Статья Роль краеведческого материала при изучении истории
Содержание.
Введение
Педагогическое значение школьного краеведения.
Использование краеведческого материала на уроках истории.
Внеклассная работа по краеведению:
а) работа в историко-краеведческом музее школы;
б) школьный кружок «Моя Малая Родина»;
в) краеведческие экскурсии.
5. Выводы.
6. Библиография.
7. Приложения
...для человека естественно любить свою семью, своё село и город, свою страну и её народ ... Д. С. Лихачёв.
Введение.
Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории и краеведения. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.
На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решил через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели. Школьными программами по истории России в VI-ХI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории.
Одним из концептуальных основ историко-культурного стандарта является этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. Там указано, что в школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью. Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан с жизнью родного края. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Известный методист Н.Г.Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее. Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.
Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников. Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Моя практика в школе убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории, края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения.
Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе и в конце.
В качестве примера рассмотрим план урока на тему: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.
Урок был проведен в краеведческом музее по следующему плану:
1. Мобилизация сил на борьбу с врагом
2. Сельское хозяйство в годы войны
3. Мои односельчане на фронтах Великой Отечественной войны.
На краеведческом уроке основное внимание сосредоточивается на трудовом подвиге колхозников и интеллигенции края в годы войны, на их вкладе в общую победу Родины над врагом.
Остановимся на некоторых методических приемах установления связи содержания местного материала с материалом основного курса истории страны:
1. Формирование целостных знаний по вопросам, общим для истории России и истории родного края. В данном случае в качестве практической работы учащимся можно поручить составить план изучаемой темы. Так, например, при изучении темы “Советская страна в годы гражданской войны (1918-1920)” учащиеся, составляя сложный план, включают и местный материал об участии земляков в борьбе с белогвардейцами.
2. Выявление общего и особенного в изучаемых событиях и явлениях общеисторического и местного значения. Например, изучая тему “Россия между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 г. – февраль 1917 г.), учащиеся выясняют особенности аграрной реформы Столыпина в крае.
При знакомстве с событиями крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.), учащиеся работали с исторической картой. Историческая карта - обязательное пособие на уроке. Изложение нового материала учителем сопровождается показом по карте упомянутых объектов; ученики следят за его показом, ориентируясь на свои карты (атласы). Знакомясь с направлением движения войск Пугачева, выяснили, что события войны происходили в непосредственной близости от нашего села.
Кроме того, узнали о поддержке восставших жителями нашего края, участии наших земляков в походах Пугачева. Анализируя причины поражения войны, ее историческое значение, узнали, как Екатерина II наказала население нашего села за поддержку бунтовщиков и 150 человек были повешены.
Внеклассная работа по краеведению
Базой для использования краеведческого материала в преподавании истории служит школьный краеведческий музей. Работа в музее помогает понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.
В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьных музеев.
На сегодняшний день, моя задача как учителя истории заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции.
Экспозиция музея, а это предметы крестьянского, домашнего обихода, духовной культуры и почти все группы экспонатов были безвозмездно переданы музею местными жителями и жителями близлежащих деревень и сел. В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, газетами и журналами, грамотами. Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают, но и сами ремонтируют экспонаты, самостоятельно проводят экскурсии. Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами. Обращение к близкому, к местному материалу способствует:
развитию патриотизма и гражданственности;
развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;
возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.
Именно для этого на основе школьного музея работает кружок “Моя Малая Родина”, куда входят ребята среднего возраста. Весь накопленный материал я использую на уроках истории.
Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления:
Исследовательская работа
Внеклассные занятия
Уроки
В “Исследовательской деятельности” ребятам удалось написать творческие работы, которые были напечатаны на страницах районной газеты «Звезда»:
“Письмо с фронта...”
“Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
“Мой дедушка ”
“История памятника в селе”
Все работы используются на уроках при изучении истории своей страны, т.е. Истории России. Именно использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Такая работа способствует возрождению русского национального характера российской духовности, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.
Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.
Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.
Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.
Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.
Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.
. Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий.»
Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:
1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).
2) практическом (экскурсии, походы, практикумы в музее, архиве, библиотеке).
Руководитель кружка, учитель истории, обеспечивает научное и методическое руководство кружком: консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию.
Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.
Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения:
а) самых сложных вопросов школьной программы;
б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках;
в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу;
г) проблем, не входящих в учебную программу.
Так, на занятии краеведческого кружка в нашей школе основное внимание было уделено изучению истории нашего села. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией, прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма и т. д.
Одной из важнейших задач кружка является сбор местных краеведческих материалов для последующего использования их в учебно-воспитательной работе в школе. Члены кружка с увлечением занимаются сбором материала, поисками исторических документов, фактов и сведений. В процессе сбора материалов по истории района организуются встречи и беседы с участниками исторических событий. Образовательное и воспитательное значение этих встреч и бесед огромно. Сведения,
полученные из рассказов и бесед участников исторических событий, являются ценными историческими источниками. Сбор краеведческих материалов является важной, но только первой частью исследовательской работы краеведов. Накопление необходимых для выводов и обобщений сведений и фактов является как бы подготовкой к собственному исследованию. Все записи рассказов и очевидцев исторических событий, сведения, полученные из переписки, а также архивные и музейные документы, наблюдения, собранные в походах, изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и используются для подготовки ученических докладов и сообщений, очерков и сборников, альбомов и выставок.
Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.
После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.
Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день - это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.
Выводы
Используемый краеведческий материал на уроках истории и во внеурочной деятельности активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.
Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.
Библиография
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 1999 - 174с.
2. Гостев А. Воспитание историей (О значении школьного исторического краеведения) //Народное образование. - 1988 - N6 - с.26-28
3. Дранников В. Краеведческий факультатив // Преподавание истории в школе. - 1990. - N6 - c.106-108
4. Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения // Преподавание истории в школе. - 1989. -N6 - с.132-135
5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000 - 271с.
6. Соловьев М. С. Новое содержание в традиционной краеведческой работе // Преподавание истории в школе. 2007. №5.
7.Историко-культурный стандарт (проект)
8. Табарданова Т.Б., Янушевский В.Н. Живое краеведение в школе: методические рекомендации./ Т.Б. Табарданова, В.Н. Янушевский – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.
13PAGE 15
13PAGE 141515
Заголовок 215