Исследовательская работа по теме Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса Окружающий мир.
МБОУ Добринский лицей
Исследовательская работа по теме:
«Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
Новикова Марина Казьмировна.
2013г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.
Теоретические подходы к проблеме формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и основные факторы, влияющие на здоровье детей………………………………………………………………..6
Вывод…………………………………………………………………………...17
Глава 2.
Экспериментальная работа по формированию ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир».
2.1. Диагностика уровня здоровья учащихся 4 класса и внутришкольных факторов, влияющих на здоровье детей на констатирующем этапе исследования…………………………………………………………………….18
2.2. Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир»……………………………………………………..23
2.3. Анализ результатов опытно – педагогической работы…………..35
Заключение………………………………………………………………………36
Библиография……………………………………………………………………38
Введение.
Актуальность. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным ВОЗ (2004г.) практически здоровых детей к окончанию школы остается 14-15%, а имеющих хронические заболевания увеличилось до 17,3%. Данные ученых, исследующих эту проблему, (Е.Н.Дзятковская, Л.И.Колесникова, В.И.Ковалько и др.) свидетельствуют, что примерно у 86% учащихся 1 класса и у 93% старшеклассников обнаружены различные патологические изменения[8].Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает обновление структуры и содержания образования, усиления его роли в здоровьесбережении учащихся[8, с.3].
С этих позиций является важным создание условий жизни ученика в школе, которые обеспечивали бы укрепление его физического здоровья, психоэмоциональное развитие, ощущение радости жизни в каждом дне, проведенном в школе.
В этом плане представляется важным разработка технологий здоровьесбережения учащихся. Эти технологии ориентированы на формирование у учащихся осознания здоровья как высшей ценности, понимание важности следовать принципам здорового образа жизни, расширение умений и способов деятельности по сохранению и развитию своего здоровья, воспитание гуманистических начал личности ребенка.
Разработка педагогических здоровьесберегающих технологий и программ продиктована необходимостью.
Школа и особенно ее начальное звено должна оказывать действенную помощь в обеспечении и развитии здоровья учеников, предложить свои стратегические линии здоровьесбережения.
В трудах современных педагогов и методистов по естествознанию, таких как Н.Ф.Виноградовой, Н.А.Лемяскиной, Л.А.Обуховой, Т.И.Тарасовой, Н.А.Кучменко разработаны концептуальные основы педагогики здоровья, определены принципы технологии здоровьесбережения учеников. В практику начальной школы вошли «Уроки здоровья» как дополнительная мера, направленная на формирование здорового образа жизни учащихся[10].
Вместе с тем, часть ученых видят возможности решения проблемы в традиционных формах и методах обучения. Так в методических трудах Степанян Е.Н., Козиной Е.Ф., Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А. обозначены научные основы усиления внимания к проблеме здоровья через систему специальных валеологических и социологических понятий, организацию внеклассной и внешкольной работы.
В научных статьях журнала «Начальная школа» учителя делятся опытом реализации резервов урока, массовых внеклассных мероприятий по разъяснению учащимся ценности здоровья, формирования у них навыков организации здорового образа жизни (статьи Волковой С.С., Ковалько В.И., Обуховой Л.А. и др.) [4].
Среди факторов, влияющих на здоровье у Н.А.Лемяскиной, Е.Н.Дзятковской четко обозначены школьные факторы здоровья[5, 12]. Одним из составляющих этой группы факторов является недостаточный объем информации у учащихся о том, как в повседневной жизни он может сам себе помочь сохранить, укрепить и развить здоровье.
В стандарте второго поколения 2010 года уделяется очень большое внимание укреплению здоровья детей средствами здоровьесберегающих технологий.
С нашей точки зрения расширение знаний, умений учащихся по здоровьесбережению наиболее органично сочетается с уроками окружающего мира и внеклассной формой обучения по этому предмету. В методике преподавания естествознания эти вопросы исследованы недостаточно.
Актуальность данной проблемы обусловили выбор темы данной исследовательской работы: «Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир».
Целью данной работы является изучение возможностей формирования ЗОЖ у младших школьников средствами курса «Окружающий мир».
Объектом исследования выступает образовательный процесс по курсу «Окружающий мир».
Предметом исследования являются особенности осознания детей в формировании представлений о ЗОЖ.
Для достижения данной цели исследования предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить специальную педагогическую и методическую литературу.
2. Разработать программы и методические разработки, направленные на формирование ЗОЖ у младших школьников.
3. Внедрить и апробировать на практике программы и методические разработки, направленные на формирование ЗОЖ у младших школьников.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ современной педагогической и методической литературы по проблеме здоровьесбережения учащихся начальной школы.
2.Педагогический эксперимент в условиях начальной школы.
3.Использование методов статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
База исследования: 4 класс МБОУ Добринский лицей, Волгоградской области, Урюпинского района, ст.Добринка.
Структура работы: введение, 1 глава, 2 глава, заключение, библиография.
ГЛАВА 1.
Теоретические подходы к проблеме формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
1.1.Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и основные факторы, влияющие на здоровье детей.
Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни в структуре урочной формы обучения, внеклассной и внеурочной деятельности учащихся.
В аспекте проблемы исследования необходимо было определиться в понятиях и категориях, которые выступали предметом данного исследования. Так, в частности, важно было рассмотреть составляющие здоровья и пути его обеспечения в условиях начальной школы.
В этих целях была изучена специальная литература, опубликованные материалы Всемирной организации здравоохранения, научные труды института возрастной физиологии РАО и Центра образования и здоровья МО РФ [8] и другие. Было установлено, что здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»[8].
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
В оценке здоровья Е.Н.Дзятковская, Л.И.Колесникова выделяют два
признака: социальный, как мера трудоспособности, социальной активности, преобразующего деятельность отношения человека к миру, и личностный, как здоровьесберегающая стратегия индивидуальной жизни человека, степень господства его над собой и обстоятельствами жизни.
Рассмотрим некоторые факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье учащихся. По мнению Е.Н.Дзятковской, Л.И.Колесниковой, Ю.А.Базарнова, состояние учащихся в процессе обучения зависит от «внутришкольных» факторов, которые классифицируются следующим образом:
Гигиенические условия, факторы среды:
1)шум;
2)освещенность;
3)воздушная среда;
4)размер помещений, кубатура;
5)дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
6)используемые стройматериалы, краска;
7)мебель: размеры, размещение в помещении;
8)видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры;
9)пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
10)качество питьевой воды, используемой в школе;
11)экологическое состояние прилегающей к школе территории;
12)состояние сантехнического оборудования.
Учебно – организационные факторы
(зависящие в большей степени от администрации школы):
1)объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
2)расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
3)организационно – педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.);
4)объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
5)особенности устава школы и норм жизни школы;
6)медицинское и психологическое обеспечение школы;
7)участие родителей учащихся в жизни школы;
8)стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;
9)психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;
10)интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы;
11)наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
12)позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Психолого – педагогические факторы
(зависящие в большей степени от учителя): 1)психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
2)стиль педагогического общения учителя с учащимися;
3)характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
4)степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группа риска);
5)особенности работы с «трудными подростками» в классе;
6)соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
7)степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);
8)личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
9)состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
10)обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
11)степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
12)профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Рассмотрим более подробно наиболее важные факторы, которые влияют на здоровье учащихся.
Гигиеническая оценка воздушно – теплового режима классного помещения.
Воздушно – тепловой режим –один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников. Воздушная среда существенно влияет на функциональное состояние организма – на дыхание, реакцию сердечно – сосудистой системы, иммунный статус, тепловое состояние, а также умственную работоспособность школьников. Состояние воздушной среды характеризуется показателями температуры, влажности, подвижности воздуха и т.д. Любой показатель изменяется в различных пределах.
По санитарным нормам существуют оптимальные параметры и допустимые пределы воздушно – теплового режима классных помещений.
Оптимальные параметры определяют зону комфорта, в которой возможна максимальная работоспособность школьников.
Естественно, что температура воздуха в помещениях отличается в зависимости от его назначения:
- максимальная температура – в учебных классах (16 – 18 С);
- ниже – в рекреациях (коридорах);
- самая низкая – в мастерских и спортзалах (15 – 18 С).
Гигиенистами установлено, что в помещении класса при температуре 16 – 18 С и относительной влажности 30 – 60% длительное время сохраняется высокая работоспособность учащихся. В помещениях, где учащиеся постоянно находятся в движении, температура воздуха должна быть ниже, т.е. уровень теплоотдачи прямо пропорционален выполняемой работе.
Влажность также является одним из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников.
Влажность определяется психрометрами в зоне дыхания. Оптимальные параметры – 30 -50%. Допустимые пределы – 25 – 60%. Благоприятное состояние воздушной среды в значительной степени обеспечивается
средствами вентиляции и отопления.
Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо соблюдать следующие гигиенические требования:
1.В классах должно соблюдаться соответствие численности детей и подростков гигиенической норме вместимости. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося. В зависимости от высоты помещений выделяют различные значения необходимой площади:
- при высоте 3,5м на одного учащегося требуется не менее 1,43кв.м;
- при высоте 3м – 1,7кв.м;
- при высоте 2,5м – 2,2кв.м.
2.Обязательно осуществление ежедневной влажной уборки классов после занятий и во время большой перемены. Поскольку приток воздуха осуществляется через фрамуги(форточки), то для обеспечения достаточного притока воздуха должно быть соблюдено определенное соотношение площадей фрамуги и пола. Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха.
Гигиеническая оценка освещенности классного помещения.
Световой режим школьных помещений должен обеспечивать охрану зрения, т.е. предупреждать перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, обеспечивать общебиологическое воздействие на организм, препятствовать возникновению зрительных дисфункций (близорукости). Поэтому в учреждениях для детей и подростков должно быть создано освещение, соответствующее современным гигиеническим нормам: обязательная прямая естественная инсоляция помещений, освещение должно быть хорошего качества и достаточного уровня.
Под воздействием света изменяются физические и психические реакции в организме человека, повышается общий тонус, поддерживается состояние деятельности.
Неблагоприятное освещение вызывает ухудшение общего самочувствия, снижение умственной и физической работоспособности, угнетающе действует на психику. Освещенность один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников.
Естественное освещение должно отвечать следующим требованиям:
- расположение здания и ориентация окон;
-размеры окон;
-окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Для начальных классов рекомендованы «теплые» тона(оранжевый, желтый).
Естественная освещенность один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников.
Искусственная освещенность также является одним из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников.
Искусственная освещенность может осуществляться люминесцентными лампами и лампами накаливания. Для определения достаточности освещения необходимо знать удельную энергомощность для этих типов ламп. Удельная энергомощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1кв.м площади помещения. Для определения гигиенической нормы искусственной освещенности класса необходимо учитывать удельную энергомощность в зависимости от типа ламп(люминесцентные – 25 Вт/кв.м) и рассчитать площадь класса.
Гигиеническая Удельная Площадь
норма искусственной = энергомощность х классного
освещенности помещения
Полученный расчетный показатель сравнивают с фактической искусственной освещенностью(ФИО). Для расчета ФИО необходимо подсчитать число световых точек(ламп) в классе и умножить на мощность лампы.
Гигиеническая оценка школьной мебели.
Мебель и другие предметы оборудования также являются одним из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников.
С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной головой вниз и опущенными и сведенными вперед плечами.
Понятно, что обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся.
Номер мебели Группа роста Высота рабочей плоскости стола Высота стула или сиденья парты Цвет маркировки
1 100-115 46 26 Оранжевый
2 115-130 52 30 Фиолетовый
3 130-145 58 34 Желтый
4 145-160 64 38 Красный
5 160-175 70 42 Зеленый
6 175 и выше 76 46 Голубой
Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока.
Что касается правил рассаживания учащихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, нежели меньшего.
На здоровье учащихся также оказывает влияние и состав материалов, из которых изготовлена мебель и оборудование. Материалами для изготовления школьной мебели могут служить различные виды древесины: пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты(ясень, береза, бук, сосна, ель, пихта, лиственница) и различные пластические материалы. Поверхность должна быть гладкая, матовая. Цвет – все оттенки зеленого и натурального дерева.
Важное значение для создания оптимальных условий обучения имеет расстановка мебели. От наружной стены до первого ряда столов должно быть не менее 0,5м(0,6 – 0,7м); от внутренней стены до третьего ряда и от задней стены до последних парт – от 0,5 до 0,65м; от классной доски до первых столов – не менее 2м, но не более 3м; между рядами – 0,6 – 0,8м. При рассаживании учащихся в классе необходимо учитывать их антропометрические данные(рост) и состояние здоровья.
Гигиенические требования к организации учебно – воспитательного процесса.
Приказом Минобразования России от 9 февраля 1998г. №322 утвержден Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально – регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.
Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.
К числу основных требований, предъявляемых к учебно – воспитательному процессу, относятся:
- строгое регламентирование учебной нагрузки в зависимости от возраста учащихся (количество уроков в течение дня, недели и года);
- учет динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели и учебного года.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2ч: проведение гимнастики до учебных занятий(5-6 мин. в младшей школе); физкультминутки на уроках (5мин)в младшей школе; подвижные игры на всех переменах(1-4 классы – 15-20мин); уроки физкультуры (не менее 3ч в неделю для всех классов); внеклассные формы спортивных занятий – работа спортсекций, групп коррекции опорно – двигательного аппарата, общешкольные соревнования, дни здоровья и т.п.; самостоятельные занятия физкультурой (1 класс – 10-15 мин; 2-4 классы – 15-20 мин).
С этой же целью в школьный компонент учебных планов (особенно для младших школьников) необходимо включать подвижные предметы(хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.)
Гигиенические требования к составлению расписания уроков.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5-м уроке у младших и на 6-м у старших работоспособность снижается на 50% по сравнению с первым уроком. Аналогичная динамика работоспособности наблюдается и в течение недели. Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности(нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года). В связи с этим на указанных этапах следует менять акценты, несколько снижая учебную нагрузку и увеличивая активный отдых.
Расписание уроков является одним из основных элементов учебного процесса. Правильно составленное расписание, прежде всего, учитывает особенности работоспособности организма школьника.
В детском, подростковом и юношеском возрасте происходят определенные временные изменения работоспособности. Дневная периодичность колебаний работоспособности детей находится в тесной связи с суточной периодикой физиологических функций. В нормальных условиях жизни суточный ритм физиологических функций достигает максимума днем и минимума – ночью. Динамика работоспособности в течение дня показывает 2 типа повышенной работоспособности, совпадающие по времени с периодами высокого уровня действия физиологических функций. Первый – 8 – 12 часов, второй – 16-18 часов. К 12 часам обычно отмечается падение работоспособности. Более того, работоспособность детей не
остается постоянной и в часы ее оптимального состояния, с 9 до 12 часов. Она претерпевает различные изменения даже в процессе проведения одного урока, так как организм ребенка включается в работу постепенно. Организация самоподготовки и приготовление домашних заданий в группах продленного дня должно быть приурочено к часам подъема работоспособности у учащихся. Время, отведенное на спортивный час, не заменяется никакими другими видами деятельности, даже в тех случаях, когда ему предшествует урок физической культуры.
Первый период, как только человек приступил к работе, называется фазой врабатывания. Работоспособность относительно невелика и постепенно повышается. У детей, по сравнению со взрослыми, фаза врабатывания несколько короче, что связано с более высокой возбудимостью детей и функциональной подвижностью нервной системы. Период врабатывания в 80% случаев у младших школьников длится от 2 до 7 минут. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне.
Через 20 минут работы она снижается. Вследствие этого, эффективно наиболее сложные элементы программы преподносить после 7 минут
занятия. Имеются данные, что средняя продолжительность активного внимания у младших школьников равна 15-17 минутам.
Вслед за фазой врабатывания следует фаза оптимальной устойчивой работоспособности. Затем работоспособность начинает снижаться. Резкое повышение количества отвлечений и возбуждение детей наблюдается после 20-25 минут. После чего возникает резкое снижение работоспособности. Последние 5-10 минут урока педагогически малопродуктивны. В ряде случаев, незадолго перед окончанием работы может наступить незначительно и кратковременное повышение работоспособности. Эта фаза получила название «конечного прорыва».
В первую очередь сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня содействует правильно составленное расписание уроков, при составлении которого можно выделить ряд основных принципов.
Первый принцип правильного составления расписания уроков – принцип учета динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета.
Второй принцип составления расписания уроков для младших школьников – «чередование предметов по сложности».
Третий принцип рационального составления расписания – «избегание сдвоенных уроков по одному предмету», так как сдвоенные уроки вызывают значительное утомление у детей.
Большое внимание следует уделять длительности и подвижности перемен, в период которых восстанавливаются функции корковых клеток и ускоряются восстановительные процессы. Поэтому перемены менее 10 минут
в школе не допускаются, так как времени для отдыха недостаточно.
При грамотном планировании учебного материала и учебной нагрузки особенно важно учитывать все названные факторы.
Вследствие неправильной организации учебного процесса мы получаем следующую статистику: с 2001 года у учащихся увеличилось число нарушений со стороны опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой и нервной систем; прибавились нарушения эндокринной системы, болезни органов пищеварения, тубинфицированность.
У детей до 14 лет среди заболеваний занимают:
1-е место – заболевания органов дыхания;
2-е место – инфекционные болезни;
3-е место – болезни нервной системы и органов чувств;
4-е место – заболевания органов желудочно – кишечного тракта.
Медики и гигиенисты все эти заболевания рассматривают как «школьно-зависимые».
По данным отечественных исследователей (Касаткина В.Н., Попов С.Н., Рогов Е.И.), к концу школьного периода обучения количество здоровых детей составляет не более 10 – 12%.
Многочисленные авторы: М.В.Антропова, Л.Ф.Бережков, Е.Л.Вишневецкая, С.М.Тромбах, А.И.Дикая, Н.М.Попова, Г.М.Сапожникова, И Г Скачков, В.А.Шишкина, М.М.Кондратьева, М.М.Безруких, В.И.Демин, Л.О.Наватикян, Л.И.Ковалева и другие, считают, что наиболее важным фактором, влияющем на учебную деятельность и умственную работоспособность учащихся, является здоровье, которое в свою очередь зависит от организации учебного процесса.
Следовательно можно выделить факторы, обеспечивающие здоровье:
1.Движение. 5.Увлечения.
2.Питание. 6.Позитивные эмоции.
3.Труд. 7.Среда жизни.
4.Общение.
Изучение специальной литературы [2, 8, 9,12, 14, 18] позволило вычленить составляющие здорового образа жизни младшего школьника. К ним относятся:
-рациональный режим труда и отдыха;
- плодотворный труд;
-рациональное питание;
-искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);
-состояние окружающей среды, ее экология;
-влияние наследственности, биоритмов на здоровье человека;
-оптимальный двигательный режим;
-закаливание как профилактика болезней и оздоровление организма;
-физическое воспитание как способ достижения гармонии человека;
-личная гигиена и режим дня.
Выводы по 1 главе:
Изучение и анализ современной педагогической и методической литературы по данной теме «Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир» показали, что современная школа в значительной мере определяет образ жизни ученика. Исходя из статистических данных, можно сделать вывод, что к концу обучения учащихся в школе практически здоровых детей не остается. Пределы компетентности педагогической деятельности в начальной школе влияют на возможности реализации составляющих развития здоровья. Вместе с тем именно школа может стать здоровьесберегающей средой жизни для младшего школьника.
В ходе изучения современной педагогической и методической литературы можно сделать вывод, что здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. Также выяснили, что здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Определили некоторые факторы, которые оказывают прямое влияние на здоровье учащихся – это «внутришкольные» факторы. Они классифицируются на факторы среды(освещенность, температурный режим, мебель и др.), учебно – организационные факторы(объем учебной нагрузки, расписание уроков и др.), психолого – педагогические факторы (психологический климат в классе, на уроке; стиль педагогического общения учителя с учащимися и др.).
Анализ современных научных трудов по педагогике здоровья показал, что под технологиями здоровьесберегающей педагогики понимают «совокупность приемов и методов организации учебно – воспитательного процесса, без ущерба для здоровья школьников и педагогов». Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – это обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно – гигиенические, медицинско – профилактические и педагогические технологии.
ГЛАВА 2.
Экспериментальная работа по формированию ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир».
2.1. Диагностика уровня здоровья учащихся 4 класса и внутришкольных факторов, влияющих на здоровье детей на констатирующем этапе исследования.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Было проведено исследование среди учащихся 4 класса МБОУ Добринский лицей Урюпинского района Волгоградской области. В ходе исследования были изучены медицинские карты учащихся. При их анализе было выявлено, что из 18 учащихся (6 девочек и 12 мальчиков) в возрасте 9 - 10 лет многие имеют различные заболевания: нарушение осанки – 21%, ФСШ – 28%, кифосколиоз – 14%, ожирение – 14%, уриоплазма – 7%, недостаточное питание – 7% и др. Здоровых детей всего 21%.
В результате анализа медицинских карт можно сделать вывод, что 79% учащихся имеют различные заболевания. Исходя из этих результатов, необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, расширять их кругозор в области формировании знаний о здоровом образе жизни.
Чтобы выяснить представления учащихся о здоровом образе жизни, предложили тест:
Тест – тренинг
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно
работать» (В.И.Ковалько).
1.Если утром вам надо встать пораньше, вы:
1.Заводите будильник.
2.Доверяете внутреннему голосу.
3.Полагаетесь на случай.
2. Проснувшись утром, вы:
1.Сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела.
2.Встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия.
3.Увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.
3.Из чего состоит ваш обычный завтрак?
1.Из кофе или чая с бутербродами.
2.Из мясного блюда и кофе или чая.
3.Вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять.
4.Чему вы обычно посвящаете свое свободное время?
1.Встречам с друзьями, общественной работе.
2.Хобби.
3.Домашним делам.
5.Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это:
1.Возможность встряхнуться и отвлечься от забот.
2.Потеря времени и денег.
3.Неизбежное зло.
6.Когда вы ложитесь спать?
1.Всегда примерно в одно и то же время.
2.По настроению.
3.По окончанию всех дел.
7.Какое место занимает спорт в вашей жизни?
1.Ограничиваетесь ролью болельщиков.
2.Делаете зарядку на свежем воздухе.
3.Находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.
8.За последние 14 дней вы хотя бы раз:
1.Танцевали.
2.Занимались физическим трудом или спортом.
3.Прошли пешком не менее 4км.
9.Как вы проводите летние каникулы? 1.Пассивно отдыхаете.
2.Физически трудитесь, например, в саду.
3.Гуляете и занимаетесь спортом.
Оценка результатов теста.
Надо найти в таблице оценку для каждого из ваших ответов и суммировать их.
Очки за ответы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 30 10 20 30 10 30 20 0 30
2 20 30 30 10 20 0 0 30 30
3 0 0 0 0 30 0 0 0 30
Интерпретация теста:
200 – 270 очков: у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей учебы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
130 – 200 очков: вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего
организма.
95 – 130 очков: вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
Менее 95 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие – то недомогания, особенно сердечно – сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и в учебе дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.
В результате тестирования получили следующие результаты (участвовало 18 человек): примерно 14 человек (80% ) набрали в результате тестирования до 130 баллов, т.е. представление о здоровом образе жизни у них низкое. Это позволяет нам сосредоточить внимание именно на формировании у младших школьников в процессе обучения по курсу «Окружающий мир» знаний и поведения, отвечающих здоровому образу жизни, как залогу укрепления здоровья.
Подобная ситуация диктует необходимость разработать систему уроков окружающего мира с использованием традиционных и информационно- коммуникационных технологий, способствующих здоровьесбережению учащихся.
Экспериментальные уроки по окружающему миру по теме «Здоровье и человек» проводились во 2 классе, на уроках присутствовали ученики в составе 18 человек.
Были разработаны и апробированы уроки окружающего мира во 2 классе по темам:
Здоровье – тоже красота.
Как сохранять и укреплять своё здоровье.
Режим дня.
Природа и здоровье человека.
Спорт и здоровье.
Основными формами организации внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» являются:
– индивидуальная работа. Что, в первую очередь, предполагает выполнение учениками исследовательской или творческой тематической работы, подготовку их к олимпиаде, участию в других конкурсах и состязаниях. Учитель осуществляет эту работу в форме консультаций, советов, оказание помощи в оформлении результатов наблюдений, опытнической работы, исследований. При этом учитель может расширять задания и усложнять методику их выполнения.
– групповая работа. Наиболее распространенной и традиционной является кружковая работа с группой учащихся, объединениях по интересам и существующая достаточно продолжительное время.
В условиях начальной школы типичными бывают кружки «Юный цветовод», «Юный аквариумист», «Юный зоолог», «Юный эколог», «Юный фитотерапевт», «Юный фитодизайнер», «Юный валеолог» и другие.
Кружковая работа отличается от массовой и индивидуальной внеклассной работы тем, что она проводится с относительно постоянным составом учеников. В структуре занятий бывает достаточно экскурсий, праздников, состязаний. Это обеспечивает подготовку учеников к жизни в обществе, умению строить отношения на понимании, преемственности и дружелюбии. Возрастные особенности учеников начальных классов наиболее располагает к организации в школе именно кружковой формы внеклассной работы, когда отдельно, одному ученику не совсем комфортно заниматься исследованием обозначенных проблем и к тому же скорость познания у учащихся младших классов протекает гораздо быстрее в условиях коллективной, а не индивидуальной формы работы.
Массовая форма организации внеклассной работы предполагает проведение тематических праздников, состязаний, игр, трудовых десантов, экологических акций и др. Ученики объединяются в творческие группы для выполнения кратковременных заданий. Характерной особенностью массовой формы является ее общественная направленность. Ученики выполняют полезную для школы, отдельного класса, работу, например, посадку растений, уборку территории пришкольного участка, очистку снега и развешивание кормушек для птиц, сбор семян диких растений, например, в рамках работы школьного лесничества, сбор лекарственных растений для аптеки и другие виды работ.
Все формы внеклассной работы взаимосвязаны между собой и имеют место в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Результаты внеклассной работы используются в урочной форме обучения, и становятся достоянием всех учащихся.
Ценным в организации внеклассной работы представляется, если идеи, имевшие место на уроках находят свое развитие и обогащение в содержании внеклассной работы. Ее результативность становится более действенной.
Эти подходы к определению роли внеклассной работы позволяет использовать ее возможности, в том числе в целях ориентации учеников на здоровый образ жизни, формирование у них культуры здоровья, понимания ценности здоровья и умений по его обеспечению.
На этапе формирующего эксперимента провели внеклассные мероприятия:
Здоровье – богатство во все времена
(общешкольное внеклассное мероприятие)
Друзья здоровья (театрализованный вечер)
Путешествие на поезде здоровья
Внеклассное мероприятие на тему: «Чистота – залог здоровья»
Веселые старты
(для учащихся начальной школы)
Внеклассное занятие «В гостях у Мойдодыра»
Очень важно и ценно то, что учебные материалы обозначенной темы, требования учебной программы и внеклассная работа ориентируют учителя на решение задач охраны и развития здоровья учащихся.
Однако, анализ образовательных стандартов, учебников и школьной практики показывает, что в курсе «Окружающий мир» тема «Человек и его здоровье» занимает весьма скромное место и нуждается в специальной поддержке. Эта поддержка может быть связана с более полной реализацией системного подхода в образовании. Можно выделить несколько направлений:
- углубление связи курса «Окружающий мир» с другими общеобразовательными предметами федерального компонента учебного плана, и прежде всего с курсом «Физическая культура». Такая интеграция позволит активизировать предметные знания учащихся для оценки конкретных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, определить способы выхода из них;
- более эффективного использования регионального компонента;
- дополнение содержания основного естественнонаучного образования школьным компонентом в виде факультативных занятий, поддерживающих курсов с направленностью на формирование здорового образа жизни, внеклассных мероприятий.
2.2. Формирование ЗОЖ младших школьников в процессе освоения курса «Окружающий мир».
В процессе освоения курса «Окружающий мир» на тему «Человек и здоровье» отводится очень мало времени, поэтому, учитывая социальную и личностную значимость формирования мотивов здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточную разработанность проблемы в отношении сохранения и укрепления здоровья учащихся необходимо внедрить на базе МБОУ Добринский лицей в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, а также комплексную программу «Здоровый ребенок – здоровая нация» по формированию здорового образа жизни у учащихся младших классов. В основе этой программы лежит идея личностно – ориентированного подхода. Она выражается в повышении качества успеваемости младших школьников, обеспечивается комфортность участия учеников в учебном процессе, создаются адаптивные условия для любого ученика, независимо от его индивидуальных особенностей и способностей.
I. Актуальность данной программы.
В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей.На состояние здоровья подрастающего поколения влияет целый ряд причин: снижение уровня жизни в целом по стране, ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи. Нарушение здоровья детей негативно сказывается на их способностях к освоению программ общего образования. Сама система образования в настоящий момент рассматривается как фактор, негативно влияющий на здоровье обучающихся. Вопросы охраны и укрепления здоровья на протяжении последнего десятилетия не оставались без внимания со стороны государства. В Федеральном законе «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования» среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Кроме того, среди основных направлений национального проекта «Здоровье» в 2009–2012 годах стало профилирующим формирование здорового образа жизни. Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся должна рассматриваться как условие национальной безопасности и развития российского общества в XXI веке. В сложившейся ситуации проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики. Доказано, что здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 20% - от природного окружения, на 7-10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни человека (Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицын и др.) Наиболее полно взаимосвязь здоровья и образа жизни выражена в понятии «здоровый образ жизни». В традициях российской педагогики забота о здоровье детей всегда была в центре внимания исследователей. Однако в теории воспитания акцент ставился преимущественно на сохранении и формировании физического здоровья через пропаганду здорового образа жизни. При этом личностный и мотивационный компоненты формирования мотивов здорового образа жизни были разработаны недостаточно. Новые возможности и перспективы в воспитании здорового образа жизни у детей появились с развитием концепции личностно-ориентированного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Т.В. Машарова, И.С. Якиманская и др.). Анализ современных исследований в области социологии, психологии, медицины показывает наличие предпосылок формирования здорового образа жизни школьников: - понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами; - необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников; - недостаточность раскрытия путей включения детей в процесс овладения основами здорового образа жизни, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни; - реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка.
Анализ педагогической литературы по проблеме (М.М. Борисов, Ю.В Валентик, М.Я. Виленский, А.В. Мартыненко и др.) показывает, что именно в среднем и младшем школьном возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной со здоровым образом жизни, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, то есть существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в области здорового образа жизни (М.М. Борисов, М.Я. Виленский и др.). Следовательно, этот возраст является переломным в формировании иерархии мотивов (А.Н. Леонтьев). Сегодня в практике школ реализуются образовательные, образовательно-оздоровительные программы, информацией о здоровом образе жизни дополняется содержательная часть уроков физической культуры, естественных предметов. Однако эти программы чаще носят односторонний характер, недостаточно учитывая личностные аспекты формирования здорового образа жизни конкретного учащегося.
Таким образом, социальная и личностная значимость формирования мотивов здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточная разработанность проблемы в отношении воспитания детей послужили основой для создания модели данной программы, направленной на формирование мотивов здорового образа жизни у детей.
II. Цели и задачи
Цель:
Сформировать не только социально активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и человека с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни, который умел бы адаптироваться в любой социальной среде.Создание «Школы – территории здоровья» как условие формирования мотивов здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста. Задачи:
1. Сформировать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, сознательную потребность к его укреплению и сохранению, стремление вести здоровый образ жизни, включив в учебный план факультативы и кружки, позволяющие целенаправленно готовить к этому;
2. Сформировать у школьников мировоззренческие взгляды на здоровый образ жизни в сочетании с накоплением у них практического опыта самосовершенствования, самопознания в контексте физического, психического и нравственного воспитания;
3. Создать благоприятные условия для самосовершенствования и самопознания обучающихся;
4. Создать оптимальные гигиенические и экологические условия для образовательного процесса;
5. Организовать образовательный процесс так, чтобы избежать формирования у обучающихся и педагогов переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.;
6. Обеспечить школьников горячим питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
7. Организовать работу с родителями обучающихся, направленную на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.ІІІ. Концептуальные основы
Еще в работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского была охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни, и, если ранее, приобщение детей к здоровому образу жизни происходило в контексте физического (Л.П. Гуреев, В.М. Качашкин, А.П. Матвеев, СБ. Мельников, Г.И. Погадаев и др.), гигиенического (В.В. Стан, Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня-Семенова и др.), нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.А. Каиров, О.Д. Калинина, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.), то в последние годы вопросы охраны здоровья человека рассматриваются в концепции воспитания экологической культуры личности, разработанной в лаборатории экологической культуры Института семьи и воспитания (Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова и др.), а также в контексте педагогической валеологии (Г.А. Апанасенко, Г.К. Зайцев, М.Л. Лазарев, Л.Г. Татарникова, Б.Н. Чумаков и др), на основе концепции личностно-ориентированного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Т.В. Машарова, И.С. Якиманская и др.). Выше названные концепции стали основой разработанной модели данной программы по формированию здорового образа у учащихся младшего школьного возраста. 1V. Основные направления реализации задач
Включение обучающихся в активную урочную и внеурочную деятельность.
Реализация программы по факультативу «Здоровый ребенок» для учащихся 1-4 классов.
Реализация программы кружка «Юный эколог» для учащихся 1-4 классов.
Реализация курса ОБЖ, изучение ПДД.
Просветительская работа с родителями.
Обеспечение здорового питания.
Использование инноваций
Отслеживание результатов с использованием разнообразных диагностик и анкетирований.
Все это можно представить наглядно, в виде данной схемы:
3 класс
1 класс
2 класс
4 класс
Программа
«Здоровый ребенок – здоровая нация»
3 класс
1 класс
2 класс
4 класс
Программа
«Здоровый ребенок – здоровая нация»
160020073660Мониторинги, диагностики, анкетирования
00Мониторинги, диагностики, анкетирования
4457700367030Кружок «Юный эколог»
00Кружок «Юный эколог»
-114300367030Факультатив «Азбука здоровья»
00Факультатив «Азбука здоровья»
217170028575Урочная и внеурочная деятельность и дополнительное образование
00Урочная и внеурочная деятельность и дополнительное образование
1143001370330Здоровое питание
00Здоровое питание
44577001370330Физкультура и спорт
00Физкультура и спорт
4457700341630Двигательная активность на уроках и переменах
переменах00Двигательная активность на уроках и переменах
переменах0341630ОБЖ, ПДД
00ОБЖ, ПДД
22860001722120Просветитель-ская работа с родителями
00Просветитель-ская работа с родителями
2286000579120Социально-педагогическая поддержка
00Социально-педагогическая поддержка
V. Научная новизна программы
1. Разработанная модель формирования мотивов ЗОЖ у обучающихся, синтезирует основополагающие принципы их развития в педагогике и смежных с нею науках, базируется на идее актуализации здоровья в сознании ребенка и продуцирует установку на личную ответственность в соблюдении норм и правил культуры здоровья. 2. Обоснована необходимость включения в школьную образовательную программу специальных знаний, расширяющих представления у обучающихся о сущности здорового образа жизни и значимости его формирования. 3. Раскрыты способы совместной деятельности педагогов и обучающихся по формированию у них положительной мотивации здорового образа жизни.
VI. Практическая значимость программы
- разработаны и апробированы программы факультативов и кружков по формированию здорового образа жизни для учащихся начальной школы: «Здоровый ребенок», «Юный эколог», «Азбука здоровья»,«Я здоровье берегу–сам себе я помогу»; - разработаны дидактические пособия для внеклассных занятий, уроков здоровья, творческих заданий и т.д.;
- разработаны проекты «Мой портфель», «Лекарственные растения Волгоградской области». VII. Результативность программы выражается:
в создании и использовании программ, способствующих формированию у обучающихся мотивов здорового образа жизни;
в использовании таких инноваций, как здоровьесберегающие технологии, кейс-стади (обучение с использованием конкретных ситуаций), тренинговые технологии, Интернет-технологии, ИКТ, компьютерные обучающие программы, метод проектов и др.;
в достижениях педагогического и ученического коллективов.
VІІІ. Исследование эффективности программы
Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности лицея;
Медицинские осмотры, диагностики уровня заболеваемости;
Проведение диагностики динамики состояния здоровья обучающихсяПсихологическое тестирование (межличностные отношения, ценностные ориентации, изучение уровня мотивации ЗОЖ, формирование качеств личности, изучение уровня физической подготовки);
Анкетирование, социологические опросы (изучение интересов, склонностей обучающихся, запросов семьи).
Педагогическое наблюдение (на уроках, на кружковых занятиях, в классах, во внешкольных программах).
Индивидуальные беседы (с обучающимися, родителями, педагогами лицея, социальным педагогом о проблемах отдельных детей).
Модель формирования мотивов здорового образа жизни.Мотивы здорового образа жизни
Целевой компонент
Ценностный компонент
Деятельностный компонент
Инновационный компонент
Личностно-ориентированный компонент
Когнитивный компонент
Результативный компонент
Мотивы здорового образа жизни
Целевой компонент
Ценностный компонент
Деятельностный компонент
Инновационный компонент
Личностно-ориентированный компонент
Когнитивный компонент
Результативный компонент
Критерии оценки сформированности мотивов здорового образа жизни
1. Результаты проведенных мониторингов, диагностик и анкетирований;
2.Желание обучающихся заниматься физкультурой и спортом;
3.Активность и заинтересованность обучающихся в участии в мероприятиях, связанных с темами здоровьесбережения, и здорового образа жизни; 4.Активность и результативность участия в акциях, марафонах, конкурсах, соревнованиях и т.д., посвященных темам ЗОЖ и здоровья.
5.Отсутствие правонарушений и преступлений, отсутствие обучающихся на учете в детской комнате милиции;
6.Психологический климат в лицее;
7.Эмоциональное состояние и вид обучающихся после уроков;
8.Характер взаимоотношений обучающихся с учителями и друг с другом;
9.Отношение к лицею большинства родителей.
Критерии формирования здоровья
197167552705Соблюдение режима дня и питания
00Соблюдение режима дня и питания
38862053975Полезные привычки
00Полезные привычки
375285082550Двигательная активность
00Двигательная активность
35052002940050027336759398000Здоровье
Соматическое
Психическое
Физическое
Нравственное
Отношение личности к себе
Здоровье
Соматическое
Психическое
Физическое
Нравственное
Отношение личности к себе
План
организации работы по здоровьесберегающим технологиям и формированию мотивов ЗОЖ
№п/п Проводимая работа Сроки выполнения
1 Составление расписания, в соответствии с требованиями СанПиНов сентябрь
2 Выбор учебных программ, учебных технологий, оптимальных с точки зрения влияния на здоровье обучающихся сентябрь
3 Разработка факультативов и кружков по вопросам здоровья и ЗОЖ август
4 Формирование благоприятного психологического климата в классах В течение учебного года
5 Проведение зарядки, физкультминуток, физкультпауз (включение их в план урока), динамических перемен Ежедневно в течение учебного года
6 Привлечение родительского актива к организации профилактической работы, занятий физкультурой и спортом с обучающимисяВ течение учебного года
7 Организация рациональной работы лицейской столовой В течение учебного года
8 Разработка меню, в соответствии с требованиями по калорийности продуктов В течение учебного года
9 Проведение работы в урочное и внеурочное время по коррекции осанки и зрения В течение учебного года
10 Разработка плана по профилактике преступлений, правонарушений, вредных привычек. сентябрь
11 Разработка плана непрерывного образования обучающихся по вопросам здоровья и здорового образа жизни сентябрь
12 Разработка плана мероприятий, конкурсов и т.п., посвященных ЗОЖ сентябрь
13 Разработка плана по профилактике ДДТТ сентябрь
14 Организация работы с родителями по вопросам детского здоровья В течение учебного года
15 Использование инновационных технологий: компьютерных обучающих программ, кейс-стади, деловых игр, психодиагностик, Интернет-технологий, ИКТ В течение учебного года
16 Проведение мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности лицея май
17 Проведение диагностик, анкетирований обучающихся В течение учебного года
План
занятий для родителей
Сроки проведения Тема занятия
Октябрь Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей
Декабрь Психологические особенности внутрисемейных отношений. Воспитание неприязни к алкоголю, табакокурению, наркотикам
Февраль Профилактика и предупреждение «школьных» болезней
Апрель В здоровом теле – здоровый дух. О правилах закаливания, питания, режима дня школьников.
Помимо комплексной программы «Здоровый ребенок – здоровая нация» для учащихся начальной школы была разработана программа факультатива «Азбука здоровья». Задачами данной программы являются:
1.Сформировать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, сознательную потребность к его укреплению и сохранению, стремление вести здоровый образ жизни.
2. Сформировать у школьников мировоззренческие взгляды на здоровый образ жизни в сочетании с накоплением у них практического опыта самосовершенствования, самопознания в контексте физического, психического и нравственного воспитания.
3.Создать оптимальные гигиенические и экологические условия для образовательного процесса.
4.Развивать в детях умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее.
Затем стали увеличивать двигательную активность учащихся на уроках. Включили в учебный процесс следующие технологии: утренняя гимнастика; тематические физкультминутки на уроках; пальчиковая, дыхательная гимнастики; подвижные игры и др.
Стали проводить больше занятий на свежем воздухе, так как это повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т. д.
Большие возможности нам открывала внеклассная форма обучения, в том числе в системе учебного предмета «Окружающий мир». Среди учащихся 4 класса был организован кружок «Юный эколог», была разработана программа кружка. Дети с большой активностью участвовали во всех акциях и мероприятиях: исследовали какую пользу приносят комнатные растения для организма человека, организовали фитоуголок, где появились такие растения, как алоэ, пеларгония (герань), лимон, апельсин и др. Эти растения считаются хорошими «чистильщиками» воздуха, например, запах цитрусовых повышает работоспособность, улучшает память, способствует концентрации внимания, защищает от стрессов. При создании фитодизайна учащиеся учитывали, что среди комнатных растений есть такие, которые могут вызвать различные заболевания, например, олеандр, катарантус и др.
137160018478500
В кабинете оборудовали спортивный миникомплекс, появилась дополнительная возможность проводить различные гимнастические упражнения. В течение учебного года классные руководители начальных классов, учащиеся с 1 по 4 классы принимают активное участие в подготовке и в проведении недель здоровья. Проводятся классные часы и внеклассные мероприятия, направленные на формирование у учащихся знаний и навыков о здоровом образе жизни. Эти мероприятия учителя проводят в нетрадиционной форме: игровые формы, викторины, путешествия по станциям, КВН и др. Например, в 4 классе проводились такие мероприятия как «Доктор Айболит», «Чистота рук – залог здоровья», «Путешествие по станциям здоровья», «Друзья Мойдодыра», антитабачная викторина и др.
Учащиеся 4 класса под руководством учителя работали над проектом «Лекарственные растения Волгоградской области», где собирали и обрабатывали данные о лекарственных растениях, анализировали их, проявляли творческую фантазию при создании иллюстративного материала. Все эти виды деятельности имеют очень важную цель: формирование эмоционально – личностного и ценностного отношения к здоровью и среде жизни, а также формирование потребности и навыков здоровьесберегающего поведения.
После третьего урока, в середине учебного дня, в расписание включен динамический час. Он проводится на свежем воздухе, в форме игры и в движении. Здесь ученики перетягивают канат, играют в снежки, упражняются в координации и прыжках.
На уроках предусмотрены динамические минутки, они проводятся по специальным методикам.
Несколько раз за урок проводятся физкультминутки.
С целью расслабления проводятся релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность.
Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда учитель похлопывает какой – либо ритм, дети повторяют его.
Для развития артикуляционного аппарата выполняются специальные упражнения для губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает расслабиться и отдохнуть дыхательная гимнастика.
В информационном модуле кабинета созданы стенды и витрины с иллюстративно – инструктивными материалами, объясняющими вред курения, алкоголя, наркотиков для организма человека и др.
Ведется работа в информационно – профилактическом направлении. Это и встречи с медицинскими работниками лицея, психологом, классные часы «Путешествие в страну дорожных знаков», «О пользе движения», беседы о закаливании, режиме дня и др. На таких встречах с детьми необходимо отойти от формата лекции или беседы, а стремиться вовлечь слушателей в диалог, включить их в обсуждение поставленных вопросов. Лишь чувствуя значимость своего мнения, ребенок может нести ответственность за принимаемые им в будущем решения.
Проводятся рейды чистоты, где сами учащиеся (ответственные) проверяют внешний вид, чистоту кабинета.
Каждый ребенок занят в какой – либо спортивной секции (2 раза в неделю).
Ежемесячно проводится «День здоровья», в начале учебного года и в конце проводятся соревнование «Безопасное колесо».
Каждая перемена проходит как «живая» перемена (проводятся различные игры).
В классе ведется дневник наблюдения за самочувствием и степенью учебного интереса учащихся, в нем фиксируются пропуски занятий по болезни и др. Учащиеся ведут свои дневники здоровья, где есть такие странички, как «Мои общефизические показатели», «Мое настроение на каждый день», «Мои привычки», «Мои отношения с друзьями», «Мои интересы», «Мои мечты».
2.3.Анализ результатов опытно – педагогической работы.
Эксперимент по внедрению здоровьесберегающей педагогической технологии по курсу «Окружающий мир» дал положительные результаты. Успех данной технологии был обеспечен созданием условий для саморазвития ученика как субъекта личности и как индивидуальности. Созданная здоровьесберегающая технология и реализация ее во всех формах и видах деятельности лицея обеспечивает позитивный результат. Он отмечен в снижении болезненных состояний детей (т.е. дети стали меньше пропускать школу по болезни на 14%), повысились успехи детей в учебе, повысилась их познавательная активность, комфортность атмосферы обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов: Законе РФ «Об образовании» (ст.2, ст.51), Законе «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (ст.28), программе развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы. Проведенный анализ содержания учебных предметов позволил определить, что в структуре школьного компонента образования курс «Окружающий мир» может выступать реальным условияем улучшения работы начальной школы в решении проблемы по формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Проведена диагностика состояния здоровья и образа жизни учащихся 4 класса, которая предопределила необходимость целенаправленной педагогической работы по курсу «Окружающий мир», обеспечивающей формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Анализ образовательных стандартов, программы, учебников по курсу «Окружающий мир» и результаты проведённой диагностики определили необходимость разработки здоровьесберегающей технологии по курсу «Окружающий мир», направленной на укрепление и формирование знаний о здоровом образе жизни.
Разработана и апробирована на практике здоровьесберегающая педагогическая технология, в которую входят не только уроки по здоровьесбережению учащихся, но и внеклассная и внешкольная работа по курсу «Окружающий мир» по укреплению и формированию здорового образа жизни учащихся.
Применение традиционных форм, методов и средств обучения в начальной школе, включение информационно - коммуникационных технологий, а также внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» в начальных классах выступает как образовательно-развивающая технология здоровьесбережения младших школьников.
Решение поставленных задач привело к реализации основной цели исследования: определено содержание, формы, структура образовательного процесса по курсу «Окружающий мир», обеспечивающие формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
По результатам исследования сформулированы методические рекомендации:
1) проводить мониторинг состояния, содержания помещений школы;
2) рационально чередовать учебную и не учебную деятельность школьников;
3) включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок;
4) предоставлять ребенку большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов решения поставленных задач;
5) обогащать опыт ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности;
6) систематически включать в образовательный процесс по предмету занятия, направленные на формирование потребности в здоровом образе жизни.
Библиография
Амосов Н.М., Бендет Я.А. Здоровье человека./М.Н.Амосов, Я.А.Бендет/ М., Просвещение,1984 – 95с.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т.7.№2. с.21 – 28.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П.Беспалько/ М., 2008- 112с.
Волкова С.С. Как воспитать здорового ребенка./ С.С Волкова/ Киев: Высшая школа, 2001-75с.
Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И. Сберегающие здоровье технологии в образовании: Опыт Иркутской области/ Е.Н.Дзятковская, Л.И.Колесникова // Здоровье человека: Материалы Международного конгресса валеологов / Иркутск, 2003 – 123с.
Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников / Е.В.Ишухина / - М.: Педагогика, 2002-265с.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В.Карасева // Начальная школа, №11, 2005. с.32-33.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Начальная школа.-2002, №4-с.3-8.
Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н.Кардашенко./ М.: Просвещение, 1986-87с.
Кучменко Н.А., Коваленко Ж.В. Технологии здоровьесбережения учащихся в начальной школе: Учебно – методическое пособие.-Борисоглебск, 2007 – 184с.
«Неделя науки-2010» Материалы научной конференции преподавателей и студентов. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2010. – 252с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья 1-4 класс. / Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина / М.: ВАКО, 2004-170с.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.в.Сократова ./ М.: ТЦ Сфера, 2005 - 98с.
Товпинец И.П. Урок здоровья / И.П.Товпинец// Начальная школа, №6, 2010. с.48-49.
Шклярова О.А., Козупица Г.С. Культура здоровья в содержании общего образования/ О.А.Шклярова, Г.С.Козупица // Здоровье человека: Материалы 111 Международного конгресса валеологов /Под ред. проф. В.В.Колбанова. СПб, 2002-154с.
Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996 - 143с.