Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Биология
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Кемеровской области
«Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОБД.07 «БИОЛОГИЯ»
для студентов очной формы обучения
специальностей:
08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;
21.02.04Землеустройство;
21.02.08Прикладная геодезия;
21.02.06Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;
21.02.05 Земельно-имущественные отношения;
07.02.01Архитектура:
профессий:
15.01.05Сварщик;
08.01.08Мастер отделочных строительных работ;
08.01.06Мастер сухого строительства;
08.01.07 Мастер общестроительных работ
Кемерово, 2015
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ОДБ.07«Биология» [Текст]: для обучающихся I курса ПОО специальностей: 08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов; 21.02.04 Землеустройство; 21.02.08 Прикладная геодезия; 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;21.02.05 Земельно-имущественные отношения; 07.02.01 Архитектура; профессий:15.01.05 Сварщик; 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ; 08.01.06Мастер сухого строительства; 08.01.07 Мастер общестроительных работ/ сост. А. С. Литвин. – Кемерово, 2015. – 20 с.
Рецензенты:
1. Королькова Е. А., преподаватель химии, высшей квалификационной категории ГАОУ СПО КО «КузТАГиС»
2. Скрыпник Л. Н., преподаватель биологии, высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум»
РАССМОТРЕНО: цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол № __ от___________2014 года
Председатель ЦМК _______________________/ Медведева О. Е.
Утверждено:
Зам. директора по УР _____________________/ Н. В. Мишенина
«____» _____________2014 г.
РЕКОМЕНДОВАНО: Экспертным Советом ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» в качестве дополнительного учебного пособия»
Протокол №____от _______________
Председатель Экспертного Совета_____________ Н. П. НегадаеваВ методических рекомендациях описаны основные виды самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.07«Биология». Приведены требования к содержанию и оформлению выполняемых работ, критерии оценивания заданий. Пособие адресовано обучающимся и преподавателям профессиональных образовательных организаций.
Содержание
Введение 4
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы 6
Работа с текстом.
Составление библиографического описания документа.
Составление аннотаций
Технология подготовки планов
Подготовка конспекта
Технология подготовки сочинения-рассуждения (эссе)
Технология подготовки учебных рефератов
Выступление и доклад, как типичные виды публичной речи
Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада
Технология подготовки отзывов о посещении музея.
Работа над учебным проектом 6
6
10
11
13
14
16
18
20
21
22
Самостоятельная работа по учебной дисциплине БИОЛОГИЯ 25
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы по ОДБ.07 БИОЛОГИИ
Темы рефератов, докладов, электронных презентаций, мини-проектов
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для обучающихся. 25
30
33
35
Список информационных источников 37
Введение
Самостоятельная работа обучающихся по учебной дисциплине БИОЛОГИЯ представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью, выполняется во внеаудиторное время. Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, носящая сугубо индивидуальный характер.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Контроль выполнения самостоятельной работы осуществляется путем оценки работы во время аудиторных занятий (ответы на вопросы), оценки и защиты творческих работ.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся являются:
уровень освоения учебного материала;
уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
уровень сформированности общих знаний и умений;
оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Формы контроля обучающихся: выступление с сообщением или докладом, анализы текстов, составление развернутого плана и конспекта, устные ответы, учебные рефераты, исследовательские работы, составление кроссворда и др.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
работа с информацией (анализ текстов, составление сложных планов и конспектов);
подбор материала для устного сообщения или аннотации на прочитанный текст
подготовка доклада;
подготовка учебного реферата;
подготовка электронных презентаций к докладу;
составление библиографического описания, используемых источников информации;
подготовка сочинения-рассуждения (эссе) по заданной проблеме;
поэтапная работа над исследовательским проектом или минипроектом.
Целью настоящего пособия является оказание помощи обучающимся в организации самостоятельной работы.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Работа с текстом.
Текст – письменное сообщение по какой-либо теме, обладающее смысловой завершенностью и целостностью. Например, текстом является пословица, загадка, рассказ, повесть, статья и др.
Свойства текста.
Связность текста – это свойство текста, характеризующее связь элементов текста (предложений, абзацев) в единое целое.
Целостность текста – это свойство текста, определяющее единство его темы и содержания.
Тема текста - это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.
Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.
Структурированность текста – это свойство текста, означающее возможность разделения текста на части по формальному (например, выделение слова, предложения, абзаца) или содержательному признаку (например, выделение микротемы, параграфа, главы, раздела).Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.
План анализа текста.
Осмыслить название текста: попробовать прогнозировать содержание текста по заглавию.
Прочитать текст.
Выявить непонятные слова и найти в словаре их толкование.
Разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую часть (сформулировать микротему).
Сформулируйте вопросы к каждой части текста.
Выявить основную мысль текста (свернуть текст).
Выразить свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
1.2. Составление библиографического описания документа.
Первичный документ – это документ, являющийся результатом труда автора (ученого, писателя, журналиста, сценариста, режиссера и др.), размещенный на любом материальном носителе. Например, научная книга, статья, повесть, рассказ, сказка, сценарий, кинофильм и др. Вторичный документ - это результат аналитико-синтетической переработки первичного документа, таковыми является библиографическое описание, аннотация, реферат.
Библиографическое описание – это вторичный документ, представляющий собой совокупность самых важных сведений о первичном документе (автор, заглавие, место и год издания и др.), расположенных в строго определенном порядке. Библиографическое описание часто сравнивают с паспортом документа, по которому мы, не видя самого документа, можем составить о нем общее представление.
Библиографическое описание – это самый краткий, но очень информативный, то есть насыщенный информацией вторичный документ. Оно позволяет отличить разные издания одной и той же книги, быстро найти нужный документ в библиотеке, книжном магазине или Интернете.
Знание правил библиографического описания документа помогает:
- читать библиографические записи, т.е. определять по ним нужные книги;
- заказывать книги в библиотеках и книжных магазинах;
- самостоятельно описывать документы и на этой основе составлять для себя списки литературы и личные картотеки;
- правильно оформлять список литературы к докладам, рефератам.
Правила составления библиографического описания документа.
1109980185420
Примечание: знак _ обозначает «пробел», _ – _ обозначает «пробел_короткое тире_пробел».
Библиографическое описание списка источников следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления».
Как правило, список источников располагается в алфавитном порядке.
В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.
Примеры библиографического описания
Книги, имеющие одного автора
Ващенко, Е. Д. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для СПО / Е. Д. Ващенко. – 2-е изд. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. – 352 с. – [Допущено МО РФ].
Книги, имеющие двух авторов
Избачков, Ю. С. Информационные системы [Текст] : учеб. пособие / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2005. - 656 с.
Книги, имеющие трех авторов
Орлов, Ю. М. Психологические основы воспитания [Текст] / Ю. М. Орлов, М. Д. Творогова, Н. И. Косарева. – М. : Педагогика, 1998. – 60 с.
Книги, имеющие четырех и более авторов
Реформирование и реструктуризация предприятий [Текст] / В. Н. Тренев [и др.]. – М. : Экономика, 1998. – 318 с.
Книги под заглавием, имеющие автора или составителя
Литература [Текст] : учебник для СПО / под ред. Г. А. Обернихиной. – 9-е изд., стер. – М. : Академия, 2011. – 656 с.
Многотомные издания
Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус ; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга ; Габестро, 2001. – (Золотая проза серебряного века).
Т. 1 : Романы. – 367 с. – Библиогр. в примеч.: с. 360–366. – Содерж.: Без талисмана ; Победители ; Сумерки духа. – В прил.: З. Н. Гиппиус / В. Брюсов.
Т. 2 : Романы. – 415 с. – Содерж.: Чертова кукла ; Жизнеописание в 33 гл. ; Роман-царевич : история одного начинания ; Чужая любовь.
или
Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус ; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга ; Габестро, 2001. – 2 т. – (Золотая проза серебряного века).
Нормативно-справочная литература
Русские писатели XIX–начала XX веков [Текст] : словарь–справочник / сост. В. А. Котельников. – М. : Просвещение, 1995. – 500 с.
ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе: структура и правила оформления [Текст]. – Введ. с 2002-07-01. – Минск : Изд-во стандартов, 2001. - 16 с.
или
Отчет о научно-исследовательской работе: структура и правила оформления [Текст]. : ГОСТ 7.32-2001. Введ. 2002-07-01. – Минск : Изд-во стандартов, 2001. – 16 с.
Статьи (из сборников, журналов, газет)
При описании статей сообщаются фамилия и инициалы автора, заглавие статье, после // указывается заглавие журнала, год издания, номер выпуска, страницы.
Панин, Т. В. К истории текста книги «Щит веры» [XVII в.] [Текст] / Т. В. Панин // Гуманитар. науки Сибири. Сер. : Отечеств. история. – 2000. – № 2. – С. 3–6.
АудиоизданияАхматова, А. А. Стихотворения и поэма [Звукозапись] / А. А. Ахматова ; исп.: И. Чурикова, А. Покровская, Н. Дробышева [и др.]. – М. : Гостелерадиофонд, Россия, 2007. – 1 электрон. опт. диск.
ВидеоизданияВойна и мир. Экранизация романа Л. Н. Толстого [Видеозапись] / реж. С. Бондарчук; в ролях: В. Станицын, К. Головко, С. Ермилов. – М. : Кинообъединение «Крупный план», 2008. – Фильм вышел на экраны в 1967 г.
Электронные ресурсы
Цветков, В. Я. Компьютерная графика [Электронный ресурс] / В. Я. Цветков. – Электрон. дан. и прогр. – М.: Интерсофт, 1999. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640х480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20х14 см.
Бесплатная виртуальная электронная библиотека – ВВМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.velib.com, свободный.
1.3. Составление аннотаций
Вторичный документ - это результат аналитико-синтетической переработки первичного документа, таковыми является библиографическое описание, аннотация, реферат.
Аннотация (от лат.annotatio — замечание) — это вторичный документ, содержащий краткую характеристику первичного документа, его содержания, назначения и формы. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?».
Основными требованиями при составлении аннотации будут краткость и обобщенный характер представления информации.
Справочная аннотация уточняет неясное заглавие и сообщает в справочных целях сведения об авторе, содержании, жанре и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании.
Справочные аннотации должны быть предельно краткими. Выполняя уточняющие по отношению к библиографическому описанию функции, они не требуют развернутой характеристики аннотируемого документа. Такие аннотации особенно широко применяются в научно-вспомогательных библиографических указателях. В рекомендательных пособиях они используются в основном при описании справочной, учебно-методической литературы, библиографических пособий, положений, инструкций и других подобных документов.
Рекомендательная аннотация, наряду с краткой информацией о документе, преследует и другие цели: привлечь внимание, заинтересовывать, показать значение и специфику данного документа, убедить в необходимости его прочтения. Для этого в рекомендательной аннотации используются особые приемы и средства. К таким приемам относятся:
включение в текст аннотации занимательных вопросов, на которые читатели могут ответить с помощью данного документа;
введение в текст аннотации цитат из произведения, а также цитат, характеризующих слова автора, действующего лица, героя;
приведение в аннотации кульминационного момента сюжета,
включение отрывков из диалогов персонажей произведения,
прием неоконченного рассказа (расссказ обрывается на самом интересном месте);
ссылки на отзывы известных критиков, ученых, деятелей культуры и искусства, очевидцев событий, воспоминания современников и т.д.
По объему рекомендательные аннотации значительно превосходят справочные аннотации.
Подготовка рекомендательной аннотации - это сложный творческий процесс, сродни написанию сочинений, подготовке рецензии. Поэтому для составления рекомендательной аннотации рекомендуется использовать дополнительные источники (справочные издания, критическую и литературоведческую литературу и др.).
Структура рекомендательной аннотации.
1) Библиографическое описание;
2) Краткая характеристика творчества автора;
3) Характеристика аннотируемого произведения;
4) Оценка аннотируемого произведения;
5) Стилистические особенности аннотируемого произведения;
6) Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления;
7) Целевое и читательское назначение аннотируемого документа.
В аннотируемом документе могут отсутствовать какие-либо аспекты из приведенного перечня. В этом случае они опускаются, однако последовательность изложения в аннотации сохраняется.
Технология составления рекомендательной аннотации.
1.Знакомство с элементами справочного аппарата документа (обложка, титульный лист, вступительная статья, оглавление, примечания и др.).
2.Чтение текста.
3.Анализ текста:
- выделить цитаты, яркие примеры, факты т.п. из содержания первоисточника,
- выделить в тексте микротемы,
- сформулировать основную мысль своими словами,
4.Составление плана аннотации.
5.Составление библиографического описания документа.
6.Подготовка связного текста аннотации, опираясь на анализ текста.
7.Редактирование текста аннотации.
1.4. Технология подготовки планов
Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности человека по созданию новой информации или смысловой переработке уже имеющейся информации, представленный в форме документа.
Одним из самых простых, но очень важных видов информационных продуктов, который должен уметь делать каждый учащийся, это – план.
План – это систематизированный перечень разделов, подразделов и т.п. элементов, характеризующих содержание какого-либо документа или текста. По образному выражению, – это «скелет произведения».
Существует два вида планов.
1. План на готовый текст (на книгу, статью, рассказ);
2. План на создаваемый текст (реферат, доклад, сочинение).
План на готовый текст – это перечень вопросов (тем), которые раскрывают содержание какого-либо текста, и отражает последовательность их изложения.
План на готовый текст необходим для понимания и пересказа (изложения) текста в устной или письменной форме. Для того чтобы грамотно составить план нужно придерживаться следующих требований к составлению плана.
Требования к плану.
1. Составление плана предполагает неоднократное прочтение текста. При первом, ознакомительном чтении, нужно просмотреть весь текст полностью и понять, о чем в нем идет речь.
2. Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3. Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4. Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.
План бывает простой и сложный. В том случае, когда мы составляем простой план, мы разбиваем текст на части и озаглавливаем их. Если нам нужно составить сложный план, мы должны каждую часть текста разбить еще на несколько частей и озаглавить каждую из них. Важно, чтобы количество этих микрочастей было примерно одинаковым. Несоблюдение этого правила будет считаться ошибкой.
Технология подготовки простого и сложного плана.
532130-159385
Схемы записи плана.
Вариант 1.
I. ---------------------------------------
1. ---------------------------------------
2. ---------------------------------------
3. --------------------------------------- Вариант 2.
1. ---------------------------------------
а) ----------------------------------
б) ----------------------------------
в) ----------------------------------
Вариант 3.
1. ---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
--------------------------------------- Вариант 4.
I. ---------------------------------------
--------------------------------
---------------------------------
---------------------------------
1.5. Подготовка конспекта
Конспект – это письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Запись–конспект позволяет восстановить. Развернуть с необходимой полнотой исходную информацию, поэтому при конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал. Связывать его со старым в соответствии с логикой изложения.
Рекомендации по составлению конспекта.
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала краткость, убедительность и доказательность.
При составлении конспекта следует избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.
1.6. Технология подготовки сочинения-рассуждения (эссе)
Сочинение — вид письменной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.
Тип текста рассуждение должен обязательно иметь следующую структуру
Тезис – это формулировка основной мысли в сочинении-рассуждении;
Аргументация - это доказательства, которые нужно привести в подтверждение (примеры из текста или своего жизненного опыта);
Вывод - итог того, ради чего писался текст; необходимо обозначить, что тезис подтверждён примерами.
Виды сочинений-рассуждений по форме построения.
1. Дедуктивное сочинение-рассуждение – это умозаключение, когда сначала высказывается какое-то общее положение, а затем — мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность.
2. Индуктивное сочинение-рассуждение – это умозаключение, когда вначале излагаются мысли и факты, на основании рассмотрения которых затем делается общий вывод, обобщение.
Структура дедуктивного сочинения-рассуждения.
1) Вступление, где в дедуктивном сочинении формулируется основная мысль;
2) Основная часть, где приводятся аргументы, доказывающие эту основную мысль;
3) Заключение, где формулируется вывод, к которому приходит сам автор сочинения.
Необходимо пользоваться комбинацией приемов при подготовке сочинения-рассуждения: описание, объяснение, рассуждение.
1179518232902Обязательно формулировать и аргументировать собственную точку зрения.
1.7. Технология подготовки учебных рефератов
Существует два понятия «реферат»:
1) реферат как вторичный документ, реферат как краткий, сжатый пересказ, конспект уже существующего, готового текста или, как мы ввели ранее понятие, первичного документа;
2) реферат как учебный реферат, как некий самостоятельно созданный текст на основе нескольких других текстов (первичных документов).
Реферат (от лат. refero – сообщать, докладывать) - это краткое изложение первичного документа (монографии, учебника, статьи и т.д), с основными фактографическими данными и выводами.
Учебный реферат (от лат. refero – сообщаю) – это самостоятельная исследовательская работа, посвященная какому-либо вопросу с раскрытием его сути, рассмотрением различных точек зрения на него и обоснованием собственного мнения.
Реферат несколько схож с сочинением. Это сходство состоит в том, что и сочинение и реферат пишутся по определенному плану, их содержание должно раскрывать заданную тему, в них должна быть выражена личная позиция, собственная точка зрения пишущего по рассматриваемой теме, вопросу. Тем не менее, реферат значительно отличается от сочинения. В сочинении мы излагаем только свои собственные мысли, а в реферате мы должны показать, как избранная нами тема реферата получила освещение в литературе, привести мнения разных авторов по заданному вопросу, сравнить их точки зрения и сформулировать свое мнение.
Таким образом, рефераты «не выдумываются», «не сочиняются» автором реферата, они создаются на основе уже существующих, написанных документов, сведений и данных, приведенных в литературе или размещённых в Интернете. Но на источники этих сведений обязательно следует сослаться!
Нельзя выдавать за свои мысли чужой текст, это называется плагиатом.
Плагиат (от лат. plagium – воровство) – это умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. К тому же существуют программы, с помощью которых легко можно распознать реферат, скаченный в Интернете, например, программами анти плагиаторами являются отечественный «Антиплагиат» и американский «Турнитин» (Turnitin).
Так как реферат является научной исследовательской работой, то при его написании используется научный стиль изложения. Изложение материала в научном стиле должно всегда быть точным, логичным и беспристрастным. Оно не должно выражать чувства и эмоции автора. В научном тексте не должно быть эпитетов, метафор и других художественных приемов, используемых в художественном тексте, например в сочинениях. Часто в таком виде текста присутствуют термины. Научный стиль речи предполагает особые обороты речи, обобщенно-отвлеченные, даже если автор один, он пишет «Мы, нами, рассмотрим, на наш взгляд». Так принято писать, потому, что работая над научным текстом мы используем источники, встаем на чью-то точку зрения, т.е. как бы работаем в «незримом коллективе». Так же научные работы принято писать в безличной форме, например «Была проанализирована классификация», «был проведен анализ».
Требования к учебному реферату.
Реферат является результатом самостоятельного поиска, отбора и критического анализа информации по определенной теме;
Реферат должен в полном объеме раскрывать заданную тему;
В содержании реферата должны быть рассмотрены и сопоставлены точки зрения различных авторов по раскрываемой теме;
Реферат должен отражать вашу собственную точку зрения по рассматриваемой теме;
В реферате должны быть представлены выводы по изложенному материалу;
Реферат должен заканчиваться списком использованной литературы и обязательно содержать библиографические ссылки на нее в тексте. Список литературы должен быть составлен по алфавиту, и содержать фамилию и инициалы автора, название книги, год и место издания, количество страниц.
Структура учебного реферата.
Титульный лист.
Введение.
Основная часть.
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложения могут включать фотографии, таблицы, схемы, рисунки. При оформлении приложения в правом верхнем углу указывается его название.
Оформление реферата
Работа выполняется в компьютерном варианте на отдельных листах бумаги формата А-4, на одной стороне листа. Шрифт Times New Roman 14, через полуторный межстрочный интервал.
Все листы должны быть пронумерованы, начиная с № 2 (на титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится). Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом нижнем углу страницы.
Введение, каждая глава (если предусмотрены), заключение, список источников, каждое приложение начинаются с новой отдельной страницы.Объем учебного реферата, как правило, составляет 15-20 страниц. Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков.
Поля: 25 мм – слева, 10 мм – справа, 20 мм – сверху, 20 мм – снизу.Работа должна быть сброшюрована или переплетена.
1.8. Выступление и доклад, как типичные виды публичной речи.
Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории.
Особенности публичной устной речи.
1. Происходит в ситуации живого общения.
2. Есть возможность с помощью интонации выразить свое отношение к произносимому тексту словами, тембром голоса, мимикой, жестами, ударениями, паузами.
Выступление – это речь, доклад, публикация, с которыми выступает кто-либо. Выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Важной чертой устного выступления является прежде всего разговорность, т.е. простота построения фразы.
Основные требования к выступлению.
1. Полнота раскрытия темы;
2. Свободное изложение мыслей, независимость от написанного текста;
3. Логичность и последовательность изложения;
4. Личное отношение к вопросу;
5. Яркость, эмоциональность изложения.
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть тему выступления необходимо к выступлению подготовиться. Для этого нужно подобрать 2-3 источника информации по нужному вам вопросу, можно также воспользоваться Интернетом. Затем нужно проработать план выступления, на который можно опираться, чтобы не потерять логичность и последовательность изложения. После того как план готов, необходимо написать текст выступления, который подобен сочинению-рассуждению. Текст выступления будет содержать цель выступления, вводную часть, основную часть и заключение, в котором обязательно должно быть выражено личное отношение к вопросу. В процессе выступления вы можете делать акценты на то или иное высказывание с помощью фраз «Хотелось бы обратить ваше внимание…», «Следует отметить…», «Хотелось бы обратить внимание…», «По мнению такого-то автора…», «Лично я разделяю это мнение… или придерживаюсь другого мнения», «В заключение нужно сказать…» и другие.
Чаще всего в процессе обучения выступать приходится с подготовленным по заданной теме докладом.
Доклад – это одна из разновидностей самостоятельной работы, в которой, в краткой форме, отражают суть того или иного вопроса. В среднем объём доклада составляет около 5 страниц. Защитой доклада является устное выступление по заданной теме.
Требования к докладу как устному выступлению
Раскрытие темы доклада.
Содержание доклада должно полностью отражать заданную тему. Например, если вы говорите о животном мире, то вы не должны ограничиваться только рассказом о бабочках, и в то же время не выходить за рамки этой темы, описывая самолеты, потому что они тоже летают.
Выражение позиции выступающегоВ своем выступлении докладчик обязательно должен высказать собственную позицию по заданной теме, что делается чаще всего в заключительной части доклада.
Установление контакта с аудиторией.
Устная речь отличается от письменной не только по форме, но и по выразительности. Желательно, чтобы доклад не был прочитан от начала до конца, необходимо, чтобы какая-то его часть была изложена своими словами. При этом рассказывая, что-то в аудиторию, нужно воспринимать ее как единое целое, как одного человека.
Выразительность речи.
Во время выступления необходимо следить за своей речью, чтобы она была громкой, четкой, уверенной и соответствовала нормам русской литературной речи.
5. Соответствие отведенному времени.
В отличие от реферата, объем (количество страниц) которого может быть не ограничен, на доклад вам дается строго определенное время. Обычно это 5-10 минут. Эти ограничения нельзя нарушать. В противном случае, преподаватель в праве прервать вас.
799465-211455
1.9. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада
Электронная презентация (от английского presentation – представление) – это мультимедийный документ, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Презентация состоит из отдельных слайдов, объединенных единой темой и единым дизайном.
Мультимедийный документ – это документ, в котором имеются текст, изображения, звуковое сопровождение, видео и анимация. Например, электронная презентация, мультимедийное учебное пособие и др.
Электронная презентация дает возможность увеличить объем информации, которую вы хотите донести до слушателей. Вы можете вынести часть информации на слайд, и слушатели смогут сами прочесть дополнительные сведения, пока вы проговариваете основную часть доклада.
Задачи презентации:
представить содержание доклада в максимально наглядной форме;
облегчить аудитории восприятие информации, содержащейся в докладе;
обратить внимание аудитории на наиболее важные в смысловом отношении части доклада.
Электронная презентация, выполняется в программе Microsoft Power Point или ее аналогах.
Требования к электронной презентации.
1. Объем электронной презентации должен составлять не более 15 слайдов;
2. Все слайды должны быть оформлены в едином цвете и стиле;
3. Слайд не должен быть перегружен излишним текстом (Нельзя на слайд выносить целые абзацы текста из учебника без их переработки. Лучше текст переосмыслить и разбить на пункты, если это возможно);4. Нельзя перегружать презентацию различными анимациями (Слайд не должен быть переполнен выпрыгивающими буквами, летающими заголовками, движущимися изображениями, потому что это отвлекает и рассеивает внимание слушателей);
5. Изображения на слайде должны соответствовать теме презентации (если у вас презентация про медведей, нельзя поместить в нее фотографию котенка, только потому, что он красивый);
6. Стиль, цвет и размер шрифта текста в презентации должен быть одинаковым на всех слайдах презентации (минимальный шрифт заголовков 36, текста - 24);
8. У каждого слайда обязательно должен быть заголовок (Даже если на слайде вы разместили одну фотографию во весь экран, у нее все равно так же должен быть заголовок).
9. Нельзя читать слушателям текст, размещенный на презентации.
1.10. Технология подготовки отзывов о посещении музея.
Отзыв – это обоснованное мнение о чем-либо прочитанном, увиденном, услышанном, представленное в виде письменного или устного текста. Обязательным элементом отзыва является высказывание своего личного отношения к прочитанной книге, просмотренному мультфильму, телепередаче, веб-сайту.
Любой отзыв должен иметь свою определенную структуру, его не следует писать произвольно, как вам вздумается.
Структура отзыва о посещении музея.
1. Общие сведения о музее (название, тип музея, название музейной экспозиции);
2. Мотивы и цели автора отзыва;
3. Введение в предмет обсуждения;
4. Описание музея или отдельной музейной экспозиции (тема музейной экспозиции, временной период, состав экспонатов);
5. Комментарии;
6. Выделение и оценка отдельных залов музея или отдельных экспонатов музейной экспозиции;
7. Оценка работы экскурсовода;
8. Рекомендации.
1438275-237490
1.11. Работа над учебным проектом
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата проекта.
Для обучающегося проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.
Метод проектов – это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проектный метод направлен на:
развитие критического мышления;
развитие творческого мышления;
умения работать с информацией.
Виды проектов по доминирующей деятельности
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Ролевой проект – проект, в котором обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Исследовательский проект – по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Продолжительность проведения проекта:
краткосрочный (разработан на нескольких уроках);
среднесрочный (от недели до месяца);
долгосрочный (от 1 месяца до нескольких месяцев).
Этапы работы над проектом.
Выбор темы проекта (исследования).
Постановка цели (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?). Запись ответов. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?)
Выбор метода. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Составление плана своих действий, время выполнения каждого шага.
Сбор данных (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Запись результатов. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализ результатов. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
Результатом работы над проектом является продукт. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Представление продукта – презентация и защита самого проекта. Получаем общую оценку результатов.
Структура учебного проекта
Этапы Задачи Деятельность обучающихсяДеятельность педагога
Начинание определение темы;
уточнение целей, исходного положения;
выбор рабочей группы уточняют информацию;
обсуждают задание мотивирует обучающихся;
объясняет цели проекта, наблюдает
Планирование анализ проблемы;
определение источников информации;
постановка задач и выбор критериев оценки результатов;
распределение ролей в команде формируют задачи;
уточняют информацию (источники);
выбирают и обосновывают свои критерии успеха помогает в анализе и синтезе (по просьбе);
наблюдает
Исследование сбор и уточнение информации;
обсуждение альтернатив («мозговой штурм»);
выбор оптимального варианта;
уточнение планов деятельности работают с информацией;
проводят синтез и анализ идей;
выполняют исследование наблюдает;
консультирует
Выполнение выполнение проекта выполняют исследование и работают над проектом;
оформляют проект наблюдает;
советует (по просьбе)
Оценка результатов анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого;
анализ достижения поставленной цели участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке наблюдает;
направляет процесс анализа (если необходимо)
Защита проекта подготовка доклада;
обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов;
коллективная защита проекта;
оценка защищают проект;
участвуют в коллективной оценке результатов проекта участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:
титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год);оглавление (перечень основных частей проекта);
эпиграф;
введение
основная часть (главы, разделы, параграфы);
заключение;
список используемых источников и литературы;
приложение (фотографии, рисунки, иллюстрации, карты, таблицы, графики).
Самостоятельная работа по учебной дисциплине БИОЛОГИЯ
2.1. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине
БИОЛОГИЯ
для специальностей:
08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;
21.02.04Землеустройство;
21.02.08Прикладная геодезия;
21.02.06Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;
21.02.05 Земельно-имущественные отношения;
07.02.01Архитектура:
№ Тема Кол-во часов Содержание Формы контроля
1 Химическая организация клетки, живых систем. Органические и неорганические вещества клетки 1 Презентация, поиск дополнительной информации по теме. Защита презентации; биологический диктант
2 Клеточная теория строения организмов. Строение и функции клетки. 1 Наблюдение с помощью лупы клеток растений (арбуз, томат) Конспекты с рисунками и выводами.
3 Строение и функции хромосом.
ДНК. Генетический код. Митоз. 1 Презентации.
Задание по таблице-«Генетический код» Защита презентаций.
Биологический диктант.
4 Организм-единое целое. Обмен веществ и превращение энергии в организме. 1 Презентации, составление диет питания по таблицам калорийности продуктов. Защита презентаций.
Конспекты с диетами
(разные профессии и т.д.)
5 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 1 Презентации. Сообщения. Защита работ.
6 Индивидуальное развитие человека. Влияние вредных привычек на развитие организма 1 Презентации, рефераты.
Сочинение -эссе Защита презентаций, рефератов, сочинений-эссе.
7 Генетика как наука. Законы Менделя (1-й,2-й закон). 1 Решение генетических задач
Конспекты с решениями.
8 Наследственные болезни человека. Значение генетики для медицины 1 Решение генетических задач Конспекты с решениями.
9 Решение генетических задач на законы Г. Менделя. 1 Презентации.
Решение задач сцепленных с полом. Решение тематических генетических задач.
10 Наследственная и ненаследстваенная изменчивость 1 Презентации.Составить схему наследования родовых признаков в своей семье. Защита презентаций
Отчёт в конспекте и в мобильном телефоне.
11 Селекция как наука. Методы селекции растений и животных. 1
Презентации, рефераты. Защита работ.
Составление тезисов в конспекте.
12 Достижения биотехнологии, перспективы её развития. 1 Презентации. Доклады. Защита презентаций.
13 Приспособленность организмов к условиям внешней среды. 1 Презентации. Защита презентаций.
Биологический диктант.
14 Критерии вида. Популяция- структурная единица вида и эволюции. 1 Презентации. Рефераты. С помощью справочного материала сделать описание 1-2 растений по критериям. Защита презентаций.
Конспекты с заданиями.
15 Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Расы. 1 Презентации, рефераты, аннотации на тексты. Защита работ.
Сочинение-эссе.
16 Задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов 1 Презентации, рефераты. Защита работ.
Групповой анализ выполненных рефератов
17 Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы 1 Презентации. Защита работ.
Групповой анализ сообщений
18 Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах 1 Презентации.
Составление пищевых связей в разных биотопах. Защита работ.
Конспект с выполненной работой.
19 Искусственные сообщества-агроэкосистемы, урбоэкосистемы1 Презентации.
Составить план ухода за агрокультурами в локальныхагросообществах. Защита презентаций.
Отчёт в конспектах
(групповая оценка)
20 Биосфера, её структура и функции.
Охрана природы. Ноосфера. 1 Презентации. Сочинение – эссе (личное отношение к экологической ситуации любимого города.) Защита презентаций.
Конспекты с очерком.
для профессий:
15.01.05Сварщик;
08.01.08Мастер отделочных строительных работ;
08.01.06Мастер сухого строительства;
08.01.07 Мастер общестроительных работ
№ Тема Кол-во часов Содержание Формы контроля
1 Химическая организация клетки, живых систем. Органические и неорганические вещества клетки 1 Презентация, поиск дополнительной информации по теме. Защита презентации; биологический диктант
2 Клеточная теория строения организмов. Строение и функции клетки. 1 Наблюдение с помощью лупы клеток растений (арбуз, томат)
Конспекты с рисунками и выводами.
3 Строение и функции хромосом.
ДНК. Генетический код. Митоз. 1 Презентации.
Задание по таблице-«Генетический код» Защита презентаций.
Биологический диктант.
4 Организм-единое целое. Обмен веществ и превращение энергии в организме. 1 Презентации, составление диет питания по таблицам калорийности продуктов. Защита презентаций.
Конспекты с диетами
(разные профессии и т.д.)
5 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 1 Презентации. Сообщения. Защита работ.
6 Индивидуальное развитие человека. Влияние вредных привычек на развитие организма 1 Презентации, рефераты.
Сочинение -эссе Защита презентаций, рефератов, сочинений-эссе.
7 Генетика как наука. Законы Менделя (1-й,2-й закон). 1 Решение генетических задач
Конспекты с решениями.
8 Наследственные болезни человека. Значение генетики для медицины 1 Решение генетических задач Конспекты с решениями.
9 Решение генетических задач на законы Г. Менделя. 1 Презентации.
Решение задач сцепленных с полом. Решение тематических генетических задач.
10 Наследственная и ненаследстваенная изменчивость 1 Презентации. Составить схему наследования родовых признаков в своей семье. Защита презентаций
Отчёт в конспекте и в мобильном телефоне.
11 Селекция как наука. Методы селекции растений и животных. 1
Презентации, рефераты. Защита работ.
Составление тезисов в конспекте.
12 Достижения биотехнологии, перспективы её развития. 1 Презентации. Защита презентаций.
13 Приспособленность организмов к условиям внешней среды. 1 Презентации Защита презентаций.
Биологический диктант.
14 Критерии вида. Популяция- структурная единица вида и эволюции. 1 Презентации. Рефераты. С помощью справочного материала сделать описание 1-2 растений по критериям. Защита презентаций.
Конспекты с заданиями.
15 Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Расы». 1 Презентации, рефераты, аннотации на текст. Защита работ.
Сочинение-эссе.
16 Задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов 1 Презентации, рефераты. Защита работ.
Групповой анализ выполненных рефератов
17 Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы 1 Презентации. Защита работ.
Групповой анализ сообщений
18 Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах 1 Презентации.
Составление пищевых связей в разных биотопах. Защита работ.
Конспект с выполненной работой.
19 Искусственные сообщества-агроэкосистемы, урбоэкосистемы1 Презентации.
Составить план ухода за агрокультурами в локальныхагросообществах. Защита презентаций.
Отчёт в конспектах
(групповая оценка)
20 Биосфера, её структура и функции.
Охрана природы. Ноосфера. 1 Презентации. Сочинение – эссе (личное отношение к экологической ситуации любимого города.) Защита презентаций.
Конспекты с очерком.
Темы рефератов, докладов, электронных презентаций, мини-проектов
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Биологическое значение митоза и мейоза.
Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
Половое размножение и его биологическое значение.
Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Закономерности фенотипической и генетической изменчивости.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных.
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История происхождения отдельных сортов культурных растений.
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
Современные представления о зарождении жизни.
Различные гипотезы происхождения.
Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
Ранние этапы развития жизни на Земле.
Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
Современные представления о происхождении птиц и зверей.
Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Сукцессии и их формы.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Устойчивое развитие природы и общества.
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету.
Уровни организации живой материи.
Критерии живых систем.
Химический состав клеток.
Методы изучения клеток
Нерганические вещества клетки. Вода. Минеральные соли.
Органические вещества клетки. Белки – биополимеры.
Свойства и функции белков.
Органические вещества клетки. Углеводы.
Органические вещества клетки. Жиры и липоиды.
Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК.
Биосинтез белка.
Этапы энергетического обмена.
Эукариотическая клетки. Цитоплазма. Органоиды.
Строение и функции ядра.
Прокариотическая клетка. Строение бактерий, их значение в промышленности, медицине.
Неклеточные формы жизни. Вирусы, их особенности строения.
Оосновные положения современной клеточной теории.
Бесполое размножение. Митоз.
Половое размножение. Половые клетки.
Мейоз.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый, второй законы Г. Менделя.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.
Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.
Закономерности изменчивости . Комбинативная изменчивость.
Закономерности изменчивости. Модификационная (ненаследственная) изменчивость.
Развитие эволюционных идей в Античном мире, в Средние века, эпоху Возрождения.
Эволюционное учение К.Линнея.
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Эволюционная теория Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
Учение Дарвина о естественном отборе.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
Относительный характер приспособленности организмов к среде обитания.
Видообразование как результат микроэволюции.
Макроэволюция. Доказательства эволюции.
Главные направления прогрессивной эволюции.
Основные направления биологической эволюции.
Положение человека в системе животного мира.
Движущие силы антропогенеза.Древнейшие люди.
Стадии эволюции человека. Древние люди (неандертальцы).
Первые современные люди. Роль труда в происхождении человека.
Расы человека.
Абиотические факторы среды.
Биогеоценоз. Экосистема
Биосфера, её структура и функции.
Цепи питания.
Внутривидовые взаимоотношения в экосистеме.
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.
Природные ресурсы и их использование.
Влияние человека на природу. Охрана природы.
Бионика как наука.
2.4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для обучающихся.
Константинов, В.М. Биология [Текст] : учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – 4-е изд. стер. – Москва: Академия, 2012. – 320 с.
Вейсман, М.Г. Тайная жизнь тела: клетка и ее скрытые возможности [Текст] / М.Г. Вейсман. – Санкт-Петербург: Вектор, 2011. – 160 с.
Ионцева, А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах [Текст] / А.Ю. Ионцева. – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.
Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – Москва: Дрофа, 2014. – 367 с.
Колесников, С.И. Биология. Экология. Подготовка к ЕГЭ. Теория и тренировочные задания [Текст] : учебно-методическое пособие / С.И. Колесников. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014. – 208 с.
Копылова, Н. А. Химия и биология в таблицах и схемах [Текст] / Н.А. Копылова. – изд. 2-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 250 с.
Ларина, О.В. Удивительная экология [Текст] / О.В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с.
Левитин, В. Удивительная генетика [Текст] / В. Левитин. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2016. – 256 с.
Медведева, А.А. Как решать задачи по генетике [Текст] : учебное пособие / А.А. Медведева. – Москва: Вентана-Граф, 2014. - 320 с.
Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / enc-dic.com/biology . - Режим доступа: www.enc-dic.com/biology, свободный. – Загл. с экрана.
Биология в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / biootvet.ru. – Режим доступа: www.biootvet.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете [Электронный ресурс] / nrc.edu. ru. – Режим доступа: www.nrc.edu. ru, свободный. – Загл. с экрана.
Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты [Электронный ресурс] / biology.ru. – Режим доступа: www.biology.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Википедия [Электронный ресурс] / wikipedia.org. - Режим доступа: www.wikipedia.org, свободный. – Загл. с экрана.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии [Электронный ресурс] / window.edu. ru. – Режим доступа: www.window.edu. ru, свободный. – Загл. с экрана.
Жизнь растений - цифровая тематическая библиотека [Электронный ресурс] / plant.geoman.ru. - Режим доступа: www.plant.geoman.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Живые существа: Электронная иллюстрированная энциклопедия [Электронный ресурс] / encyclopedia.ru. - Режим доступа: www.encyclopedia.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Журнал Биология [Электронный ресурс] / bio.1september.ru. - Режим доступа: www. bio.1september.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии [Электронный ресурс] / biodat.ru. - Режим доступа: www.biodat.ru, свободный. – Загл. с экрана.
FIorAniraal : портал о растениях и животных [Электронный ресурс] / florariirnal.ru. - Режим доступа: www.HYPERLINK "florariirnal.ru"florariirnal.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас [Электронный ресурс] / med.claw.ru. - Режим доступа: www.med.claw.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] / nature.ok.ru. – Режим доступа: www.nature.ok.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии [Электронный ресурс] / 5ballov. ru/test. – Режим доступа: www.5ballov. ru/test, свободный. – Загл. с экрана.
Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета [Электронный ресурс] / vspu.ac. ru/deold/bio/bio.htm. – Режим доступа: www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm, свободный. – Загл. с экрана. «Бесплатная виртуальная электронная библиотека – ВВМ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.velib.com, свободный
Каталог образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный
Образовательный портал «Учеба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ucheba.com, свободный
Официальный сайт Федерального института педагогических измерений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/, свободный
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege.edu.ru/, свободный
Сайт «Культура письменной речи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru, свободный
Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/, свободный
Список информационных источников
Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Стародубова Г.А. Формирования иформационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н. И. Гендина. - Учебно-метод.пособие. - Москва, 2002 г . 309 с.
ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления» [Текст]. – Введ. с 2004–07–01. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 137 с.
Воронцов, Г. А. Работа над рефератом [Текст] / Г. А. Воронцов. – Ростов н/Д. : МарТ, 2002. – 64 с.
Как написать хороший реферат [Электронный ресурс] / www.referats.info. – Режим доступа : www.referats.info/articles/referat.htm , свободный. – 2009.
Калмыкова, И. Р. Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов [Текст] // Образование в современной школе. – 2001. – № 11. – С. 57–61.