Статья Организация работы с текстом на занятиях филологического профиля
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА
НА ЗАНЯТИЯХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Баранова Наталья Евгеньевна
преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
КГАПОУ «Пермский торгово-технологический колледж» г. Перми
В настоящее время в целях оптимизации процесса усвоения студентами колледжа необходимых знаний в области языка и культуры речи, овладения программным материалом, формирования общих компетенций большое значение придаётся работе с текстом. Для успешной организации педагогической технологии формирования оптимальной работы с текстом необходимо продумать и чётко организовать работу с текстовым материалом.
Существуют различные виды работы с текстом, рассмотрим формы и методы работы с тексом, применяемые в своей педагогической практике.
Работа в группах.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Преимущества группового обучения: свобода и активность, оригинальность и творческий подход, самостоятельность, критическое мышление, общение и совместная работа, действия соответственно ситуации, жизненные задачи, оценка своей работы и других. Групповая текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Организация работы в группе требует большой подготовки учителя: продумать разделение студентов на группы, подобрать каждой группе задания, обдумать оценивание участников. Студенты, работая группами: составляют план произведения, выделяют тезисы, подбирают цитаты для аргументов, читают по ролям, анализируют эпизоды, читают отрывки и отвечает на вопросы по ним. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа подбирает слова для описания героев, другая – для изображения места действия. Всё это даёт самое главное - внимательное отношение к тексту, необходимость вдумываться в изучаемое произведение, а значит, осуществляется формирование текстовой компетенции.
Ситуативные упражнения.
Ситуативные задания ставят студентов в определённые речевые условия, стимулируют их языковую работу предлагаемой ситуацией.
Преимущества ситуативных упражнений: повышение практической направленности занятий, подготовка к эффективному речевому общению. Ситуативная текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Задания к ситуативному упражнению содержит перечень основных условий, от которых зависит характер высказывания, включая наиболее значимые из них – цель общения и адресат речи.
Такие упражнения служат для совершенствования языковой, текстовой и культурологической компетенции учащихся.
Коммуникативно-дидактические упражнения
Они содействуют развитию устной речи, формированию практических навыков и внимательного отношения к тексту.
Преимущества коммуникативно-дидактических упражнений: активизируют интеллектуальную и речевую студентов. Коммуникативно-дидактическая текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Эти упражнения подразумевают редактирование готового текста с целью выявления и устранения ошибок.
Пример коммуникативно-дидактических упражнений:
«Диктор» - прочитайте текст орфоэпически правильно.
«Редактор»- исправьте речевые ошибки в тексте.
«Переводчик» - замените иноязычное слово русским.
Безусловно, эта форма организации речевой деятельности способствует развитию языковой компетенции.
«Ваше мнение»
Это групповая деятельность организованная учителем для высказывания участников по теме обсуждаемого текста.
Преимущества «Вашего мнения»: самостоятельность суждения, формирование умения аргументировать свою точку зрения. Данная текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Данный вид работы целесообразно проводить после прочтения всего текста, чтобы сосредоточить внимание учащихся на ключевых моментах, если текст сложен для понимания. В результате такой работы получается тезисный план изучаемого текста, в котором отражена проблематика произведения и авторская позиция.
Дидактическая игра «Собери пазлы»
Игра направлена на овладение основными понятиями и категориями текста.
Преимущества «Собери пазлы»: студентам интересно, все вовлечены в деятельность, вдумчивая работа с текстом. Данная текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Игра может иметь несколько вариантов:
составить логически и по смыслу текст, опираясь на карточки, в которых представлены фрагменты разных текстов;
собрать текст по образцу - список микротем по порядку; даны и другие карточки с разбросанными фрагментами текста, на основе которых необходимо составить связный текст по заданному образцу;
найти соответствие между микротемой и фрагментами текста, которые представлены на разных карточках;
составить текст из предложений, расположенных в неупорядоченном состоянии.
Данный вид работы устремлен на усвоение основных понятий и категорий текста: смысловая целостность, делимость на смысловые части, композиционное и стилевое единство. Безусловно, это невозможно без внимательного изучения текста и вдумчивой работы с ним.
Таким образом, правильно организованная работа с текстом помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное – способствует формированию общих компетенций, языкового чутья и грамотной речи.
Литература:
Инфантова Г. Г. Реализация категории связности в устном тексте//Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001.
Мухина О. Д. Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст : дис. канд. пед. наук.- Рязань, 2005.
Петровская А. Ю. Формирование речемыслительной культуры младших школьников на базе алгоритмов текстовых действий, автореф. дис. канд. пед. наук.- Майкоп, 2007.151
Савенков А. И.: Методика исследовательского обучения младшего школьника. Издательство «Учебная литература», Дом «Фёдоров», 2008.
Шуваева А. В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом : на материале 2 класса : дис. канд. пед. наук,- Рязань, 2002.
ђЗаголовок 115