Урок литературного чтения для 4 класса «Слушание» Стихи о родной природе. Муса Гали «Земные краски»
Валикова Валентина Петровна
учитель 1а класса МБОУ «СОШ №5 г. Курчатова
Урок 4 : «Стихи о родной природе». Муса Гали «Земные краски»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения слушать, слышать и запоминать художественное слово, чувствовать красоту родной природы; воспитывать у детей потребность в чтении книг.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к обучающемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;Метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные – знакомятся с произведением: определяют тему, жанр, выделяют фамилию автора, заголовок; коммуникативные – оформляют диалогистическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;Предметные: научатся определять и называть жанр и тему изучаемого произведения, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях , о природе, о животных); получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Сценарий урока
I.Организационный момент. Введение в тему урока.
Работа с изученными произведениями и иллюстрациями к сказке В. Белова «Родничок».
1)Мотивация к деятельности
Игра «Чье это прозвище?».
На доске картинки. Я читаю прозвища: кумушка, сестричка (лиса); пискун (комар); цокотуха, горюха (муха); попрыгуха, поскакуха (блоха); бирюк, из-за кустов хватыш, «зубами щелк» (волк); толстопятый, косолапый, «давай реветь», всем пригнетыш (медведь); норушка (мышка); квакушка (лягушка); поплутайка, побе гайка, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц); серый лоб (кот).Узнайте животных по их прозвищам.
Где их так называют? (В сказках.)
Какие сказки вы знаете?
Какие герои лишние для сказки М. Михайлова «Лесные хоромы»
Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Игра «Чей это голос?».
Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
голосок тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);
голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);
голосок писклявый, звенящий (комар);
голос жужжащий, надоедливый (муха);
голос громкий, квакающий (лягушка);
голосок пищащий, негромкий, немного испуганный (мышка).
(Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, проявляют доверие к одноклассникам в деятельности.)
-Кто лишний?
Работа на доске (индивидуально)
Задание(Выбрать из предложенных моделей обложку книжки «Лесные хоромы» М. Михайлова, написать схематический план)
(УУД: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); 2) М К О С П
Пересказ по схематическому плану.
-Понравилась вам сказка?
-Почему она вызывает печаль?
II. Работа по теме урока
1.Слушание стихотворения М. Гали «Земные краски», беседа после чтения.
-Удивительное стихотворение! А вам оно понравилось? ( Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания)
-Чем? Какие чувства, эмоции вы испытали при слушании?
- Какие картины природы вам представились?
-О каком времени года это стихотворение?
-Как вы думаете, как оно называется? ( Познавательные УУД: высказывать предположения.)
Написал его башкирский писатель и поэт Муса Гали. (Об авторе)
2. Моделирование обложки.
- Кто написал это стихотворение?
-В какой части листа вы «запишите» фамилию автора? Нарисуйте красную рамочку.
-Как называется стихотворение? В какой части листа «запишите» заголовок произведения? Замените заголовок синей рамочкой.
-Определите жанр произведения. Какой фигурой-заместителем» обозначим стихотворение? В какой части листа?
3. Повторное слушание стихотворения
(Чтение стихотворения по ролям)
- О чем это стихотворение? Каким цветом обозначается тема природы?
«Прочитайте» обложку книги. (Познавательные – знакомятся с произведением: определяют тему, жанр, выделяют фамилию автора, заголовок)
-С кем разговаривает поэт? Кого благодарят растения? Почему?
4. Работа в парах
Задание (Написать схематический план)
Б С Ц5.Работа по учебнику с иллюстрацией.
-Удалось ли художнику передать то, что сказал поэт своим стихотворением?
Упражнение в чтении.
-Прочитайте слова и предложения в учебнике.
Физкультминутка
Теперь, ребята, встать, руки медленно поднять,
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серенький волчишка,
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся – ежик сладко потянулся.
6. Выполнение заданий в тетради.
а) Задание 1.
- Обложки каких книг вы видите?
- О чем они?
- Можем мы узнать о жанре этих произведений? А о теме?
- Закрасьте.
б) Задание 2.
-Что нарисовано?
- Почему нарисованы эти растения?
(Раскрасить, кто может , соединить слова с рисунками)( Коммуникативные УУД: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят информацию, необходимую для ее решения.)
в) Разучивание последней строфы наизусть.
III. Итог урока
- С каким произведением вы познакомились?
- Назови фамилию автора?
- Что пытался донести до нас автор?
-Так почему же Муса Гали называет природу Художницей?( Познавательные УУД: высказывать предположения.)
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
IV. Книжная полка
Рассмотрите обложки книжек на странице 15.
- Какие книжки вам знакомы?
- Как можно узнать о чем они?
Выставка книг
- Какую книгу вы выбрали?
-Как вы узнали о чем она?
- Назовите ее тему. (Коммуникативные – оформляют диалогистическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;)
V. Рефлексия
- Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Я научился …
Я узнал на уроке…
Мне было трудно, когда…
Мне было интересно…
(Показать на шкале)