Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе
«Цветик-семицветик»
Командная игра-викторина, в которой от участников требуется показать знание фактов, событий и других сведений, связанных с литературой и другими видами искусства.
Участвуют 4 команды: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Во всех командах равное количество игроков- участников.
Цель: 1) выявить уровень начитанности, знаний по литературе и других сведений, фактов, событий;
2) повысить познавательную мотивацию школьников, способности, побуждающие к логическому мышлению;
3) воспитывать трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, коллективизм.
Ход мероприятия.
Ведущий. Мы попытаемся с вами за урок прожить целую неделю, с ее рабочими днями – буднями и выходным днем.
Для каждого дня недели определен свой цвет. Условной шкалой служит цветик – семицветик. Семь дней недели –семь лепестков того цвета, который соответствует цвету дня недели. Понедельник – красный.
Вторник – оранжевый.
Среда – желтый
Четверг – зеленый
Пятница – голубой
Суббота – синий.
Воскресенье – фиолетовый.
Победителем станет та команда, которая соберет полную коллекцию жетонов – лепестков и составит цветик – семицветик, либо та, у которой окажется их наибольшее количество.
Понедельник (красный цвет)
Самая известная поговорка о понедельнике? (Понедельник – день тяжелый).
Как вы понимаете термин «эпитет»? (Определение, придающее выражению образность, эмоциональность, подчеркивающий один из признаков предмета)
Что такое композиция произведения? (построение, расположение и взаимосвязь частей произведения).
Что такое аннотация? (Краткая заметка, поясняющая содержание книги).
Что такое трилогия? (Три литературных произведения, объединенных единым замыслом автора. Например трилогия М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты)».
Вторник (оранжевый цвет).
Как называются все рабочие дни недели, в том числе и вторник? (Будни)
(На доске или карточках – даты). Что это за даты? Угадать.
1799 – 1837 (Годы жизни А. С. Пушкина)
1814 – 1841 (Годы жизни М. Ю. Лермонтова)
1870 – 1831 (Годы жизни А. И. Грина).
1823 – 1831 (Годы работы Пушкина над романом «Евгений Онегин»)
Среда (желтый цвет).
Какова изначальная роль среды, выраженная в ее названии? (Средний день недели)
Определить по портретам великих людей. Назвать их. (Демонстрируются портреты)
М. Горький 5. Ш. Валиханов
М. Лермонтов 6. М. Шолохов
Л. Толстой 7. Абай
С. Есенин 8. Н. Гоголь
Четверг (зеленый цвет)
Назовите слово, подарившее название четвергу. (Четвертый)
Назовите автора стихов. Звучит песня «Отговорила роща золотая». (С. Есенин)
О ком идет речь? Назовите автора и произведение.
Не красотой сестры своей,
Не прелестью своей румяной
Не привлекла б она очей. (Татьяна Ларина, роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)
Назовите произведение и автора. «Мальчик спешил домой. Он был готов на все, третий день пути был последним. На ночевке в Корыке он затемно разбудил Байтаса – родственника, приезжавшего за ним в город и уговорил своих спутников выехать, едва занялась заря». (М. Ауэзов «Путь Абая»)
Определить жанр произведения, название и автора:
Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза Басня «Стрекоза и Муравей» Крылова)
Пятница (голубой цвет).
Самое наибольшее число пятниц на неделе для необязательного человека? (Семь)
Обещание из уст ленивого человека, который начало какого-нибудь нужного дела откладывает на потом. (С понедельника начну).
Где сначала идет пятница, а потом четверг? (В словаре)
Атмосферные осадки, после которых, если они случаются в четверг, осуществится задуманное. Назовите выражение. (Четверг. После дождичка в четверг).
Число месяца, которое, совпадая с пятницей, делает этот день несчастливым? (13)
Суббота (синий цвет)
Назовите традиционный цвет для обозначения субботних и воскресных дней в календаре. (Красный)
Игрок каждой команды вытаскивает карточку, на которой написаны названия произведений
«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
«Капитанская дочка» А. С. Пушкин
«Василий Теркин» А. Т. Твардовский
«Сын бая и сын бедняка» Ы. Алтынсарин
Выходят из класса и там, на листочках, пишут 4 слова, которые ассоциируются у них с этим произведением. Остальные члены команды думают тоже. Когда игрок заходит в класс, то члены его команды называют свои слова, если есть совпадения – команда получает жетон – лепесток.
Пока команды готовятся, игра со зрителями. Ответить на вопросы.
1. Кто из литературных героев
- 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо).
- вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил из болота себя за волосы? (Барон Мюнхаузен)
2. Наоборот. Придать названным произведениям противоположный смысл и угадать их.
- «Подвиг и награда» (Преступление и наказание»)
- «Мышь босиком» (Кот в сапогах»)
- «Девочка с ладошку» (Мальчик -с- пальчик»)
3. Вспомните и угадайте:
- Какая женщина получила доход от преступлений? (Агата Кристи)
- Что имел в виду Б. Шоу: «В кармане у моего приятеля бикфордов шнур. На одном конце огонь, на другом – дурак»? (Сигарету)
- В конце 18 века вышла книга под названием «Не любо – не слушай, а лгать не мешай». Как она называется сейчас? («Приключения барона Мюнхаузена»)
- Какой писатель в молодости выступал под псевдонимом «Врач без пациентов»? (А. П. Чехов)
4. Перевертыши. Перевести эти абракадабры на нормальный язык с точностью до наоборот.
-Дылда -дочь от мамы смылась (Крошка – сын к отцу пришел)
-Твоя племянница заурядных подлых беззаконий (Мой дядя самых честных правил)
- Громче, кошки, пес в подвале (Тише, мыши, кот на крыше)
- Увядали дыни и арбузы, утонули дожди под землей (Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой)
Воскресенье (фиолетовый цвет)
Как называлось воскресенье в Древней Руси? (Неделя)
В воскресенье идем на вернисаж (выставку картин), где можем попробовать и свои художественные способности. Вам предстоит оживить иллюстрацию и показать командам соперников. От того, как вы это изобразите, зависит ваш выигрыш. Если соперники угадывают название произведения и автора, вы и они получают жетоны. (Можно использовать репродукции картин Васнецова «Три богатыря», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и др.)
Пока команды готовятся – концертный номер.
Подведение итогов викторины. Объявление результатов и награждение команды – победительницы.
15