НОД на тему Русская изба
Конспект непосредственной образовательной
деятельности в образовательной области «Познание»
на тему: «Русская изба». I
МКОУ Красносельская
дошкольная ступень образования
подготовительная группа
Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна.
Цель:
Расширить круг интересов детей при помощи экспозиций музея. Дать детям представление 0 ЖИЗНИ, быте И традициях русского народа.
Программное содержание:
Знакомить детей c экспозицией - «русская изба» - жилищем крестьянской семьи.
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Расширить словарный запас: изба, горница, веретено, лапти, прялка, чугунок, ухват.
Закрепить умение расписывать посуду домашнего обихода (ложки), играть на народных музыкальных инструментах.
Воспитывать интерес к истории России, русскому фольклору, народным традициям.
Материал и оборудование:
Предметы домашнего обихода, русские народные костюмы
краски, вырезанные ложки
Интеграция с другими образовательными областями:
Коммуникация.
Музыка.
художественная литература.
Художественное творчество.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок.
Рассматривание иллюстрации к русским народным сказкам.
Разучивание хороводных песен, русских народных игр, игра на народных музыкальных инструментах.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Мы находимся в мини - музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Здесь много разных экспозиций. Экспозиция, ребята, - это предметы, собранные на одну определённую тему. Мы видим экспозицию о BOB, об истории д/с, истории русского костюма, но мы остановимся на одной - это экспозиция «Русская изба».
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь обращали внимание: она занимает почти пол-избы.
- А для чего она нужна? Ответы детей.
- Ребята, а кто знает пословицы об избе?
Давайте их проговорим:
Соня: « Без печи хата - не хата».
Никита: « Когда в печи жарко ~ тогда и варко».
Катя: « Что есть в печи - все на стол мечи».
Ариша: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Павлик: «Как ни ищи - не найдешь лучше своей печи»
Альбина: «Не изба хозяина красит w a хозяин избу»
Воспитатель: Молодцы.
O печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (ухват, чугунок).
Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.
- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугуиок в печь).
В избе была одна большая комната - ее называли «горница», в горнице стоял стол.
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
Дети, а как вы думаете, почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
Да, на лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как
места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками.
Долгими зимними вечерами парни резали миски, ложки из дерева, девицы
вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работай? молодые девушки и
парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Воспитатель: Давайте и мы с Вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Игра с лентой
(мелодия «Ах, вы сени»)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому, что ты самая добрая» и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.) Игра
повторяется.
Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея.
- Обратите внимание на окна - на них висят расшитые занавески.
- На полу расстелены домотканые половики.
- Посмотрите, как красиво заправлена кровать: она застелена подзорником, кровать покрыта лоскутным покрывалом, оно сшито своими руками (вручную) и как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.
- Мы сегодня с вами тоже побудем мастерами и поиграем в игру: «Собери
лоскутное одеяло».
- B каждой избе есть обязательно красный угол. В нашем музее тоже есть красный угол. Дети, как вы думаете, почему называли «красный угол». (Ответы детей). Да, в старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висели иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, выставляли красивую посуду, чашки, ложки,
угощали чаем из самовара гостей.
- А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (ответы детей)
- Да, ребята, правильно, на прялке пряли нитки, посмотрите. Вот так клали кудель (Шерсть, лен) и пряли с помощью другого приспособления веретено. Вытягивали тонкую нить, и нить наматывалась на веретено.
Послушайте загадку:
Загадка: Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь (веретено)
Когда на веретено наматывалось много нити, ее перематывали в клубки. И из клубков вязали теплые вещи (носки, варежки). Давайте попробуем смотать клубочек (дети сматывают клубочек).
Воспитатель:
Ребята, что это за экспонат? (утюг)
А чем этот утюг отличается от утюга, которым гладят ваши мамы? (ответы детей).
- Этот утюг нагревается c помощью углей и у него нет шнура (Когда хозяйки топят печи, после дров остаются угли, эти угли кладут во внутрь утюга, он нагревается от горячих углей и тогда им гладят).
- Дети, давайте подойдём к следующей экспозиции и посмотрим на одежду, в которой ходили в старину. Наши дети - Никита и Катя, приготовили небольшой рассказ об одежде. Рассказ детей.
- Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом и кушак.
- Женская Одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили "Женеву - это юбка, у которой не сшиты края и передник.
Воспитатель: А наши дети, сегодня тоже одеты в русские народные костюмы, какие они красивые. Самой распространенной обувью русского нар0да, были лапти (обращаю внимание, из чего они сделаны и рассматриваем).
- Чтобы прокормить большие семьи на подворье держали домашних животных. Давайте подойдем и посмотрим, какие животные есть на подворье (корова, свинья, куры, гуси...)
- Обратите внимание на забор, его в старину называли плетень, его плели из прутьев.
- Воду хозяйки носили из колодца на коромысле.
- Дети, присядьте на бревнышки и обратите внимание на полочку, где стоят крынки, в них цедили молоко, миски, деревянные ложки, вырезанные из дерева. Обратите внимание на красивую роспись (рассматриваем). Дети, какие мы видим элементы росписи? Ответы детей.
Загадка:
1. Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю
Но когда несу еду
Мимо рта не пронесу. (ложка)
Воспитатель: Ложками не только можно есть, а можно еще и играть на ложках, как на музыкальных инструментах. Давайте покажем.
Игра на муз. инструментах (ложки, бубенчики) под русскую народную
мелодию «Светит месяц».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю побыть художниками и расписать красиво ложки, пройдем в группу и присядем за столы.
- Какие элементы узора можно использовать для рисования (круги, точки, листочки, ягоды. . .). А, как называется наша роспись, вспомните?
(дети рисуют)
Воспитатель: - Какие красивые ложки у вас получились, молодцы, постарались (рассматриваем).
- Ребята, мы с вами сегодня посетили мини - музей нашего детского сада «Русская изба»
- Что нового и интересного вам запомнилось из жизни русских людей?
Ответы детей.
15