Презентация Совершенствование регулятивных и коммуникативных УУД у учащихся 5 классов на примере межпредметного цикла уроков


Совершенствование регулятивных и коммуникативных УУД у учащихся 5-ых классов на примере межпредметного цикла уроков (2-я четверть) Состав проектной командыАсинавичене Римма Алексеевна, учитель биологии МОУ СОШ №19Елфутина Дарья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №19Кузнецова Марина Петровна, учитель английского языка МОУ СОШ №19Маленко Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5Накрайникова Нина Николаевна, учитель географии, директор МОУ СОШ №19Новикова Ольга Григорьевна, учитель английского языка МОУ СОШ №19Родионов Георгий Васильевич, учитель информатики МОУ СОШ №19Смородникова Екатерина Михайловна, учитель технологии МОУ СОШ №19Щеглов Сергей Александрович, учитель физкультуры МОУ СОШ №19 Рефлексивные Имитационно-ролевые Коммуникативные Проблемно-поисковые «Матрешка» развивающих технологий (технологические комплексы) В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом 2-ого поколения выпускники начальной школы, при переходе на среднюю ступень обучения, должны приобрести следующие первичные знания и навыки:Первичные знания о самоконтроле, самоорганизации и самооценке.Первичные навыки сотрудничества при работе в парах и рабочих группах.УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Основные цели циклаУметь применять навыки самоконтроля, самоорганизации и самооценки в различных учебных ситуациях;Развивать навыки сотрудничества в парах и рабочих группах. Личностные УУД- Положительное относиться к учению, познавательной деятельности;- Желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать уже имеющиеся;- Развивать навыки самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности. Познавательные УУД- Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;- Уметь добывать информацию из различных источников, обрабатывать и систематизировать ее;- Знать различные способы решения поставленных познавательных задач и ориентироваться в них, уметь выбирать наиболее эффективный;- Уметь контролировать процесс и результат деятельности;- Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем различного характера;- Уметь осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД- Уметь ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;- Уметь адекватно воспринимать предложения учителей и одноклассников по исправлению допущенных ошибок;- Уметь устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные УУД - Уметь осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретной учебно-познавательной задачи. Цикл уроковУрок открытия нового знания (биология)Урок отработки умений и рефлексии (русский язык)Урок-исследование (литература)Урок развивающего контроля (английский язык) Открытие нового знания(биология)Проблемное изложение и частично-поисковый метод, рефлексия организации собственной деятельности Применение знания для решения типовых задач.Рефлексия способа решения (действия)(русский язык)Репродуктивный метод, проблемное изложение, рефлексия организации собственной деятельностиПеренос нового способа действия на нестандартные «открытые» ситуации(литература)Методы: жужжащие группы, дискуссия, публичные выступления и проекты, рефлексия организации собственной деятельности.Развивающий контроль(английский язык)Рефлексия самоизменений и определение ЗБР, жужжащие группы, тренинги навыков, рефлексия организации собственной деятельности1234Цикл деятельности по освоению фрагмента содержания и развитию уч-ся Урок 1. Урок открытия нового знания. «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность» Цели урока в общем цикле: развить навыки самоконтроля, самоорганизации и самооценки; развить навыки работы в парах и в группе.Предметные цели:-научиться выделять признаки бактериальной клетки, уметь находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;- знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;- иметь представление о распространении бактерий на Земле и их разнообразии;-иметь представление о значении бактерий в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека. актуализации иопорных знанийМотивация и целеполаганиеОсознание и осмыслениеУчебного материала Применение нового знаниеПервичное закреплениеУчебного материала Этапы и методы урока приобретения нового знанияСовместного открытия знаний, первичное усвоение материалаПроверка уровня усвоенияорганизационныйрефлексии Рассказ, «Корзина идей» Эвристическая беседапубличное выступление.диалогчастично-поисковый , творческая мастерская , составление опорного конспекта, работа с учебной книгой и другими источниками информациибеседа, фронтальный опрос, письменная работа по карточкампубличное выступление, диалог, конспектСамостоятельная работа - тест -упражнениепроблемный вопрос, проблемная ситуация упражнение на сравнениеБеседа, диалог, монолог, таблица «З-Хочу-У»Приветствие Урок 2. Урок отработки умений и рефлексии. «Фонетика. Графика. Орфоэпия»Цели урока в общем цикле: развить навыки самоконтроля, самоорганизации и самооценки развить навыки работы в парах и в группеПредметные цели:Отработать и закрепить умения и навыки, сформированные в ходе изучения раздела русского языка «Фонетика. Графика. Орфоэпия»Отработать навыки фонетического разбора слова, умений работы с орфографическим словарем, предупредить речевые и грамматические ошибки. Отработать умение работать с текстом Этап актуализации и пробного учебного действия(репродуктивное обучение)Задание: Составить звуковую запись предложенных словЭтап локализации индивидуальныхЗатруднений(рефлексивный метод)Этап реализации построенного проекта(репродуктивное обучение)Задание: Прочитайте скороговорку. Какой согласный звук повторяется в ней чаще других? Охарактеризуйте этот звук. Этап рефлексии деятельности на уроке(рефлексивный, коммуникативный методы)Этап обобщениязатрудненийво внешней речи(рефлексивны й и коммуникативный метод) Этапы урокаЭтап целеполаганияи построения проектакоррекции и выявленныхЗатруднений(проблемно-поисковое обучение)Этап самостоятельной работы с проверкойпо эталону(репродуктивное обучение и коммуникативный метод)Этап мотивации к коррекционной деятельности(проблемное изложение) Урок 3. Урок-исследование «Противоборство добра и зла в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»Цели урока в общем цикле: совершенствовать полученные раннее навыки самоконтроля, самоорганизации и самооценки. развивать навыки сотрудничества в парах и рабочих группах.Предметные цели:сопоставить и проанализировать образы героев сказкиразвивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтенияформировать умения сравнивать, обобщатьформировать прочную нравственную позицию ЭТАПЫ УРОКААктуализация имеющихся знаний и пробное учебное действие. (коммуникативный метод). Задание: вспомнить сказки, где Добро побеждает Зло.Этап построения выхода из затруднения(проблемно-поисковое обучение, коммуникативный метод)Задание: Вспомнить героев сказки, совершающих добрые дела, найти примеры в тексте, подтверждающие это.Этап построения выхода из затруднения (проблемно-поисковое обучение)Задание: индивидуальный проект по образу Мачехи Рефлексия деятельности. (рефлексивный, коммуникативный методы)Задание: ответить на вопросы:какие трудности возникли при работе в парах и в группах;почему не удалось справиться с задачей?что помогло справиться с задачей?как я могу применить эти навыки в жизни? Урок 4. Урок развивающего контроля «Моё свободное время. хобби»Цели урока в общем цикле: развить навыки самоконтроля, самоорганизации и самооценки развить навыки работы в парах и в группахПредметные цели:Использовать лексику по теме в различных жизненных ситуация;Развивать навыки устного высказывания;Развивать навыки чтения с полным пониманием;Уметь решать познавательные задачи на этапах игры;Развивать навыки коммуникативной компетенции в сотрудничестве со сверстниками;Уважительное отношение к иноязычной культуре. Этап актуализации и пробного учебного действия(частично-поисковый, дискуссия)Задание: разложить карточки со словами, чтобы получились предложения и перевести их Этап постановки учебной задачи(рефлексивный метод)Этап решения учебной задачи 2(тренинг навыков, жужжащие группы, дискуссия.)Задание:   вставить пропущенные слова в предложенный текст и догадаться, о каком увлечении идет речь.Этап рефлексии деятельности на уроке(рефлексия самоизменений.) задание: ответить на вопросы Что я уже могу? В чем мои трудности? Почему? Что помогло решить задачу? Какова зона моего ближайшего развития?Этап решения учебной задачи 3(тренинг навыков, жужжащие группы, дискуссия.) Этапы урокаЭтап решения учебной задачи 1(жужжащие группы, дискуссия.) Задание: учащимся предлагается список занятий, который нужно расписать на два столбика (для хорошей погоды и для плохой) и составить 2 предложения о себе . Этап решения учебной задачи с проверкой по эталону(тренинг навыков, жужжащие группы, дискуссия.)Этап мотивации и целеполагания(частично-поисковый ) ВыводыВ основу интеграции межпредметного цикла уроков может быть положено развитие коммуникативных и регулятивных УУД;Чтобы достичь поставленных целей проекта, необходимо следовать отличительным критериям деятельностного урока от традиционного.На протяжении цикла уроков учащиеся наращивали умения и навыки самоконтроля, самоорганизации, самооценки, сотрудничества в парах и группах и совершенствовали их.