Использование ИКТ и ЭОР на уроках биологии


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И КТ и ЭОР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Тулинова Ирина АнатольевнаУчитель биологии МОУ «СОШ № 20» Биология – один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР и ИКТ. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, готовые, а также создаваемые учителями и обучающимися На своих уроках я применяю: презентации эор фильмы Тестовые программы Электронные наглядные пособия Мультимедийные технологии могут быть использованы ГЕНЕТИКА ( греч. Genesis – происхождение) - наука о наследственности и изменчивости организмов . Для объявлевния темы, целей урока ЗАДАЧИ УРОКА: Познакомиться с наукой «генетика», ее историей и достижениями.Определить цели и задачи генетики в современном мире.Показать роль генетических знаний в решении глобальных проблем человечества.Формировать умения самостоятельно находить информацию в СМИ и использовать ее в учебной деятельности Каково значение опорных систем в жизни растений и животных? I вариант - функции опорных систем животных.II вариант - функции опорных систем растений. Проверка выполнения домашнего задания.Всесторонняя проверка знаний Какие типы скелета вы знаете? Задание: распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета Тест. Выбери правильный ответ 1. Функция, которую не выполняет скелет: а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная 2. Скелета нет: а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка3. Скелет есть: а) у паука – крестовика б) у слизня в) у пиявки г) у гриба лисички 4. Наружный скелет имеет:а) гусь б) крокодил в) речной рак г) бурый медведь5. Внутренний скелет имеет: а) таракан б) сверчок в) медоносная пчела г) крот6. Ткань, образующая скелет растения: а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая Усвоение новых знаний Какую стадию эмбрионального развития животных представляет двуслойный зародыш, состоящий из эктодермы и энтодермы? А – гаструлуБ – бластулуВ – нейрулуГ - органогенеза Подведение итогов урока ВыводТаким образом, в результате бесполого размножения воспроизводится большое количество генетически идентичных организмов. По наследственным задаткам они практически полностью копируют родительский организм. Информация о домашнем задании 3.8 отвечать на вопросы Опережающее задание:Подготовить презентацию на тему: «Влияние никотина, алкоголя и наркотических средств на развитие зародыша человека» Кроме этого ИКТ позволяют демонстрировать: отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др., аудиозаписи «Голоса животных»музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видео коллекций. фотографии животных, растений, известных людей и др., В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. сокращает время обучения, благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений.позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти.использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Использование ресурсов сети Интернет Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций. Программы на CD-дисках обучающие тренинговые электронные учебники электронные справочники экзаменаторы «Анатомия человека» «Открытая биология» «Уроки биологии 6-7 класс» «Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум» «CD-диски к УМК Сонина» Мультимедийность – это возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами Моделирование – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. Электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира Интерактивность выражается в использовании активно-деятельностных форм обучения. Электронное издание на CD, как и любое тиражное издание, не имеет возможности постоянного обновления информации При использовании ЭОР открываются очень важные возможности непосредственной связи с пользователями электронных учебных материалов Отсутствует необходимость обеспечения медиатеки определенным количеством учебных CD-дисков с ограниченным числом экземпляров И - тип – модуль получения информации П - тип – модуль выполнения практических заданий К-тип – модуль контроля усвоения материала контроль знаний учащихся;самообразование как учащихся, так и педагоговиллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснениянового материала для повышения наглядности и изобразительности увеличение доли практических занятий за счет проведения лабораторных практикумов с применением компьютерного моделирования объектов и процессов обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих В настоящее время группа ключевых образовательных интернет-проектов федерального уровня объединена в Федеральную систему информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР).Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов представляет собой крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов. http://school-collection.edu.ru; http://fcior.edu.ru