что это нужно им, чтобы осознать, каких результатов сумел достичь каждый и поставить для себя цели на будущее, что также важно для критически мыслящего человека. Учащиеся на четвертом уроке стали выполнять это задание более ответственно. Содержание стикеров подтвердило, что большинство учащихся освоили содержание материала урока, вот некоторые из них: «Я узнала, как правильно обращаться к доктору, как быть здоровым, какие медикаменты при можно применять, как правильно писать рецепт к диагнозу». Рефлексия, проведенная в конце урока, помогала мне понять, в каком направлении движутся мысли учеников, что осталось непонятым, чтобы спланировать дальнейшую работу: «Мне не понятно лексическое значение некоторых слов. Почему доктор не смог помочь пациенту?».
Сейчас я думаю, что обойтись без рефлексии на каждом уроке действительно невозможно, и приемы, использованные учителем, должны быть разнообразными, он должен понять, как думают дети, не всегда они могут задать свои вопросы мне и другим учителям, а здесь такая возможность предоставляется. Но что еще важнее, рефлексия необходима учащимся, они должны учиться размышлять о своих мыслях, чувствах, делать выводы, прогнозировать, ставить перед собой достижимые цели – рефлексия способствует формированию важных качеств критического мыслителя.
Еще раз осмыслив мою работу по внедрению идей модуля «Обучение критическому мышлению», я пришла к следующим выводам:
1) способствовать развитию критического мышления – это необходимость сегодняшнего времени;
2) на уроке мне необходимо умело организовать условия для диалога в группах и классе, который способствует формированию у учащихся таких качеств критического мышления, как умений смотреть на одну проблему с разных точек зрения, слушать и договариваться с собеседником;
3)учащиеся должны научиться самостоятельно строить прогнозы и ставить перед собой обдуманные цели, поэтому работа по формулированию критериев успеха и рефлексии должна быть продолжена;
4) при использовании приемов, способствующих развитию критического мышления, нужно помнить, что только опыт применения и рефлексия учителя, позволяющая проанализировать причины того, что не получилось и выработать дальнейшие стратегии, позволит мне достичь больших результатов;
5) продолжить формулировать вопросы высокого порядка и задания, которые направлены на формирование умений и навыков более высокого уровня согласно таксономии Б. Блума – анализа, синтеза, оценки.
Использованная литература
1.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. (2012) 3-е издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. (2011) Развитие критического мышления на уроке. 2-е издание, Москва: Просвещение.