Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыпо дисциплине История для СПО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ КОЛЛЕДЖ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине ОДБ.04 История
для специальности среднего профессионального образования
26.02.03 Судовождение
Составил:
Преподаватель
Маценко Е.В.
г. Ростов – на – Дону
2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР А.А. Анпилогов«_____»_______________________20 г. Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
и рекомендовано к применению
председатель ПЦК
________________
Протокол №_____
от «___»_____________20____г
Пояснительная записка
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Самостоятельную работу, за исключением рефератов и эссе, студенты выполняют в рабочих тетрадях, которые затем проверяются преподавателем.
Самостоятельная работа №1
Тема: Древнейшая стадия истории человечества. 1 час
Дать определение понятиям: история, культура, материальная культура, духовная культура.
Дать развернутый аргументированный вопрос : «Для чего, по вашему мнению, мы изучаем историю?»
На основе материалов учебника и справочной литературы составить таблицу «Основные этапы эволюции человека.»Дать определения понятиям: неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство.
Составить из предложенных преподавателем и имеющихся в учебнике свой вариант определения понятия «цивилизация», отвечающий вашей точке зрения.Самостоятельная работа №2
Тема: Ранние цивилизации, их отличительные черты. 1 час.
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 3
Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока. 1 час
На основе учебника и дополнительной литературы составить сравнительную таблицу «Политические признаки цивилизаций Древнего Востока и Античного мира»
Самостоятельная работа № 4
Тема: Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. 2часа
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 5
Тема: Становление западноевропейской средневековой цивилизации. 2 часа
Ответить письменно в рабочей тетради на вопросы:
1. Какими были социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи.
2. В чем состояли причины Великого переселения народов? Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи?
3. В какой сфере жизни средневекового общества наследие античности сказалось в большей степени? Почему?
4. Какие народы участвовали в создании средневековой западноевропейской цивилизации?
5.Как вы думаете, почему христианская церковь не допускала богослужения на других языках, кроме латыни?
6. Каким образом это способствовало распространению христианства и росту авторитета церкви?
Самостоятельная работа № 6
Тема: Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации.
2 часа.
На основе материалов лекции, учебника и дополнительной литературы составить таблицу.
Средневековые сословия.
Сословия Кто входил Занятия Привилегии
«Молящиеся» «Сражающиеся» «Трудящиеся» Ответить письменно в рабочей тетради на вопросы:
1) Чем отличалось управление империей Карла Великого от управления варварским королевством?
2) Назовите основные черты феодализма. В чем присччины феодальной раздробленности.
Но основании материалов учебника и справочной литературы составить таблицу
«Хроника основных событий XI-XVI вв. в странах Западной Европы»
Годы События
1 2
Заполнить таблицы
Причины и результаты участия в крестовых походах различных слоев населения Западной Европы.
Категории участников походов Поставленные цели Достигнутый результат
Католическая церковь Короли и крупные феодалы Рыцари Горожане Крестьяне Последствия крестовых походов
Для Западной Европы Для стран Востока
Самостоятельная работа № 7
Тема: Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья:
особенности развития и контактов. 1 час
Ответить письменно в рабочей тетради на следующие вопросы:
1) В чем выражалось влиян6ие античного наследия на историю и культуру Византии?
2) Какова роль императорской власти и православной церкви в жизни византийцев?
3) В чем состояло отличие восточного и западного христианских миров?
4) Как складывались отношения между Византией и славянами?
5) Каковы причины успешных завоеваний арабов?
6) В чем причины распада халифата Аббасидов?
7) Каковы основные положения мусульманского вероучения?
Самостоятельная работа № 8
Тема: Племена и народы Восточной Европы в древности. 1 час
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 9
Тема: Формирование основ государственности восточных славян. 1 час
Дать определения понятиям: «Норманнская теория», Союзы племен, Боярская Дума, князь, дружина, вотчина, полюдье, «Русская правда», десятина.
Ответить письменно рабочей тетради на вопросы:
1) Назовите особенности первых государств, возникших на территории Восточной Европы?
2) Каким образом были взаимосвязаны хозяйственная деятельность и религиозные представления славян?
Самостоятельная работа № 10
Тема: Крещение Руси. 1 час.
На основе материала учебника и дополнительной литературы записать по пунктам основные предпосылки крещения Руси.
Самостоятельная работа № 11
Тема: Русь и ее соседи в XI–начале XII вв. 1 час.
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 12
Тема: Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. 2 часа.
Дать определения понятиям: феодальная раздробленность, удельные княжества, политическая организация удельных княжеств, татаро-монгольское иго.
Заполнить таблицу.
Политическая организация Новгородского княжества.
Название правящего органа Должность Из числа кого избирается Основные функции
Вече Князь Посадник Тысяцкий Архиепископ Ответить письменно в рабочей тетради на вопросы:
1) Какое значение для судеб средневековой европейской цивилизации имела борьба народов нашей страны с монгольским нашествием?
2) В чем проявлялась политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?
Самостоятельная работа № 13
Тема: Борьба Руси с иноземными завоевателями. 1час.
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 14
Тема: От Руси к России. 2 часа.
Ответить письменно на вопросы:
1) Дайте характеристику системы органов власти единого Российского централизованного государства.
2) К каким изменениям в социальной структуре общества приводила государственная политика, направленная на укрепление армии?
3) Какие из символов Российского государства сохранились до наших дней?
Дайте характеристику общих черт и отличий сословной структуры русского и западноевропейского средневекового общества.
Самостоятельная работа № 15
Тема: Россия в царствование Ивана Грозного. 1 час.
Ответить письменно на вопросы:
1) Охарактеризуйте методы борьбы за власть при Елене Глинской и в годы боярского правления.
2) Каковы цели и значение принятия Иваном IVского титула?
3) Какие выводы сделал царь после московского пожара 1547 г.?
4) Каковы были причины завоевательного похода 1552 г.против Казани?
5) В чем состояло значение завоевании Казани и Астрахани?
6) Какую цель преследовал Иван Грозный в Ливонской войне?
7) Опишите Опричную политику Ивана Грозного.
8) Дайте характеристику личности Ивана Грозного.
Самостоятельная работа № 16.
Тема: Смута в России начала XVII в.1 час.
Ответить письменно на вопросы:
1) Кто возглавил Второе ополчение?
2) Что представлял собой «Совет всея земли»?
3) Кто пытался помочь осажденным полякам и удалось ли это ему?
Самостоятельная работа № 17
Тема: Россия в середине и второй половине XVII в.1 час
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 18
Тема: Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.1 час.
Составить хронологию Великих географических сорбытий.
Ответить на вопрос: Почему Испания и Португалия стали пионерами в открытии новых земель?
По материалам лекции преподавателя заполните таблицу.
Протестантизм в Западной Европе.
Течение Различия с католицизмом Участие в религиозных войнах
принципиальные обрядовые Самостоятельная работа № 19
Тема: Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.1 час
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 20
Тема: Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни
и социальных нормах.1 час
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 21
Тема: Революции XVIII в. и их значение для утверждения
индустриального общества.1 час
Самостоятельная работа.
Сравните статьи Французской декларации прав человека 26 августа 1789 г. С текстом ныне действующей Конституции РФ. Какие положения российской Конституции взяты из Французской декларации. Можно ли этот факт отнести к влиянию французской революции на дальнейшее развитие мировой цивилизации.
Ответить на вопросы:
Найдите общее и различное в ходе трех буржуазных революций, в странах Европы XVI-XVIII вв.
Какая из этих революций на ваш взгляд, оказала наиболее значительное влияние на ход мировой истории, развитие мировой цивилизации?
Самостоятельная работа № 22
Тема: Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)1 час.
Ответить письменно на вопросы:
1) Каковы были основные направления экономической политики правительства России в XVIII веке?
2) Каким образом правительство старалось восполнить нехватку денег в казне?
3) Охарактеризуйте изменения, произошедшие в положении сословных групп российского общества?
4) Как расширялись дворянские привилегии при приемниках Петра I?
Составьте таблицу
Новые явления в экономической жизни России в XVIII веке.
Отрасли экономики XVII век XVIII век
Самостоятельная работа № 23
Тема: Россия во второй половине XVIII в. 2 часа.
Ответить письменно в рабочей тетради на вопросы:
Каков был подход Екатерины II к крестьянскому вопросу?
Каковы причины Крестьянской войны 1773-1775 гг?
Как изменилось управление после губернской реформы 1775 г.?
В чем значение Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам?
Какие цели преследовала Екатерина II, реформируя местное управление и суд в России?
Дайте характеристику внешней политике России по отношению к Польше во второй половине XVIII века.
Каковы были причины и итоги русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.?
Самостоятельная работа № 24
Тема: Особенности духовной жизни нового времени. 1 час.
Написать реферат по заданной теме.
Самостоятельная работа № 25
Тема: Россия в первой половине XIX столетия.1 час.
Составьте таблицу.
Основные направления внутренней политики России в конце XVIII –XIX веке.
Даты правления Важнейшие события в период царствования
Павел I
АлександрIНиколай I Отечественный историк Ю.В. Готье писал, что Николай I «любил Россию тяжелою любовью, которую она долго не могла забыть». Как вы понимаете эти слова?
Самостоятельная работа № 26.
Тема: Власть и реформы в первой половине XIX в. 2 часа
Ответьте на вопрос:
Как вы оцениваете идеи декабристов: а) они носили революционный характер; б) вели лишь к частичному обновлению самодержавной системы в России. Ответ аргументируйте на основе конституционных проектов декабристов.
Сделать в рабочей тетради конспект ответа на проблемный вопрос: Историк В.О. Ключевский отмечал, что восстание декабристов по форме схоже с дворцовыми переворотами XVIII века, но в то же время значительно от них отличается. Согласны ли вы с этим утверждением? В чем сходство, в чем различие?
Самостоятельная работа № 27
Тема: Пореформенная Россия. 2 часа.
Историческое эссе «Если бы вы жили в России XIX века, то приверженцем, какой идеологии вы бы стали? Объясните мотивы своего выбора».
Самостоятельная работа № 28.
Тема: Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.1 ч.асНаписать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 29
Тема: Международные отношения в начале XX в.1 час
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 30
Тема: Первая мировая война. 1 час
Заполнить таблицу
Державы – основные участницы войны В какой союз входили Цели вступления в войну.
Самостоятельная работа № 31
Тема: Россия в Первой мировой войне. 1 час.
Заполнить таблицу
год Основные военные операции Значение
1914 1915 1916 Ответить письменно на вопросы:
К каким изменениям в экономике воюющих стран привела Первая мировая война?
Почему, по вашему мнению, Германия и ее союзники потерпели поражение?
Как изменилась внутренняя обстановка в России в ходе Первой мировой войны?
Когда закончится Первая мировая война для России? Для других стран участниц?
Самостоятельная работа № 32
Тема: Приход большевиков к власти. 2 часа.
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа №33
Тема: Страны Европы в 20-е годы ХХ в. 2 часа
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 34
Тема: Запад в 30-е годы ХХ в. 2часа
Ответить письменно на вопросы:
Каковы были причины мирового экономического кризиса?
В чем выражался мировой характер кризиса 1929-1933 годах?
Какие мероприятия правительства Ф.Д. Рузвельта позволили преодолеть кризис в США?
Что общего и в чем различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного ополчения во Франции?
Заполнить таблицу
Страна Особенности проявления кризиса Меры, предпринятые для преодоления кризиса.
США Великобритания Франция Ответить на вопрос:
Почему фашистам удалось придти к власти в Италии, а нацистам в Германии, причем совершенно легальным путем, и не удалось сделать этого во Франции, хотя там была своя фашистская партия? Можно ли этот феномен объяснить экономическими, политическими или субъективными причинами?
Самостоятельная работа № 35
Тема: Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. 2 часа
Написать реферат по заданным темам.
Самостоятельная работа № 36
Тема: Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в. 2 часа
Ответить на вопросы:
1)Какие факторы определяли внешнеполитическое положение СССР в 20-х годах?
2) в чем состояла противоречивость советской внешней политики? Какое влияние на нее оказывала позиция Сталина?
3) Каким образом советской дипломатии удавалось использовать противоречия между капиталистическими государствами?
4) В чем проявлялось нарастание военной угрозы в 30-х гг.?
Самостоятельная работа № 37
Тема: Вторая мировая война: причины, ход, значение. 2часа
Ответить письменно на вопросы:
1) Почему в начальный период Второй мировой войны СССР рассматривался Англией и Францией, как возможный противник?
2) Каковы были планы Германии и Японии в ходе развернутых ими военных компаний 1941 года?
3) Объясните почему Германии не удалось реализовать план молниеносной войны против СССР?
4) Какие факторы способствовали созданию антигитлеровской коалиции? Какие противоречия пришлось преодолеть ее участникам?
Самостоятельная работа № 38
Тема: СССР в годы Великой Отечественной войны. 2 часа
Подготовить сочинения по проблемным вопросам:
Какой вклад внесли труженики тыла в победу советского народа в войне.
Как возникло партизанское движение в годы войны? Какую роль сыграли партизаны в войне?
Подготовить доклад по теме: «Танк Т-34 – оружие победы»
Ответить на вопросы:
Определите последовательность в ходе перелома военных действий в пользу сил антигитлеровской коалиции на фронтах Второй мировой войны.
Какова на ваш взгляд была степень уступок сталинского режима настроениям населения? Какие пределы она имела?
Какова была политика гитлеровцев на оккупированной ими территории? Почему немцам не удалось обеспечить тыл своих войск, сражавшихся на восточном фронте?
Дайте определение понятиям: Мировая война, блицкриг, репартация, холокост, Отечественная война, Коренной перелом, оккупация, Ленд-лиз, геноцид.Дать развернутый ответ на вопрос:
Каковы были главные военно-политические итоги войны? Что необходимо было сделать для полного искоренения фашизма?
Самостоятельная работа № 39
Тема: «Холодная война». 2 часа
По материалам учебника и дополнительной литературы найдите сведения о самых известных кризисах времен «Холодной войны»- берлинском, венгерском, чехословацком, Карибском. Полученные сведения оформите в виде таблицы.
Кризисы времен «Холодной войны»
Название кризиса Дата Основное содержание событий
Самостоятельная работа № 40
Тема: СССР в годы перестройки. 2 часа
Подготовить доклад по проблемному вопросу:
«Какое влияние оказала политика «гласности» на проведение политических реформ и духовную жизнь общества?»
Ответить письменно на вопросы:
Какие экономические и политические реформы были проведены в период «перестройки»?
Каковы были причины проявления массовых национальных движений? Какие лозунги выдвигали их лидеры?
Дайте оценку событиям 19-20 августа 1991 г. И их последствиям.
Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.
Темы рефератов
Российская история как часть мировой истории.
Образ жизни людей в позднем каменном веке.
Боги и мифы Древнего Египта.
Устройство и жизнь Древних Афин.
Древняя Спарта: государство и традиции.
Боги Древней Греции.
Конфуций и его учение.
Зарождение буддизма и его основные принципы.
Зарождение ислама и его основные принципы.
Великое переселение народов: основные вехи.
Культурное наследие Византии.
Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.
Крестовые походы и их результаты.
Варяги в истории Древней Руси.
Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.
Князь и вече в Древней Руси.
Князь и дружина в Древней Руси.
Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.
Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.
Характер международных связей и отношений Киевской Руси.
Александр Невский — государственный деятель и полководец.
Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.
Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах и его время.
Город и горожане в Древней Руси.
Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.
Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.
Новгородская республика в XI—XIII вв.
Общественный строй Древней Руси.
Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.
Русь и наследие Византии.
Человек Древней Руси в повседневной жизни.
Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.
Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.
Иван III и его роль в российской истории.
Иван Грозный — человек и политический деятель.
Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.
Освоение Сибири. Характер русской колонизации.
Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.
Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Воссоединение России и Украины.
Восстание под предводительством С.Разина.
Государственное устройство России в XVII в.
Титаны эпохи Возрождения.
Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.
Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).
Английская революция XVII в.: люди и события.
Научная революция XVII в.: основные вехи.
Вольтер — «патриарх» Просвещения.
Монтескье и теория разделения властей.
Руссо и теория «общественного договора».
Промышленная революция в Англии: основные вехи.
Образование США.
Французская революция XVIII в.: причины и результаты.
Террор Французской революции XVIII в.
Великое посольство Петра I в Европу.
Военная реформа Петра Великого.
Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.
Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.
Культурные преобразования в Петровскую эпоху.
Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.
Государство и церковь в XVIII в.
Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги.
Елизавета I. эпоха и личность.
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.
Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в.
Россия в конце ХVIII в. Павел I.
Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».
Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.
Наполеоновские войны: ход и результаты.
Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.
Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.
Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.
Гражданская война в США: причины, ход и результаты.
Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты.
Реформы Александра I.
Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.
Крымская война и ее значение для России.
Александр II: человек и государственный деятель.
Реформы Александра II и их значение.
Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Повседневная жизнь дворян в России XIX в.
Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.
Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в.
Русско-японская война 1904—1905 гг.
Революция 1905—1907 гг. в России.
Политические партии в России начала ХХ в.
Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.
Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.
Версальско-вашингтонская система мирового устройства.
Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.
Политические партии в Февральской революции 1917 г.
В.И.Ленин: человек и политик.
Двоевластие в России 1917 г.
Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты.
Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг.
Гражданская война в России: ход и последствия.
«Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.
Нэп: причины, содержание, результаты.
Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.
Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.
Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.
ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.
Пакт Молотова—Рибентропа: причины его заключения и последствия.
Советско-финляндская война: причины, ход, значение.
Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.
Битва под Москвой 1941—1942 гг.
Сталинградское сражение 1942—1943 гг.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.
Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.
Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.
«Холодная война»: причины и основные вехи.
Корейская война: ход и результаты.
СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.
Советская культура в эпоху «оттепели».
ХХ съезд КПСС и его значение.
Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги.«Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.