Методы и средства при изучении краеведческого материала.


Методы и средства, применяемые при изучении краеведческого материала.
На уроках краеведения применяются различные методы обучения – способы работы учителя и обучающихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение, развиваются их способности.
Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит обучающийся на уроке, забывается в тот же день, если он над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется дольше, в зависимости от ее актуальности для обучающегося. Поэтому следует применять методы обучения, направленные на повышение познавательной активности и самостоятельности, побуждающие искать ответы на вопросы (Приложение №1).
Рассмотрим некоторые методы обучения, использующиеся в перспективных  школьных технологиях традиционного, личностно-ориентированного, развивающегося, модульного обучения.
Объяснительно-иллюстративный и словесно-печатный методы обучения служат важнейшими источниками получения знаний, позволяют в сжатые сроки и экономным путем передать обобщенные результаты познавательной деятельности предшествующих поколений, вооружают обучающихся систематическими знаниями. Здесь главное действующее лицо – учитель, несущий готовые знания, и достигающий цели лишь в том случае, если его рассказ или текст заставляют обучающихся активно мыслить. Например, работая над составлением родословного древа, обучающиеся получают информацию о важности знаний по истории своего рода, примерах составления родословных великих людей, затем «вырастят» в тетради дерево, в корнях которого лежит слово «род», а ветвями дерева будут слова, образованные от данного корня (для составления древа используется словарь В.Даля, статья «род»). Обучающиеся составят совместно с родственниками свое родословное древо, сосчитают количество родственников, увеличивающихся в геометрической прогрессии (я – один, родителей у меня – двое, бабушек и дедушек – четверо (вот они  СЕМЬ Я), прабабушек и прадедушек – восемь…), узнают глубину семейной памяти, отметят ее на ленте времени, получат ответ на вопрос: «Кто мы? Откуда мы?».
При опросе изученного материала и закреплении приобретенных на уроке знаний преобладает воспроизводящая деятельность обучающихся (репродуктивный метод обучения). Используя картонную картосхему, обучающиеся знакомятся с контуром России, ее городами, реками, субъектами РФ. На контурной карте отмечают административно-территориальные центры, пути следования ученых, исследующих край в прошлом.
Проектный метод обучения можно использовать на уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей школы», «Наша школа в 2020 году». Обучающиеся вместе с родителями создают «Портфолио семьи». В течение учебного года каждый обучающийся создает личностно-ориентированную папку творческих работ, о которых ему заранее сообщается. Например, работы могут быть следующие: «Родословное древо моей семьи», «История моего имени, именины, почему мне дали это имя, что в имени моем мне предначертано», «Происхождение моей фамилии», «Впиши себя в историю своей семьи (мои достижения)», «Важные события в истории моей семьи», «Любимые семейные праздники», «Герб и девиз нашей семьи», «Семейное хобби», «Приходите в гости к нам (семейный уклад, хобби, фирменное блюдо)», «Загляните в семейный альбом» и т.д. По итогам годовой творческой работы проводится семейный праздник «Крепка семья – крепка Россия», демонстрируются лучшие работы.
Ответственным моментом в любой проектной работе является ее завершающий этап – презентация. Смысл презентации – добиться заинтересованного отношения обучающихся к данной теме. Продуманное и грамотное структурированное выступление должно привлечь и облегчить обучающимся восприятие информации. Поэтому в презентации выделяются четыре функциональные части: вступление, основная часть, заключение, ответы на вопросы. Для создания яркого восприятия можно использовать фотоматериалы, рисунки, иллюстрации, слайды.
Обучающиеся, владеющие компьютерными технологиями и цифровой видеосъемкой, могут представить проекты-презентации на электронных носителях: «Природа края», «Птицы нашего двора», «Уходящий в прошлое наш любимый город (старые дома, наличники, тихие улочки, архитектурные памятники города), «Чугунные кружева (решетки) города», «История школы», «История школьного музея», «История улицы на которой я живу», «Экскурсия в прошлое», «Памятники моего родного города», «Улицы, названные в честь: героев гражданской войны, Великой Отечественной войны, писателей, художников», «Происхождение названий рек города» и т.д.
Для обучающихся младшего и среднего возраста важно «почувствовать» изученный материал. Для этого используются элементы творческих мастерских: на уроках или во внеурочное время изготавливаются разнообразные макеты: внутреннего убранства дома, тканого полотна, орнаментированного коврика, орудий труда земледельца, посуды изучаемого народа, предметов быта, национальных кукол. На уроке может быть использован пластилин, глина, текстильные или природные материалы, бумага, картон, проволока и т.д.
Рассказ учителя о русских народных промыслах сопровождается практическими работами: изготовляется полотно на подготовленном заранее из картона «ткацком станке»; выполняются работы в лоскутной технике; постигается искусство гончаров, осваивается жгутиковая техника лепки посуды, способы нанесения орнамента на изделие.
Эти образцы, макеты становятся наглядными пособиям при изучении нового материала.
Печатное слово представляется в виде рисунка, кроссворда, ребуса.
Знакомство с лекарственными травами закрепляется сбором гербария «Народная медицина». Исследование природного богатства края пополнит минералогическую коллекцию.
Работа в парах или коллективная работа позволяет плодотворно развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения. Работа организуется в статических парах («учитель» – «ученик»), динамических парах (четверо готовят одно задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды проговаривает и обсуждает задание), вариационная пара (каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем и обучает по схеме трех товарищей). Психологи утверждают, что 95% материала усваивается обучающимся при обучении других, 90% – если говорит и делает задание совместно, 70% – когда обсуждает, 50% – если видит и слышит, 10% – если читает глазами.
Для успешной учебной деятельности необходимо вести постоянный контроль за знаниями, умениями, навыками обучающихся со стороны учителя, а также самоконтроль и самооценку со стороны обучающегося. В старших классах этому способствует модульное обучение. Его сущность состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем (целевым функциональным узлом, объединяющим учебное содержание и технологии овладения им). Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными обучающимися. Дозировать индивидуальную помощь, определить оптимальный объем знаний, излагаемый учителем, изменить формы общения учителя и обучающегося, нацелить на поисковые действия в учебно-познавательной деятельности, предусмотрев необходимое количество времени для обсуждения и осмысления нового материала не дома, а в ходе учебного занятия.
Самостоятельная познавательная деятельность может быть организована только при создании благоприятного эмоционального фона.
Краеведение предусматривает учебно-исследовательскую работу. Исследовательские методы обучения позволяют углубить знания по теме, познакомить с научными методами работы, расширить кругозор. Исследование можно провести по истории, природе края, фольклору, литературным произведениям. Например, проверьте, правильны ли народные приметы, расскажите о результатах своих наблюдений.
Фольклорные источники можно использовать как исторический источник на уроке. После прочтения легенд русского народа, ребята выясняют, что можно узнать о жизни народа в далеком прошлом, по сказкам определяют занятия жителей России, их взаимоотношения с другими народами.
Важное место в обучении краеведения занимают экскурсии по родному краю.
Перед проведением экскурсий обучающиеся организуют «экологическую почту» - самостоятельно разрабатывают правила поведения в природе. Сочиняют экологические сказки о ежах, кукушках, лисах, бабочках, цветах и пчелах, устанавливая взаимосвязь между различными компонентами природы. Творческий подход к экологическому воспитанию раскрываются в создании экологических загадок и задач (Приложение №2).
При подготовке к экскурсии необходимо включить вопросы раскрытия красоты окружающей природы, ландшафта и тех объектов, которые будут изучаться: растительный мир, животный мир, водоемы. На этих экскурсиях можно наглядно показать экологическую обстановку в округе на основе чего обучающимся будет легче представить состояние природы сегодня и разработать природоохранные мероприятия: озеленение и оформление  школьного  двора, уход за родником и облагораживание его территории, сбор семян дикорастущих растений для корма птиц. Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от темы урока и местных условий.
После экскурсии выполняется творческая работа: отчет об экскурсии, выпуск альманаха, оформление фотовыставки, демонстрация фильма.
Исследовательско-поисковый метод позволяет глубже изучить тему, прочувствовать и понять её, сделать самостоятельный вывод по отношению к данному событию, установить причинно-следственные связи с событиями истории и современностью. Активная познавательная деятельность обучающихся в процессе самостоятельной работы оказывают воспитательное воздействие на подрастающее поколение.
Реферативные и исследовательские работы обучающихся используются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Ребята выступают с докладами на школьных краеведческих чтениях, школьных научно-практических конференциях, школьных семейных праздниках. Организуются выставки творческих работ обучающихся. Проводится совместная работа с родителями. Формы работы с родителями и детьми могут быть разнообразны: «Ответы дает семья», «Диспут поколений», «Из бабушкиного сундука», «Семейные реликвии», «Семейное портфолио»,  симпозиум (дети готовят заранее вопросы родителям), «Урок мечты о будущем».
Продолжением уроков служит внеурочная работа по краеведению с семьями обучающихся классные часы, праздники:  «Праздник профессий родителей», «Праздник семейных династий», «Дела давно минувших лет», «Самая читающая семья», «Презентация семьи», «Праздник - древо жизни», «Форум семей», «Симпозиум поколений», «От всей души», «Люди нашего дома», конкурс «Самый лучший папа»,  «Литературно-музыкальная гостиная», «Почтовый ящик (урок письма родителей и детей)», День творчества детей и родителей, город мастеров. Учителю необходимо овладеть современными компьютерными технологиями, привлекать к созданию аудиозаписей и видеофильмов, мультимедийных презентаций обучающихся и пополнять копилку образовательных ресурсов на электронных носителях по каждой теме урока.
Компьютерные технологии - система получения, анализа и обработки информации с помощью современных технических возможностей. Не секрет, что в век глобальной компьютеризации человеку можно получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет-страницы. С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми. Итогом работы могут стать презентации полученного материала, мультимедийные фильмы, краеведческие дистанционные олимпиады, программы тестирования, сайд – страницы такие как: «Достопримечательности родного края», «Природа и мы», «Живые истоки» - о достопримечательностях  края, об отношении человека к природе, о мастерах и умельцах родного края, промыслах и ремеслах, культуре и традициях народа.